Организация биржевой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:04, реферат

Краткое описание

Организация биржевой торговли оказывает значительное влияние на стабильность и ликвидность биржевого рынка. В то время как биржевая торговля осуществляется в специально отведенном месте - в здании биржи, на биржевом рынке совершаются сделки с определенными видами товаров, в соответствии с установленными правилами. Регулирование биржевой деятельности - это совокупность конкретных способов и приемов по определенному упорядочению работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований. Целью регулирования биржевой деятельности является обеспечение устойчивости, сбалансированности и эффективности биржевого рынка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Особенности организации и регулирования биржевой деятельности……3
1.1 Характеристика и сущность биржи…………………………………………3
1.2 Основные операции и сделки на бирже…………………………………….7
2. Организация и регулирование биржевой деятельности в России……….11
2.1 Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России…………………………………………………………………………….11
2.2 Анализ недостатков регулирования биржевой деятельности в России и пути её совершенствования……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

биржевое дело.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

- взаимные расчеты членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;

- меры по обеспечению безопасности реализуемых на биржевых торгах биржевых товаров, подлежащих в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории Российской Федерации, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;

- контроль над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены;

- меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок и условия применения этих мер;

- меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи, другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности бирж, учредительных документов биржи, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржи;

- перечень нарушений, за которые биржа взыскивает штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания;

- размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания биржей.

Таким образом, биржа  может рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах  биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решения об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.

2.2 Анализ недостатков регулирования  биржевой деятельности в России и пути её совершенствования

 

Биржевой рынок в  России находится в стадии начального развития. Главная причина этого - недостаток законодательного регулирования. Производители биржевых товаров  не хотят их продавать через систему  биржевых торгов - сегодня это хлопотно и невыгодно. Между тем, если бы торговля всеми биржевыми товарами осуществлялась через биржу, это был бы по-настоящему справедливый и прозрачный рынок.

Проблема развития биржевой торговли актуальна, и ей занимаются не только сами товарные биржи, но и  исполнительная власть. Популярным, если не единственным способом решения этой проблемы стало привлечение на биржу в качестве основного участника монополиста на рынке отдельного товара, что дает бирже возможность одновременно привлечь и покупателей товара. Но этот способ в последнее время вызывает нарекания регулятора, поскольку, по его мнению, ведет к еще большему доминированию и повышению цен. В то же время исполнительная власть видит решение проблемы в введении обязательных биржевых продаж.

Таим образом, государственные  регуляторы бирж, как органы исполнительной власти, не могут ничего сделать для развития биржевого рынка, они могут только остановить торги или приостановить лицензию (что-то запретить.

Между тем уже сейчас очевидно, что вводимые ограничения  не просто не соответствуют мировому развитию рынка, а ведут к удорожанию рынка для российских профессиональных участников, а значит, и для инвесторов. Рынок будет дороже, а значит, менее конкурентоспособен. Это приведет к тому, что место российских организаторов торговли займут иностранные.

Анализ ситуации показывает, что российские реалии снова резко  расходятся с мировыми тенденциями. При этом надо подчеркнуть, что все  предпосылки для следования мировым  тенденциям в России существуют.

Речь идет прежде всего  о компьютеризации и технологизации финансового рынка, превращающих ведущие инфраструктурные элементы рынка, к каковым относятся биржи и иные организаторы торговли, из "закрытых профессиональных клубов" в коммерческие предприятия, ведущие жесткую конкурентную борьбу за клиента. Происходящий процесс глобализации финансовых рынков приводит к стиранию национальных границ. Таким образом, инфраструктурные институты вынуждены конкурировать не только и не столько в рамках национальных государств, а за международные рынки. В этой ситуации национальные органы государственного управления должны помогать национальным инфраструктурным организациям, способным вести конкурентную борьбу на международном рынке, а не заставлять их постоянно перестраиваться под меняющиеся требования ведомственных нормативных актов.

Жесткие требования государственных органов адресованные организаторам биржевой торговли, в первую очередь уже созданным и работающим с большей или меньшей эффективностью биржам, не соответствуют, а иногда и прямо противоречат складывающимся международным стандартам. Это лишает наиболее передовые инфраструктурные институты финансового рынка возможности эффективно конкурировать с аналогичными зарубежными институтами, тем самым нанося ущерб национальным интересам России.

Отсюда видна необходимость преобразования Российского законодательства в области регулирования биржевой деятельности.

Необходимо внести в  действующее законодательство и  нормативное регулирование такие  изменения, которые бы предоставили возможность уже работающим биржам продолжать свою деятельность.

Речь идет о том, чтобы  оставить все так как есть, не заставляя биржи изменять организационно-правовую форму, внутреннюю структуру (создавая новые дочерние компании и т.п.).

Кроме того, представляется целесообразным ограничить круг запретов на совмещение деятельности организатора торговли лишь совмещением с профессиональной брокерской (дилерской) деятельностью. При этом торговые, расчетно-клиринговые системы должны иметь право обслуживать максимально широкий спектр финансовых инструментов - валюта, драгметаллы, производные инструменты, ценные бумаги и т.п.

Недопустимой является практика дробления лицензий на операции с ценными бумагами.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении следует  отметить то, что современная биржа - это система обеспечения торгов. Биржа представляет собой организационно оформленный рынок, где в соответствии с установленными правилами совершаются сделки с определенными видами товаров.

Регулирование биржевой деятельности - это упорядочение работы на нем его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Биржа может иметь как внешнее, так и внутреннее регулирование.

Внутреннее регулирование - это подчиненность ее деятельности собственным нормативным документам: Уставу, Правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность данной биржи в целом, ее подразделений и работников.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности биржи нормативным актам государства, других организаций, международным  соглашениям.

Регулирование биржевой деятельности осуществляется органами или организациями, уполномоченными  и на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

- государственное регулирование  биржевой деятельности, которое  осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

- регулирование со  стороны профессиональных участников  рынка ценных бумаг, или саморегулирование  рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство  может передавать часть своих функции по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж;

- общественное регулирование  или регулирование через общественное  мнение; в конечном счете именно  реакция широких слоев общества  в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование биржевого рынка имеет следующие цели:

-поддержание порядка  на биржевом рынке, создание  нормальных условий для работы всех участников рынка;

-защита участников  рынка от недобросовестности  и мошенничества отдельных лиц  или организаций, от преступных  организаций и преступников вообще;

-обеспечение свободного  и открытого процесса биржевого  ценообразования на основе концентрации спроса и предложения;

-создание новых биржевых  рынков, поддержка биржевых структур, начинаний и нововведений и  т.п.; воздействие на биржевой  рынок с целью достижения каких-то  общественных целей (Например, понижения  биржевых цен).

Процесс регулирования на биржевом рынке включает:

- создание нормативной  базы его функционирования, т.е.  разработка законов, постановлений,  инструкций, правил, методических положений  и других нормативных актов,  которые ставят функционирование  рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

-отбор профессиональных  участников биржевого рынка;

-контроль за соблюдением  выполнения всеми участниками  рынка норм и правил функционирования  рынка;

-систему санкций за  отклонение от норм и правил, установленных на бирже.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 567 с.
  2. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус, 2010. – 272 с.
  3. Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Фондовые биржи: вводный курс. – М.: Финансы и статистика, - 2009. – 200 с.
  4. Корчагин Ю.А. Рынок ценных бумаг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 496 с.
  5. Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг. – М.: Дело и сервис, 2007. – 512 с.
  6. Маренков Н.Л. Ценные бумаги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 602 с.
  7. Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. – Спб.: Питер, 2007. – 256 с.
  8. Новашина Т.С., Криворучко С.В. Операции банков с ценными бумагами. - М.: Московская финансово-промышленная академия 2005. - 367 с.
  9. Прянишникова M.В. Рынок ценных бумаг. – Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009. - 232 с.
  10. Сребник Б.В. Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус, 2009. – 288 с.
  11. Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 176 с.
  12. Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М. Эксмо, 2009. – 240 с.

Информация о работе Организация биржевой торговли