Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:16, курсовая работа
Целью работы является определение роли и места государства в рыночной экономике выяснение причин, функций и методов государственного регулирования рыночной экономики. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: определение причины государственного вмешательства в экономику; постановка задач государственного регулирования; установить функции государственного регулирования; выяснить методы государственного регулирования рыночной экономики.
Введение...........................................................................................................................3-4
1. Сущность государственного регулирования экономики............................................5
1.1. Понятие государственного регулирования, его функции и цели........................5-7
1.2. Причины государственного вмешательства в экономику...................................7-10
1.3. Цели и задачи государственного регулирования ..............................................10-11
2. Функции государственного регулирования экономики ...........................................12
2.1. Правовое регулирование экономики .......................................................................13
2.2. Финансовое регулирование .................................................................................13-15
2.3. Государственное предпринимательство.............................................................15-16
2.4. Социальное регулирование .................................................................................16-17
2.5. Стабилизационная функция государства ..........................................................17-18
2.6. Распределительная функция государства .........................................................18-19
3. Методы и формы государственного регулирования экономики ............................20
3.1. Косвенные (экономические) методы .................................................................20-22
3.2. Прямые (административные) методы ...............................................................22-23
3.3. Формы государственного регулирования экономики .....................................23-25
Заключение..................................................................................................................26-27
Список использованной литературы..............................................................................28
3.3. Формы государственного регулирования экономики
Форма регулирования, содержание и структура правительственных документов, определяющих воздействие государственных органов на функционирование и развитие экономики, зависят как от особенностей развития страны, так и от особенностей социально-экономической системы.
В России в процессе трансформации экономической системы можно выделить несколько форм государственного регулирования. В плановой экономике осуществлялось директивное планирование, при переходе к рыночной экономике использовались следующие формы регулирования: государственные заказы, индикативное планирование, стратегическое планирование, программирование, прогнозирование и др.
Директивное планирование – одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах. При директивном планировании план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства – предприятий, отраслей, регионов. В СССР при директивном планировании был достигнут максимальный уровень вмешательства государства в экономику. Директивное планирование существенно ограничивало свободу экономической деятельности и инициативу в процессе выбора решений. Функции государства в это время сводились, главным образом, к планированию материальных пропорций и потоков, распределению материальных ресурсов, административному управлению производством и потреблением. Основной формой планирования в СССР явились пятилетние планы с распределением заданий по годам, но к формам планирования можно отнести и такие документы, как контрольные цифры, директивы к разработке пятилетних планов.
Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Государственные заказы широко применялись и ранее в 20-х гг., в зарубежных странах и в России, в дальнейшем понятие государственного заказа появилось в отечественной практике в 1989 – 1990. Основные принципы формирования и реализации госзаказов:
- заказчиком продукции является государство, располагающее для этого финансовыми и иными необходимыми ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам, утверждающим детально разработанные программы мероприятий и соответствующие им бюджетные ассигнования;
- состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных областях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не могут осуществляться с помощью механизма рыночного саморегулирования;
- объем заказов ограничивается величиной средств бюджетного фонда страны;
- заказы размещаются и выполняются на договорной основе.
Госзаказ можно определить как одну из форм исполнения расходной части госбюджета и, следовательно, как форму регулирования рыночной экономики.
Индикативное планирование является формой государственного регулирования рынка преимущественно при рыночных отношениях. Индикативное планирование – механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью индикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор главным образом через стимулирующий или ограничивающий спрос. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели динамики, структуры и эффективности экономики, состояния финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни населения и др.
Стратегическое планирование как форма государственного регулирования используется во Франции и других странах. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики. Ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать прежде всего, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и какие общественные структуры при этом следует опираться. Исходя из этого, устанавливаются главные направления развития страны.
Программирование представляет собой разработку программы социально-экономического развития – комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В него включаются макроэкономическая, инвестиционная, аграрная, экологическая, социальная, региональная, внешнеэкономическая политика, перечень программ, их цели и задачи, а также анализ итогов за предыдущий период. Особо выделяется программа развития государственного сектора экономики, включающая показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержащая оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также направления повышения эффективности использования федеральной собственности.
Прогнозирование призвано выявить важнейшие проблемы и направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики и приоритетов государства. Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, стратегии социально-экономического развития. Задача состоит в том, чтобы учесть взаимодействие множества объективных и субъективных факторов, добиться, чтобы предвидение как элемент управления общественным развитием было по-настоящему научным и достоверным. Главная функция прогнозирования - формирование научных предпосылок принятия управленческих решений в рыночных условиях.
Заключение
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.
Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет.
Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня, очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно, его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека. Они служат, в конечном счете, потребностям людей. И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.
Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.
1. Луссе А. Микроэкономика. Краткий курс. С.-П.: «Питер», 2001.