Оценка уровня и качества жизни населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:55, реферат

Краткое описание

При социологическом измерении жизни общества, в т.ч. уровня и качества жизни населения, социальная компонента является одной из центральных составляющих. В социологии, как и в остальных науках, уровень и качество жизни населения предстает интегральной характеристикой. Не существует одного показателя, характеризующего уровень и качество жизни. Различные экономические школы предлагают свои подходы, но, практически все они базируются на анализе объективных данных, поставляемых статистикой. Всегда встает вопрос о том, как, посредством каких именно показателей можно оценивать уровень и качество жизни населения.

Файлы: 1 файл

Оценка уровня и качества жизни населения России.docx

— 228.32 Кб (Скачать)

Обучение в обычной  общеобразовательной школе доступно практически каждой из семей, где  есть дети дошкольного и школьного  возраста (90%), 3% респондентов с трудом могут получить общее среднее  образование для своего ребенка (не столько из-за недостатка средств, сколько из-за отсутствия самих учреждений образования – в основном это  жители сел и пгт). Услуги же других образовательных учреждений – дошкольного и дополнительного образования уже не столь доступны, получить их при необходимости могут от 59% до 71% россиян с детьми дошкольного и школьного возраста. И здесь в качестве главных причин недоступности услуги респонденты отмечают не только недостаточность самих учреждений или малое количеством мест в них, но и как высокий уровень оплаты, предъявляемый учреждениями. Прежде всего с такой ситуацией родители сталкиваются, когда хотят отдать ребенка в школу/лицей с более насыщенной программой обучения по отдельным предметам (28% отметили недоступность подобной услуги) и, конечно, при устройстве ребенка в детский сад (для 19% родителей с детьми шансов устройства детей в сад практически нет, еще 18% в затруднении оценить ситуацию). 

Рисунок 8.Оценка доступности образовательных учреждений (в % от общего числа опрошенных, имеющих детей дошкольного и школьного возраста)

Однако, добившись  желаемого устройства ребенка в  школу, многие из родителей испытывают серьезное разочарование качеством  того образования, которое получает ученик. С одной стороны, очевидно, что школа так и не вышла  из состояния острого кризиса, а  общество нацелено на получение его  членами максимально качественного  общего среднего образования, с другой стороны, содержание самого образования  и концепции развития общеобразовательной  школы еще требуют своего анализа  и широкого гласного обсуждения. Ведь еще до введения экспериментов, предложенных в этом году Министерством образования  и науки, в штыки воспринятых  педагогической и научной общественностью, гражданским обществом, о полной удовлетворенности обучением ребенка  в школе заявили всего 7% родителей (!!!), 47% в какой-то мере удовлетворены  качеством школьного обучения, а  треть родителей высказали серьезные  претензии школе.

Рисунок 9 Удовлетворенность качеством современного общего образования

(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста)

За лимитом времени  выступления обратимся только еще  к одному показателю из перечня «индекса счастья», действительно делающим россиянина счастливым или несчастным, – это  квартирный вопрос, испортивший не только москвичей. Жилье, наряду со здоровьем  и обеспеченностью работой, является важнейшим фактором, определяющим стабильное и уверенное самочувствие населения  и укрепляющее "онтологическую безопасность" государства. Зачастую это единственная значимая собственность, которой обладает среднестатистический россиянин. От наличия и качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие и удовлетворенность жизнью. Оно всегда было одной из самых острых и злободневных тем советской, а затем и российской жизни. Однако до сих пор более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются мечтой для миллионов российских семей.

Жилищный вопрос по-прежнему остается самым острым для россиян. На протяжении длительного  времени он вызывает негативные оценки граждан, большая часть которых  не удовлетворена своими жилищными  условиями. Перспективы развития этой сферы и возможности граждан  пока не внушают оптимизма.

Рисунок 10.Удовлетворенность жилищными условиями в целом (2005-2010 гг.)(в % от общего числа опрошенных)

Руководители Федерального собрания РФ несколько лет назад  при запуске приоритетных национальных проектов выступали с заявлениями  о том, что законодательная база строительства жилья создана, ипотека  станет главным источником финансирования жилья. К 2010 году как минимум треть  граждан страны должны иметь возможность  приобрести квартиру, отвечающую современным  требованиям, за счет своих и заемных  средств. Однако намерения, как всегда, не реализованы. Сегодня результаты опроса не подтверждают этих заявлений: на ипотечный кредит рассчитывают всего 8,5% респондентов, а 60% россиян по-прежнему декларируют невозможность приобрести жилье ни при каких условиях.  

Рисунок 11.Планируемые населением способы улучшения жилищных условий

(в % от числа  нуждающихся в улучшении жилищных  условий)

Половина опрошенных пребывает в растерянности относительного возможного источника нахождения средств  на приобретение жилья, что во многом объясняется тем, что имеющиеся  доходы и отсутствие каких-либо перспектив не побуждают людей даже обдумывать решение жилищной проблемы применительно к себе самим. Это значит, что может возродиться забытая многими проблема, когда в стенах одной квартиры живут несколько поколений семьи - а ведь еще лет 30 назад это было нормальным. Бабушки смотрели за внуками и правнуками, пока их родители учились в институтах или находились на работе, а ночевать отправлялись на кухню. Однако в прежние времена у них был реальный шанс встать на очередь на улучшение жилищных условий.

Со вступлением  в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников записывают только тех граждан, кто не в состоянии  самостоятельно решить жилищную проблему и способен это доказать. Таких  обнаруживается немного.

Наконец, нельзя отказываться от политики поддержки людей, чьи  знания и энергия приносят только пользу - военнослужащих, молодых семей, бюджетников. Россияне готовы поддержать намерения государства относительно преференций молодым семьям, в  т.ч. и в жилищной сфере, а также  оказать помощь в получении жилья  социально незащищенным слоям населения.

Рисунок 12.Социальные группы, которые следует поддержать в первую очередь при реализации приоритетного национального проекта «Жилье» (в % от общего числа опрошенных)

Одна из причин того, что социальные последствия реформ оказываются не совсем адекватны планируемым результатам, состоит в том, что власть при принятии решений, чаще всего пользуется критериями, отличными от тех, которые важны для граждан, населения страны. Можно сколько угодно ориентироваться на соображения политической, экономической, управленческой эффективности и т.д., но если предпринимаемые властью действия входят в противоречие с базовыми интересами населения и снижают уровень его жизни, то социальный конфликт между властью и обществом становится неизбежен.

Сегодня можно уже  подвести некоторые итоги первого  десятилетия нового века, опираясь на анализ как социальных явлений  и процессов, лежащих на поверхности  и фиксируемых «невооруженным глазом», так и тех подспудных течений  в обществе, которые выявляются и  фиксируются с помощью социологических  исследований.

На наш взгляд, задача науки сегодня при обсуждении проблематики уровня и качества жизни  населения состоит в том, чтобы  уйти от чрезмерной политизированности при обсуждении вопросов, при этом следует задавать тон этим обсуждениям, а не идти за мнением властей или оппозиции. Одним из основных условий для разработки показателей является их эмпирическая или статистическая проверяемость, для того, чтобы в ходе научных и общественных дебатов звучали факты, а не домыслы или псевдонаучные фантазии. 

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамкахПрограммы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

  • Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
  • Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
  • Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) вдолларах США.

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая  количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

  • коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
  • коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
  • коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
  • коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
  • коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
  • коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

Отчёт 2011


Основная статья: Список стран по ИРЧП

Официальная публикация доклада  состоялась 2 ноября 2011 года[1]. Отчёт был составлен на основании данных 2009 года. Россия заняла 66 место вместо прежнего 65-го, но при этом впереди неё оказались две страны (Сейшельские Острова и Антигуа и Барбуда), отсутствовавшие в отчёте 2010 года, поэтому место России по ИРЧП осталось фактически прежним[2], хотя номинально ИРЧП страны вырос с 0,751 до 0,755.

 

 

 

Ниже представлен список стран с очень высоким индексом развития человеческого потенциала.

  1.  Норвегия 0,943 (▬)
  2.  Австралия 0.929 (▬)
  3.  Нидерланды 0.910 (▲ 4)
  4.  США 0.910 (▬)
  5.  Новая Зеландия 0.908 (▼ 2)
  6.  Канада 0.908 (▲ 2)
  7.  Ирландия 0.908 (▼ 2)
  8.  Лихтенштейн 0.905 (▼ 2)
  9.  Германия 0.905 (▲ 1)
  10.  Швеция 0.904 (▼ 1)

Отчёт 2010


Официальная публикация доклада  состоялась 4 ноября 2010[3]. В связи с изменением методологии расчёта индекса, положение многих стран в рейтинге развития претерпело серьёзное изменение. Большая часть данных для отчёта получена в 2008 году и ранее. По данным отчёта Россия поднялась в рейтинге развития с 71 на 65 место, расположившись между Албанией и Казахстаном[4]. Ниже представлен список стран с очень высоким индексом развития человеческого потенциала.

  1.  Норвегия 0,938 (▬)
  2.  Австралия 0.938 (▬)
  3.  Новая Зеландия 0.907 (▲ 17)
  4.  США 0.902 (▲ 9)
  5.  Ирландия 0.895 (▬)
  6.  Лихтенштейн 0.891 (▲ 13)
  7.  Нидерланды 0.890 (▼ 1)
  8.  Канада 0.888 (▼ 4)
  9.  Швеция 0.885 (▼ 2)
  10.  Германия 0.885 (▲ 12)

Страны с очень  высоким ИРЧП[6]

  •  Норвегия 0,971 (▲ 1)
  •  Австралия 0,970 (▲ 2)
  •  Исландия 0,968 (▼ 2)
  •  Канада 0,966 (▼ 1)
  •  Ирландия 0,965 (▬)
  •  Нидерланды 0,964 (▬)
  •  Швеция 0,963 (▬)
  •  Франция 0,961 (▲ 3)
  •  Швейцария 0,960 (▲ 1)
  •  Япония 0,960 (▼ 2)
  •  Люксембург 0,960 (▼ 2)
  •  Финляндия 0,959 (▬)
  •  США 0,956 (▲ 2)
  •  Австрия 0,955 (▬)
  •  Испания 0,955 (▲ 1)
  •  Дания 0,955 (▼ 2)
  •  Бельгия 0,963 (▬)
  •  Италия 0,951 (▲ 1)
  •  Лихтенштейн 0,951 ▬)
  •  Новая Зеландия 0,950 (▬)
  •  Великобритания 0,947 (▬)
  •  Германия 0,947 (▲ 1)
  •  Сингапур 0,944 (▲ 5)
  •  Гонконг 0,944 (▼ 2)
  •  Греция 0,942 (▼ 7)
  •  Республика Корея 0,937 (▼ 1)
  •  Израиль 0,935 (▼ 3)
  •  Андорра 0,934 (▬)
  •  Словения 0,929 (▼ 3)
  •  Бруней 0,920 (▼ 3)
  •  Кувейт 0,916 (▼ 2)
  •  Кипр 0,914 (▼ 3)
  •  Катар 0,910 (▲ 1)
  •  Португалия 0,909 (▼ 1)
  •  ОАЭ 0,903 (▼ 2)
  •  Чехия 0,903 (▼ 1)
  •  Барбадос 0,903 (▬)
  •  Мальта 0,902 (▼ 2)


   

Информация о работе Оценка уровня и качества жизни населения России