Организация биржевой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:04, реферат

Краткое описание

Организация биржевой торговли оказывает значительное влияние на стабильность и ликвидность биржевого рынка. В то время как биржевая торговля осуществляется в специально отведенном месте - в здании биржи, на биржевом рынке совершаются сделки с определенными видами товаров, в соответствии с установленными правилами. Регулирование биржевой деятельности - это совокупность конкретных способов и приемов по определенному упорядочению работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований. Целью регулирования биржевой деятельности является обеспечение устойчивости, сбалансированности и эффективности биржевого рынка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Особенности организации и регулирования биржевой деятельности……3
1.1 Характеристика и сущность биржи…………………………………………3
1.2 Основные операции и сделки на бирже…………………………………….7
2. Организация и регулирование биржевой деятельности в России……….11
2.1 Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России…………………………………………………………………………….11
2.2 Анализ недостатков регулирования биржевой деятельности в России и пути её совершенствования……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

биржевое дело.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Биржевые сделки - это взаимосогласованные действия участников торгов, направленные на возникновение, установление, прекращение или изменение их прав и обязанностей в отношении биржевых товаров и совершенные в помещении биржи в установленные часы ее работы. Они имеют своим предметом заменимые товарные и фондовые активы, допущенные к котировке и обращению на бирже.

Существует четыре основных типа биржевых сделок: сделки с предъявлением  товара; индивидуальные форвардные сделки; фьючерсные стандартные сделки; опционные  сделки.

Регламент заключения сделки определяется биржей. К общим требованиям регламента биржевых сделок относится требование заключения сделок в письменной форме.

Различают регулярные, кассовые и срочные сделки. Регулярные сделки - это сделки, полный расчет по которым должен произойти в обычные сроки. Кассовые сделки - это сделки немедленного исполнения. Срочные сделки - это сделки, которые имеют фиксированные сроки расчета, заключения контракта и установления цены.

Рост объемов торговли и расширение числа их участников предъявляли новые требования к  биржевым технологиям и механизмам. Не менее важными являются механизмы обеспечения торгов, передачи и хранения ценных бумаг, а также организационная структура бирж, и её законодательное регулирование.

 

 2. Организация и регулирование биржевой деятельности в России

2.1 Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России

 

По мере становления российского  биржевого рынка создается и  отлаживается система его регулирования. Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности:

- Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

- Федеральная комиссия по товарным биржам;

- Министерство финансов РФ;

- Центральный банк Российской Федерации.

Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась  едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен проект Закона РСФСР "О товарных биржах и биржевой торговле. Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках, а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж.

Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имевшихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления к рыночным механизмам.

Согласно документу биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие этим положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов "товарная биржа" или "биржа" и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур.

В законе дается определение  биржевого товара, а также обозначены объекты, которые не могут быть предметом биржевых сделок. В документе представлен порядок учреждения, организации и ликвидации товарной биржи. Большое внимание уделено государственному регулированию деятельности товарных бирж.

Роль государства в  регулировании биржевой деятельности в России довольно значительна. В  соответствии со ст. 33 Закона РФ "О  товарных биржах и биржевой торговле" для осуществления государственного регулирования деятельности товарных бирж и контроля за ними при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур была создана Комиссия по товарным биржам (КТБ).

В состав этой комиссии включаются председатель, представители государственных  органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов и объединений, брокерских гильдий и ассоциаций, эксперты и представители от общественных объединений предпринимателей.

В ст. 34 Закона определены функции Комиссии по товарным биржам:

- выдача лицензий на организацию биржевой торговли;

- осуществление лицензирования биржевых посредников, биржевых брокеров на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле и контроль за ними;

- контроль за соблюдением законодательства о биржах;

- организация и изучение деятельности товарных бирж;

- разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов;

- рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребление и нарушение законодательства в биржевой торговле;

- разработка предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

В ст. 35 Закона установлены  полномочия Комиссии по товарным биржам:

- отказ бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли установленным требованиям;

- аннулирование выданной бирже лицензии или приостановление ее действия, если биржа нарушает законодательство;

- направление бирже обязательного для исполнения предписания об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;

- направление биржевому посреднику обязательного для исполнения предписания о прекращении деятельности, противоречащей законодательству;

- применение к бирже или биржевому посреднику соответствующих санкций в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии;

- назначение государственного комиссара на биржу;

- организация по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторских проверок деятельности бирж и биржевых посредников;

- требование от бирж, расчетных учреждений клиринговых центров и биржевых посредников представлений учетной документации;

- направление в суд или арбитражный суд материалов для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передача материалов в соответствующие правоохранительные органы.

Для непосредственного  контроля за соблюдением биржей и  биржевыми посредниками законодательства на биржу назначается государственный комиссар, который обязан:

- содействовать всемерному развитию конкуренции в биржевой торговле;

- обеспечивать соблюдение прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж;

- предотвращать любые формы дискриминации какого-либо участника биржевой торговли.

Государственный комиссар вправе:

- присутствовать на биржевых торгах;

- участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (биржи с правом совещательного голоса;

- знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржи и их решения, в том числе конфиденциального характера;

- вносить предложения и делать представления руководителям биржи;

- вносить предложения в Комиссию по товарным биржам;

- осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.

Главным координирующим органом на рынке ценных бумаг  в настоящее время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Государственное регулирование  главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время действует  более 300 таких актов, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком.

На первичном рынке  государственное регулирование  сосредоточено на поддержании единого  порядка эмиссии ценных бумаг  в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке  государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка  и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций с ценными бумагами.

Выделяют следующие  методы регулирования рынка ценных бумаг:

- регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;

- лицензирование деятельности профессиональных участников рынка;

- аттестация специалистов инвестиционных институтов;

- страхование инвесторов;

- аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

- надзор и контроль за проведением фондовых операций;

- регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;

- раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Составной частью государственного регулирования является лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка.

Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документом, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.

Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии.

Решения об аннулировании  или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в двухмесячный срок на основе:

- материалов, осуществленных финансовыми органами проверок, в которых установлены факты нарушений в деятельности товарной биржи;

- официальных уведомлений территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений.

При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных  предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд.

Биржа может быть ликвидирована  по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным  судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Механизм лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование как биржевых посредников, так и инвестиционных институтов, дающее право действовать на рынке ценных бумаг.

Помимо государственного регулирования исторически сложился принцип саморегулирования, который заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые нормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретной биржи. В следующем параграфе курсовой работы, будут рассмотрены особенности регулирования и организации деятельности

К ним относят учредительный  договор, устав биржи и правила  биржевой торговли. В учредительном  договоре должны быть указаны:

- учредители биржи;

- цель создания биржи и способы реализации поставленной цели;

- ответственность учредителей по обязательствам биржи;

- первоначальный размер уставного капитала, деление его на акции и порядок распределения между учредителями;

- права и обязанности учредителей биржи;

- порядок распределения прибыли и учреждение резервного фонда;

- условия прекращения деятельности биржи;

- местонахождение и реквизиты биржи.

В уставе биржи должны быть определены:

- структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;

- размер уставного капитала;

- перечень и порядок формирования постоянных фондов;

- максимальное количество членов биржи;

- порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;

- права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;

- порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Правила биржевой торговли должны включать:

- порядок проведения биржевых торгов;

- виды биржевых сделок;

- наименование товарных секций;

- перечень основных структурных подразделений биржи;

- порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;

- порядок регистрации и учета биржевых сделок, котировки цен биржевых товаров;

- порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествовавших биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен, а также информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;

Информация о работе Организация биржевой торговли