Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа
Быстрорастущее производство является реалиями нашего времени. Процесс экономического развития общества не возможно представить без применения достижений научно-технического прогресса. Только создавая новые товары, можно держать на должном уровне покупательскую активность, иначе все денежные средства населения будут участвовать только в накоплении, что в конечном итоге приведёт к падению основных экономических показателей и уровня жизни в целом.
Введение……………………………………………………………………….2
1 Организация инновационной деятельности на предприятии…………....4
1.1 Понятие инновационной деятельности и её роль в экономическом развитии предприятия…………………………………………………….…..4
1.2 Инновационный потенциал работника как фундамент инновационной активности предприятия……………………………………………………..9
1.3 Управление инновационной деятельностью предприятия……………13
2 Инновационная деятельность предприятия «Бира-Мебель»……………18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………24
2.2 Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия…28
2.3 Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы.. ………………………………………
По большому счёту, нет чётких рекомендаций по выявлению новаторов. Это связано с тем, что инновационные процессы сложны и многолики и основаны они на творчестве, которое является процессом создания чего-либо нового.
Тем не менее, к характерным признакам новаторства относят:
1) способность активно участвовать в создании новшеств;
2) умение логично действовать в условиях неопределенности, повышенного риска и находить при этом решения проблем;
3) высокое чувство ответственности, желание на деле проверить свои способности.
Новаторов можно характеризовать через их отношение к труду. Им свойственны:
1) ориентация на высокие стандарты качества труда;
2) творческое отношение к работе;
3) стремление выполнить работу лучше, чем от[ него ожидают;
4) уверенность и последовательность при реализации нововведений;
5) готовность к неожиданным решениям и новым установкам;
6) гибкость и восприимчивость ко всем переменам.
Новаторы характеризуются и такими личностными качествами, как коммуникабельность, знание своих слабых и сильных сторон, стремление постоянно набираться опыта, самостоятельность, инициативность, здоровые амбиции, желание обмениваться опытом.
Необходимо понимать, что новаторы могут принадлежать к разным категориям персонала. Не только работники ИТР или специалисты могут проявлять новаторство. Именно поэтому, процесс поиска и вовлечения в активную деятельность работников-новаторов должен охватывать все подразделения и службы предприятия, в том числе и производство. К новаторским кадрам могут относиться ученые, генерирующие идеи; управленцы, распознающие наиболее эффективные нововведения и организующие процесс их внедрения; специалисты, доводящие эти идеи до внедрения; квалифицированные рабочие, выступающие с проектами совершенствования изделий или технологических процессов.
Существуют различные типы новаторов в организации.
В первую очередь выделяют следующие типы новаторов:
1) «генераторы идей»;
2) «антрепренеры»;
3) «информационные привратники».
«Генератор идей» — важнейший тип новаторского персонала. К его характерным чертам относят способность выдавать в сжатые сроки большое количество оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремиться к решению сложных проблем, иметь независимые суждения и относиться негативно к навязываемому мнению. В свою очередь, «генераторы идей» разделяются на «изобретателей», «синтезаторов» и «аналитиков».
«Антрепренер» - ключевая фигура инновационной системы управления трудом. Обычно это энергичный руководитель в организации, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, и свои собственные. Его деятельность проходит в условиях повышенного риска и неопределенности, связана с активным поиском нестандартных решений и настойчивым преодолением трудностей в их доведении до реального воплощения. «Антрепренер» — это, по сути, предприниматель, который достигает успеха за счет умелой организации и объединения различных ресурсов, наделен способностью упрощать проблему, всегда умеет в сложной ситуации выделить одну - две ключевые проблемы, стремится к самостоятельности и независимости.
«Информационный привратник» - работник, находящийся в узловых точках коммуникационных сетей, способный аккумулировать и переносить специализированную информацию, контролировать потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Он накапливает и распространяет новейшие знания и передовой опыт, «подпитывает» творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в организации. Существуют технологические, рыночные, производственные привратники, которые хорошо различимы в организации.
В организациях выделяются также различные группы сотрудников, которые способствуют развитию новаторской деятельности. К ним относятся:
1) «Деловые ангелы» - чаще всего управленческий персонал организации, который выступает в качестве инвестора рисковых инновационных проектов, что имеет ряд преимуществ для организации, так как их кредит значительно дешевле банковского.
2) «Вольные сотрудники» - это ограниченный контингент новаторов в организации, которые получают на определенный срок практически полную свободу действия. Их цель — сотрясать систему управления организацией, что приводит к появлению у прочих работников новых новаторских идей.
3) «Золотые воротнички» — обычно высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Чаще всего «золотые воротнички» работают по найму в корпорациях, университетах, консультационных организациях или совмещают работу по найму с предпринимательской деятельностью путем создания в организациях внутрифирменных рисковых предприятий.
4) «Альтернативный персонал» относится к внештатным сотрудникам и привлекается в организации в период повышенной нагрузки или при нехватке персонала, при этом количество «альтернативного персонала» в отдельные периоды может превосходить количество постоянных работников. За счет умелого вовлечения в работу нештатных сотрудников можно добиться значительного превосходства над конкурентами.
Результативность творческой работы инновационного работника определяется:
1) творческим и интеллектуальным потенциалом;
2)
эргономическими условиями
3)
внутренним настроением
4) отношением с непосредственным руководителем;
5) совокупностью мотивирующих факторов на предприятии.
Основную
роль при стимулировании работников играет
материальный фактор, однако следует учитывать,
что инноваторы - люди творческие. Необходимо
учитывать и стремление к самореализации
в творчестве в процессе всех видов инноваций.
Повышению инновационной культуры на
предприятии будет способствовать повышение
уровня мотивации работников к инновационной
деятельности.
1.3 Управление инновационной деятельностью предприятия Инновационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, требует управления. Управление инновациями предусматривает реализацию трех основных задач:
1)
реализация инновационной
2)
создание специфических (
3) управление портфелем проектов НИОКР.
Первая
задача – реализация инновационной
процедуры проекта НИОКР
Рис.
1.1 – Инновационная процедура
проекта НИОКР
Успешная
отработка указанной процедуры
позволяет получить комплект конструкторской
документации для тиражирования
новой разработки и снизить риск
получения
Необходимость во введении совершенно новых продуктов или, что более часто происходит, в дополнении существующих продуктовых линий может возникнуть при анализе портфеля стратегических зон хозяйствования (СЗХ) с помощью матричной техники.
Этап генерации идей представляет собой процесс поиска возможностей создания новых товаров (услуг). Он включает определение источников новых идей и методов их генерации. На этом этапе целесообразно собирать любые идеи без какой-либо критики.
После того как выделены идеи потенциальных товаров, следует провести их фильтрацию, чтобы исключить из дальнейшего рассмотрения малопривлекательные. Как правило, такая фильтрация производится с помощью метода экспертных оценок.
Проверка
концепции подразумевает
Экономический
анализ оставшихся идей продукта достаточно
детализован, так как следующий
этап – дорогая и длительная разработка
продукции – научно-
Этапы разработки продукта и испытания регламентированы ГОСТ 15.101-80 «Порядок проведения НИР» и ГОСТ 15.001-73 «Основные этапы ОКР» и представляют собой длительный процесс непосредственно научных исследований, разработки конструкторской документации и проведение системы испытаний с привлечением значительной доли ресурсов компании.
Пробный маркетинг дает возможность оценки продвижения и распределения продукта в небольших масштабах. Он предоставляет дополнительную информацию в преддверии коммерческой реализации и может значительно повысить вероятность ее успеха. Следует отметить, что даже на этой поздней стадии половина разработанных товаров не удовлетворяет критерию годности для выпуска в национальных масштабах. В случае принятия потребителями нового продукта и проведения грамотной маркетинговой политики, коммерческая реализация разработанного продукта может считаться успешной.
Второй
задачей управления инновационной
деятельностью компании является создание
специфических (инновационно-ориентированных)
видов ресурсов и управление всеми
видами ресурсов, выделенных на проект
НИОКР. Под специфическими (инновационно-
Успешность НИОКР во многом зависит от обеспеченности именно этими видами ресурсов, важной особенностью которых является их уникальность и невзаимозаменяемость: нельзя в ходе выполнения НИОКР заменить базу для изготовления опытных образцов лабораторным оборудованием или специалистов высшей категории, например конструкторов, инженерно-техническими кадрами.
Необходимо учитывать, что расходование всех видов ресурсов на отдельных стадиях в ходе отработки проектов НИОКР при реализации инновационной процедуры, как правило, является неравномерным и зависит от характера работ. Максимальный денежный отток наблюдается на этапе освоения основного производства. В случае необходимости сокращения времени реализации проекта НИОКР, требуются значительные дополнительные ресурсы всех видов, а в случае их отсутствия, НИОКР могут быть приостановлены и законсервированы на любой стадии проекта.
Третьей задачей инновационного менеджмента является управление портфелем проектов НИОКР. Инновационная активность компаний на практике не ограничивается разработкой и коммерческой реализацией какого-либо одного или нескольких проектов. Однажды компания, начав осуществлять инновационную деятельность, продолжает ее и впредь, вливаясь в ряды тех, кто развивает и продвигает научно-технический прогресс. Это связано с тем, что компаниями создается собственный инновационный потенциал, который требует значительных финансовых затрат, и ликвидация его после завершения отдельного проекта НИОКР за редким исключением имеет смысл. Таким образам, компании, преодолев барьеры входа в данный вид активности, вынуждены продолжать ее и далее, либо ликвидировать созданный ею инновационный потенциал.
Проблема, которая возникает у компаний, решивших продолжить инновационную активность, – это проблема управления потоком проектов НИОКР. Задачей инновационного менеджмента теперь становится также балансировка и управление проектами НИОКР во времени. По существу балансировка портфеля НИОКР означает его ресурсную оптимизацию, и в первую очередь – финансовую.
Информация о работе Организация инновационной деятельности на предприятии