Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:55, реферат
При социологическом измерении жизни общества, в т.ч. уровня и качества жизни населения, социальная компонента является одной из центральных составляющих. В социологии, как и в остальных науках, уровень и качество жизни населения предстает интегральной характеристикой. Не существует одного показателя, характеризующего уровень и качество жизни. Различные экономические школы предлагают свои подходы, но, практически все они базируются на анализе объективных данных, поставляемых статистикой. Всегда встает вопрос о том, как, посредством каких именно показателей можно оценивать уровень и качество жизни населения.
Обучение в обычной
общеобразовательной школе
Рисунок 8.Оценка доступности образовательных учреждений (в % от общего числа опрошенных, имеющих детей дошкольного и школьного возраста)
Однако, добившись
желаемого устройства ребенка в
школу, многие из родителей испытывают
серьезное разочарование
Рисунок 9 Удовлетворенность качеством современного общего образования
(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста)
За лимитом времени выступления обратимся только еще к одному показателю из перечня «индекса счастья», действительно делающим россиянина счастливым или несчастным, – это квартирный вопрос, испортивший не только москвичей. Жилье, наряду со здоровьем и обеспеченностью работой, является важнейшим фактором, определяющим стабильное и уверенное самочувствие населения и укрепляющее "онтологическую безопасность" государства. Зачастую это единственная значимая собственность, которой обладает среднестатистический россиянин. От наличия и качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие и удовлетворенность жизнью. Оно всегда было одной из самых острых и злободневных тем советской, а затем и российской жизни. Однако до сих пор более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются мечтой для миллионов российских семей.
Жилищный вопрос по-прежнему остается самым острым для россиян. На протяжении длительного времени он вызывает негативные оценки граждан, большая часть которых не удовлетворена своими жилищными условиями. Перспективы развития этой сферы и возможности граждан пока не внушают оптимизма.
Рисунок 10.Удовлетворенность жилищными условиями в целом (2005-2010 гг.)(в % от общего числа опрошенных)
Руководители Федерального собрания РФ несколько лет назад при запуске приоритетных национальных проектов выступали с заявлениями о том, что законодательная база строительства жилья создана, ипотека станет главным источником финансирования жилья. К 2010 году как минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств. Однако намерения, как всегда, не реализованы. Сегодня результаты опроса не подтверждают этих заявлений: на ипотечный кредит рассчитывают всего 8,5% респондентов, а 60% россиян по-прежнему декларируют невозможность приобрести жилье ни при каких условиях.
Рисунок 11.Планируемые населением способы улучшения жилищных условий
(в % от числа
нуждающихся в улучшении
Половина опрошенных
пребывает в растерянности
Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников записывают только тех граждан, кто не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему и способен это доказать. Таких обнаруживается немного.
Наконец, нельзя отказываться
от политики поддержки людей, чьи
знания и энергия приносят только
пользу - военнослужащих, молодых семей,
бюджетников. Россияне готовы поддержать
намерения государства
Рисунок 12.Социальные группы, которые следует поддержать в первую очередь при реализации приоритетного национального проекта «Жилье» (в % от общего числа опрошенных)
Одна из причин того, что социальные последствия реформ оказываются не совсем адекватны планируемым результатам, состоит в том, что власть при принятии решений, чаще всего пользуется критериями, отличными от тех, которые важны для граждан, населения страны. Можно сколько угодно ориентироваться на соображения политической, экономической, управленческой эффективности и т.д., но если предпринимаемые властью действия входят в противоречие с базовыми интересами населения и снижают уровень его жизни, то социальный конфликт между властью и обществом становится неизбежен.
Сегодня можно уже
подвести некоторые итоги первого
десятилетия нового века, опираясь
на анализ как социальных явлений
и процессов, лежащих на поверхности
и фиксируемых «невооруженным глазом»,
так и тех подспудных течений
в обществе, которые выявляются и
фиксируются с помощью
На наш взгляд, задача науки сегодня при обсуждении проблематики уровня и качества жизни населения состоит в том, чтобы уйти от чрезмерной политизированности при обсуждении вопросов, при этом следует задавать тон этим обсуждениям, а не идти за мнением властей или оппозиции. Одним из основных условий для разработки показателей является их эмпирическая или статистическая проверяемость, для того, чтобы в ходе научных и общественных дебатов звучали факты, а не домыслы или псевдонаучные фантазии.
Индекс развития
человеческого потенциала (
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
Разработана и научно обоснована
обобщенная система показателей, характеризующая
количественные и качественные характеристики
социально-экономической
В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.
Основная статья: Список стран по ИРЧП
Официальная публикация доклада состоялась 2 ноября 2011 года[1]. Отчёт был составлен на основании данных 2009 года. Россия заняла 66 место вместо прежнего 65-го, но при этом впереди неё оказались две страны (Сейшельские Острова и Антигуа и Барбуда), отсутствовавшие в отчёте 2010 года, поэтому место России по ИРЧП осталось фактически прежним[2], хотя номинально ИРЧП страны вырос с 0,751 до 0,755.
Ниже представлен список стран с очень высоким индексом развития человеческого потенциала.
Отчёт 2010Официальная публикация доклада
состоялась 4 ноября 2010[3]. В связи с изменением методологии
расчёта индекса, положение многих стран
в рейтинге развития претерпело серьёзное
изменение. Большая часть данных для отчёта
получена в 2008 году и ранее. По данным отчёта
Россия поднялась в рейтинге развития
с 71 на 65 место, расположившись между Албанией и Казахстаном[
|
Информация о работе Оценка уровня и качества жизни населения России