Организация биржевой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Биржа являет собой пример чистого рынка, на котором ежедневно происходит столкновение усилий продавцов и покупателей биржевых контрактов, которые обслуживают биржевые посредники. Это позволяет использовать данный рынок для изучения и иллюстрации многих теоретических положений современной экономической теории.
Базовым моментом биржевой торговли является определение понятия - биржевой товар. В Европе, начиная с XVI века в качестве биржевых товаров использовались различные материалы и продукты питания: перец, гвоздика, кофе, табак, хлеб, соль, лес, сукно, рис и др. Биржи первоначального периода были биржами реальных товаров. Параметрические характеристики биржевых товаров постепенно выкристаллизовывались, и сегодня из общей массы товаров лишь немногие удовлетворяют их требованиям.

Оглавление

1. Введение............................................................................................................3
2. Котировка цен биржевых товаров...................................................................4
3. Место и роль брокерской службы на бирже.................................................11
4. Заключение......................................................................................................16
5. Список используемой литературы.................................................................17
6. Задача................................................................................................................18
7. Тест....................................................................................................................19

Файлы: 1 файл

ОБТ вариант 20 готовая.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                   по  дисциплине  «Организация биржевой торговли»

           на  тему: «Вариант №20»

       

 

 

 

 

 

                                            Выполнил: студент  5 курса

                                                    факультета  МиМ

                                                    специальности  маркетинг

                                                    группы дневной

                                                    Миляева С.Г.

                                                    № л.д.08мад13039

                                           Проверил: Ляшко В.Г.

 

 

 

 

 

 

                                                 Тула 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1. Введение............................................................................................................3

2. Котировка цен биржевых товаров...................................................................4

3. Место и роль брокерской службы на бирже.................................................11

4. Заключение......................................................................................................16

5. Список используемой  литературы.................................................................17

6. Задача................................................................................................................18

7. Тест....................................................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Биржевая торговля... У множества людей это словосочетание вызывает в воображении образы спекулянтов, азартно совершающих свои сделки; брокеров, активно жестикулирующих в торговом зале и напряженно  всматривающихся в цифры информационного табло.

В течение  длительного времени в нашей  стране все, что связано с биржевой торговлей, воспринималось негативно, считалось проявлением «капиталистической» экономики. Тем самым отбрасывалась позитивная функция биржевой торговли в современном мире, накопленный ею опыт в регулировании весьма сложных взаимоотношений между участниками рынка.  В своей истории товарные биржи знали периоды расцвета и относи-тельного забвения, прошли долгий путь от локальных оптовых рынков реального товара до международных рынков финансовых операций, обеспечивающих эффективное функционирование реального сектора бизнеса. При этом в каждой стране, где возникали биржи, практика привносила в биржевые операции новые элементы, новые правила, новые продукты. Такой опыт достоин изучения уже сам по себе, но это далеко не все, что есть ценного в биржевой торговле.

Биржа являет собой пример чистого рынка, на котором  ежедневно происходит столкновение усилий продавцов и покупателей  биржевых контрактов, которые обслуживают  биржевые посредники. Это позволяет  использовать данный рынок для изучения и иллюстрации многих теоретических положений современной экономической теории.

Базовым моментом биржевой торговли является определение  понятия - биржевой товар. В Европе, начиная с XVI века в качестве биржевых товаров использовались различные  материалы и продукты питания: перец, гвоздика, кофе, табак, хлеб, соль, лес, сукно, рис и др. Биржи первоначального периода были биржами реальных товаров. Параметрические характеристики биржевых товаров постепенно выкристаллизовывались, и сегодня из общей массы товаров лишь немногие удовлетворяют их требованиям.

2. Котировка цен биржевых товаров.

Основным направлением деятельности товарных бирж является котировка цен товаров.

В настоящее  время биржевая котировка цен  на западных товарных биржах приобретает  все большее значение. Например, на бирже в Чикаго периодически собираются брокеры, чтобы определить цены на продукты питания. И эти цены действуют по всей стране.

Биржевая котировка  представляет собой фиксацию фактических  контрактных цен и выведение  типичной (или средней) цены по биржевым сделкам за определенный период, времени (как правило, биржевой день). Она используется как ориентир при заключении контрактов, в том числе и вне биржи. Через котировки происходит обратное влияние биржевых торгов на рыночную конъюнктуру в целом.

Котировка ни в коем случае не устанавливается  заранее. Она необходима для правильного  определения ситуации на бирже и  может выводиться в течение дня. Если обороты биржи (количество сделок) значительны, то и динамика цены претерпевает существенные изменения в ходе торга.

На современных  фьючерсных биржах цены выходят за рамки ориентира. Преобладание сделок с будущим еще не произведенным  товаром, предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. Так, в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной, например на Стокгольмской бирже через 6 месяцев. За это время контракт нередко переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции. Но всё же основная цель биржевой котировки — оказать помощь участникам в ориентации в ценовых пропорциях на товарной бирже. Таким образом, можно сказать, что котировка цен — это главная информация о конъюнктуре рынка, которую биржи дают предпринимателям. Важная сторона котировальной работы — выбор эффективной методики ее осуществления.

Товарная биржа  как институт оптового рынка всегда основывается на принципах, отражающих определенные условия и состояние  экономики, в которой она функционирует. Рынок сам выбирает себе формы, в каких он сообразно экономической ситуации реализуется наиболее полно.

Отечественные биржи 1920-х годов образовались при  относительно низком уровне производства и оборота товаров, особую роль играло государство. Нельзя сбрасывать со счетов те противоречия в экономической политике времен нэпа, которые порождали у хозяйственников определенное недоверие к устойчивости и долговечности существующих экономических порядков. Поэтому товарные биржи основывались на непосредственном участии предпринимателей в биржевом торге, на них большей частью реализовывался уже произведенный товар. На биржах в период нэпа маклер был лишь посредником в торговле, его функции сводились к подысканию контрагентов сделки и своевременному арбитражу при торге.

Объемы производства и организованного товарооборота  были относительно малыми: спрос и  предложение претерпевали значительные изменения даже на коротких отрезках времени; инфляция денежных знаков первых лет советской власти сменилась  известными колебаниями покупательной способности червонца. Все это приводило к скачкообразной динамике цен на продукцию.

Каждый вид  товара предлагался в течение  биржевого дня лишь несколько  раз, оснований для формирования устойчивых рыночных цен практически  не существовало, в связи с чем отражать в котировке фактические цены сделок было очень рискованно. Поэтому на биржах создавались специальные комиссии, в которые входили представители биржевых комитетов, основные продавцы и покупатели, маклеры, а такие незаинтересованные специалисты различных организаций и предприятий. Численность такой комиссии, например на Московской товарной бирже, превышала 100 человек.

По результатам  торгов котировальные комиссии наряду с фиксированием фактических  цен выводили и так называемую типичную цену. Она оказывалась наиболее вероятной в силу исключения воздействия случайных факторов. По существу эта была цена преобладающей реализации. При большом количестве сделок она исчислялась как средняя, так как по закону больших чисел отклонения взаимно компенсировались. Определение же типичной цены по малому числу сделок — трудный процесс. Она выводилась с учетом соотношения спроса и предложения, количества участников, условий расчета и транспортировки и т. д. Поэтому при отсутствии необходимой информации выявление типичной цены не всегда представлялось возможным.

Современная фьючерсная биржа оперирует с  будущим товаром, продаются в  основном обязательства на поставку. Она носит закрытый характер, когда  предприниматели сами в торгах не участвуют, делегируя свои полномочия доверенным маклерам.

Обороты западных товарных бирж очень велики, рыночные цены уже устоялись, колебания конъюнктуры  незначительны, инфляционное влияние  невелико. Поэтому и котировальная  работа сводится лишь к отражению  фактических цен сделок, которые мало меняются в течение не только биржевого дня, но и целых месяцев.

Исходным материалом для котировки цен служит информация о контрагентах сделки, а также  о ценах, по которым они желали бы приобрести (продать) данный товар («цена  продавца» или «цена покупателя»). Она в обязательном порядке учитывает цену сделки и объем продажи, условия ее заключения, а также условия на бирже, при которых была заключена сделка. Эти сведения на товарных биржах черпаются из заявок торговцев, подаваемых маклером для исполнения, а также из данных о заключенных контрактах. Такая система получения информации неизбежно возникает и уже внедрена на ряде созданных товарных биржах, например на МТБ, РБ (бывшая РТСБ) и др. На них выводятся типичные условия реализации. Все эти данные заносятся в специальный биржевой бюллетень, построенный в виде таблицы и представляемый участникам торгов.

Процесс котировки  очень трудоемок и требует  учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которым надо следовать при котировке в обязательном порядке.

Прежде всего  товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут как носить единичный  характер, так и выступать в  виде групп с общими техническими и другими характеристиками. Если стандарта не существует (например, для импортных товаров), данный вид относится к той или иной группе стандартных товаров либо выделяется в самостоятельную котируемую единицу.

Необходимо  котировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Так, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список — базу биржевого бюллетеня. При систематическом появлении новых товаров они также включаются в него. И наоборот, длительное отсутствие определенных ресурсов, входящих в список, в биржевой торговле требует их исключения из процесса котировки. Информация о «нестабильных» компонентах тщательно фиксируется и при необходимости предоставляется в соответствии со специальными запросами.

При котировке  по возможности исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого'дня при достаточном предложении, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки. Для повышения качества котировки в ней могут найти отражение и цены внебиржевого рынка. Но время их заключения (сделок) должно соответствовать отраженному в котировке. При отсутствии необходимой информации в определенной степени ориентиром может служить стоимость сходных товаров, реализуемых на бирже.

По  котировке следует выделять минимальный  объём продукции, при нарушении  которого сделка не принимается в расчеты. Цены за единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта: при крупнооптовой реализации они, как известно, меньше, при мелкооптовой — больше. Для решения данной проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении типичного объема партии, по которому совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из этой партии и вносятся в бюллетень. Типичный объём, как правило, неоднозначен. Поэтому указываются его верхняя и нижняя границы. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждого из них.

При котировке  учитываются и условия расчета  по сделкам: на наличный товар или  на срок. По ним и дается котировка. Если котировка исчисляется по наиболее типичным условиям, то в биржевом бюллетене они выделяются отдельно или делается сноска. Условия поставки (немедленная или на срок) и условия транспортировки учитываются таким же образом. На начальном этапе функционирования биржи в силу известных обстоятельств типичными будут франко-станция отправления или известный всем самовывоз. В дальнейшем франке может оказаться довольно разнообразным.

 На уровень цен, а следовательно, и на котировку влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных организаций и предприятий он обычно ниже, чем у кооперации и частных лиц, цены посредника выше цен производителя и т. д.

Существует  еще целый ряд правил биржевой котировки, учитывающих действие тех  или иных факторов, например, определение  конъюнктуры (настроения) рынка, при котором совершались сделки, — необходимая характеристика котировки. Без соответствующей информации участникам торгов сложно определить, в какой среде сформировались цены, отраженные в биржевом бюллетене. Поэтому на основании соотношений спроса и предложения на каждый товар в него вносится общая характеристика рынка.

Определение конъюнктуры рынка основывается на трех характеристиках: первая —  соотношение спроса и предложения  на каждый товар; вторая — тенденция движения цен, т. е. динамика цен на каждый товар в течение данного периода биржевых торгов; третья — количество совершенных сделок. На основании этих факторов определяется состояние рынка по каждому виду товара или группе товаров, выраженное в определенной терминологии.

Конкретные  ситуации, а также способы их выражения  могут быть самыми различными. На московской бирже в 1920-е годы положение, когда  цены не менялись, спрос был равен  предложению, сделок мало, определялось как «спокойное».

Информация о работе Организация биржевой торговли