Совмещение
решения вопроса выбора конкурентоспособных
отраслей и определения технологических
кластеров позволяет выработать новую
стратегию экономического развития страны.
Пока в России реализуется ресурсно-экспортная
стратегия, отличающаяся ориентацией
на экспорт первичных, необработанных
ресурсов. Необоснованные надежды возлагаются
на то, что, России удастся реализовать
экспортно-наукоемкую стратегию, предполагающую
значительное увеличение объемов экспорта
наукоемкой продукции. Необходим третий
путь, который совмещал бы преимущества
этих двух стратегий - ресурсно-инновационное
развитие.
Именно
в этом направлении уже движется
большая часть крупных российских
компаний, которые вкладывают значительный
объем средств в исследования
и научно-технические разработки,
подготовку высоко-профессиональных кадров,
внедрение новейших открытий и разработок,
создание опытных производств и т.п. Однако
масштаб такой работы остается несоразмерным
экономике России, а его расширение зависит
от позиции государства в этом вопросе.
Меры
государственной поддержки стратегии
создания на основе отечественных компаний
крупных диверсифицированных транснациональных
корпораций хорошо известны - это и налоговые
каникулы, и инвестиционные вычеты, и снижение
стандартных ставок налогов и платежей,
и обнуление импортных пошлин на непроизводимое
в России оборудование, и формирование
государственного заказа на технологические
кластеры. Реализации такой стратегии
могут способствовать и новые формы отношений
государства с частным бизнесом - частно-государственное
партнерство, и стимулирование уже зарекомендовавших
себя форм, таких как создание совместных
предприятий с ведущими компаниями мира.
К примеру, создание на основе Тюменской
нефтяной компании такой крупной транснациональной
компании как ТНК-ВР, уже позволило привлечь
в экономику России в целом десятки миллиардов
долларов.
Благодаря
такой стратегии мы не только придадим
импульс развитию тех отраслей экономики
России, которые сейчас конкурентоспособны
за счет естественно-природных условий,
но и создадим условия для формирования
будущих лидеров мирового рынка
- новых отраслей высоких технологий и
сервисных услуг (в широком смысле этого
понятия). А именно эти отрасли, подчеркнем
еще раз, смогут внести наиболее существенный
вклад в конкурентоспособность и экономики,
и страны в целом.
Экспертная
группа
- Евтушенков В.П.
- Председатель Комитета РСПП по промышленной
политике и конкурентоспособности (руководитель)
- Алекперов В.Ю.
- Президент нефтяной компании "Лукойл"
- Ананян М.А. - генеральный
директор концерна "Наноиндустрия"
- Афонцев С.А. -
Институт мировой экономики и международных
отношений (ИМЭМО) РАН, ст. научный сотрудник
- Волков В.И. - Российская
экономическая академия им. Г.В. Плеханова,
профессор кафедры национальной экономики
- Друкаренко С.П.
- член Экспертного совета при Правительстве
РФ
- Комков Н.И. - директор
Центра научно-технологического прогнозирования
при Институте народнохозяйственного
прогнозирования РАН
- Копьев В.В. - зам.
Председателя Совета директоров АФК "Система"
- Костюк В.Н. - Институт
системного анализа РАН, ведущий научный
сотрудник
- Лебедев А.В. -
Академия проблем безопасности, обороны
и правопорядка, член научно-координационного
совета
- Николаев И.А.
- директор департамента стратегического
анализа аудиторско-консалтинговой компании
ФБК, профессор Высшей школы экономики
- Ничипорук А.О.
- Президент акционерной компании "АЛРОСА"
- Панченко Я.В.
- генеральный директор компании "Интеллектком"
- Пашин В.М. - научный
руководитель Центрального НИИ им. А.Н.
Крылова, академик
- Рашников В.Ф.
- генеральный директор Магнитогорского
металлургического комбината
- Рудашевский В.Д.
- зам. Председателя Комитета РСПП по промышленной
политике и конкурентоспособности
- Соколов С.Ф. -
концерн "Антей-Алмаз", ведущий научный
сотрудник Экспертно-аналитического Центра
- Фадеев Г.М. - Президент
ОАО "Российские железные дороги"
- Хасис Л.А. - Председатель
Совета директоров ТД "Перекресток"
- Яковлев А.И. -
ОАО "Электронная Москва", советник
Генерального конструктора
Редакционная
группа
- Рудашевский В.Д.
- руководитель
- Волков В.И.
- Друкаренко С.П.
- Комков Н.И.
- Николаев И.А.
- Яковлев А.И.
Методический
инструментарий
Проведенный
анализ базировался на использовании
разработанных в Институте народнохозяйственного
прогнозирования РАН имитационной
модели оценки стратегий развития экономики
России, методики оценки потенциальных
"точек роста" технологически взаимосвязанных
совокупностей производств, а также расчетов
на основе экономико-математической динамической
модели прогнозирования развития наукоемкого
высокотехнологичного сектора. В докладе
были использованы результаты исследований
перспектив технологического развития
экономики России, выполненные в институтах
РАН, отраслевых и ведомственных центрах,
а также аналитические и производственные
оценки экспертов и ведущих экономистов
по проблемам социально-экономического
и инновационно-технологического развития,
опубликованные в открытой печати и представленные
в Интернете.
В
подготовке материала был в максимально
возможной степени учтен отечественный
опыт формирования перечня критических
технологий федерального уровня. Первоначальный
вариант такого перечня был утвержден
Правительственной комиссией по научно-технической
политике еще в 1996 году. В дальнейшем он
неоднократно обновлялся. В работе по
формированию перечня критических технологий
в общей сложности было задействовано
свыше 800 ученых и специалистов. Методологической
базой работы стала двухэтапная процедура
опроса экспертов, основывающаяся на принципах
метода Дельфи.
Особое
внимание было уделено зарубежному
опыту. Были проанализированы перечни
научно-технологических приоритетов
промышленно развитых стран мира (США,
Японии, Германии и др.), изучена практика
Всемирного Экономического форума (World
Economic Forum, WEF) по разработке сводного индекса
конкурентоспособного экономического
роста (Growth Competitiveness Index). Не осталась без
внимания и методика, разработанная специалистами
Департамента окружающей среды Всемирного
банка (World Bank) по определению индикаторов
устойчивого развития.
В
работе также использованы результаты
практической реализации метода стоимостной
оценки экономического потенциала страны,
разработанного специалистами ведущей
российской аудиторско-консалтинговой
компании ФБК в рамках реализации проекта
"Сколько стоит Россия". Суть метода
заключалась в том, что стоимость страны
определялась как сумма экономического
потенциала отраслей национальной экономики,
а стоимость отраслей оценивалась методом
дисконтированных доходов. Опыт ФБК по
оценке перспективных технологических
кластеров также был учтен при подготовке
настоящего доклада.
Использованные
источники
1.
Официальные материалы
- Доклад Минпромнауки
России "Основные направления государственной
научно-технической политики на среднесрочный
и долгосрочный периоды" (исх. № МП-П-642
от 1 декабря 2000 г.).
- Основные направления
социально-экономического развития Российской
Федерации на долгосрочную перспективу.
Проект Минэкономразвития России (767-П
от 13 марта 2001 г.).
- Программа социально-экономического
развития российской экономики на 2003-2005
годы (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 15 августа 2003 г.
№ 1163-р).
- Проект программы
социально-экономического развития Российской
Федерации на 2005-2008 годы.
- Основы политики
Российской Федерации в области развития
науки и технологий на период до 2010 года
и дальнейшую перспективу (утверждены
Президентом Российской Федерации 10 ноября
2001 г.).
- Доклад Президенту
Российской Федерации "Экспортный потенциал
конкурентоспособной продукции отечественной
промышленности в разрезе подотраслей
и важнейших товарных групп", М, 2001.
- Энергетическая
стратегия России на период до 2020 года
(утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 августа 2003 г.
№ 1234-р).
- Отраслевая программа
"Развитие национальной инфокоммуникационной
инфраструктуры РФ на период до 2010 г. Министерства
информационных технологий и связи, 2005 г.
- Доклад Рабочей
группы Госсовета РФ "О мерах по поддержке
экспорта", 2005 г.
- Данные государственной
статистики за 1990-2004 годы.
- Национальные
счета России в 1995-2002 гг. М: Госкомстат России,
2003.
2.
Аналитические материалы
- Доклад Всемирного
банка "Вступление России в ВТО. Как
это повлияет на макроэкономику, различные
отрасли, рынок труда и население", 2005 г.
- Перечень приоритетных
направлений развития науки и критических
технологий. Исследоватиельский проект
Института статистических исследований
и экономики знаний ГУ-ВШЭ, 2005 г.
- Сколько стоит
Россия. Исследовательский проект/ И.А.
Николаев и др./, 2004 г.
- Доклад ИМЭМО
РАН "Конкурентоспособность России
в глобальном экономическом пространстве",
2001.
- Структурная и
институциональная модернизация экономики
России (секторальный анализ) - Монография
ИМЭМО РАН, 2004 г.
- Кластеры в экономике
и их конкурентоспособность. Проект МГТУ
им. Н.Э. Баумана "Обзор конкурентоспособности
российских регионов", М, 2005.
- Материалы компании
"Русский алюминий" "О роли государства
в повышении конкурентоспособности российской
экономики", 2004.
- Информационно-аналитический
сборник "Россия: экономическая конъюнктура",
вып. 1-4, 2004.
- Российские телекоммуникации:
условия и перспективы развития конкуренции.
Сборник Бюро экономического анализа.
М.: ТЕИС, 2003.
3.
Иностранные источники
- The European Competitiveness
and Transition Report 2001-2002. Edited by Andrew M. Warner. Press,
2002.
- The Global Information Technology
Report 2004-2005. Palgrave Macmillan, 2005.
- The Global Competitiveness
Report 2004-2005. Palgrave Macmillan, 2005.
- The Global Competitiveness
Report 2003-2004. Palgrave Macmillan, 2004.
- The Global Competitiveness
Report 2002-2003. Palgrave Macmillan, 2003.
- The Global Competitiveness
Report 2001-2002. Palgrave Macmillan, 2002.
- Expending the Measure of
Wealth. 3. The World Bank, 1997.
- Dreaming with BRICs: The
Path to 2050 // Goldman-Sachs Global Economic Paper. № 99.