О роли и месте государства в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение роли и места государства в рыночной экономике выяснение причин, функций и методов государственного регулирования рыночной экономики. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: определение причины государственного вмешательства в экономику; постановка задач государственного регулирования; установить функции государственного регулирования; выяснить методы государственного регулирования рыночной экономики.

Оглавление

Введение...........................................................................................................................3-4
1. Сущность государственного регулирования экономики............................................5
1.1. Понятие государственного регулирования, его функции и цели........................5-7
1.2. Причины государственного вмешательства в экономику...................................7-10
1.3. Цели и задачи государственного регулирования ..............................................10-11
2. Функции государственного регулирования экономики ...........................................12
2.1. Правовое регулирование экономики .......................................................................13
2.2. Финансовое регулирование .................................................................................13-15
2.3. Государственное предпринимательство.............................................................15-16
2.4. Социальное регулирование .................................................................................16-17
2.5. Стабилизационная функция государства ..........................................................17-18
2.6. Распределительная функция государства .........................................................18-19
3. Методы и формы государственного регулирования экономики ............................20
3.1. Косвенные (экономические) методы .................................................................20-22
3.2. Прямые (административные) методы ...............................................................22-23
3.3. Формы государственного регулирования экономики .....................................23-25
Заключение..................................................................................................................26-27
Список использованной литературы..............................................................................28

Файлы: 1 файл

Роль государства в экономике.docx

— 62.75 Кб (Скачать)

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику в целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

  • краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

  • среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет.

  • долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

  • общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

  • региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

  • целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения.

  • отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

  • чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

 

3.2. Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы. К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

3.3. Формы государственного регулирования экономики

Форма регулирования, содержание и структура правительственных документов, определяющих воздействие государственных органов на функционирование и развитие экономики, зависят как от особенностей развития страны, так и от особенностей социально-экономической системы.

В России в процессе трансформации экономической системы можно выделить несколько форм государственного регулирования. В плановой экономике осуществлялось директивное планирование, при переходе к рыночной экономике использовались следующие формы регулирования: государственные заказы, индикативное планирование, стратегическое планирование, программирование, прогнозирование и др.

Директивное планирование – одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах. При директивном планировании план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства – предприятий, отраслей, регионов. В СССР при директивном планировании был достигнут максимальный уровень вмешательства государства в экономику. Директивное планирование существенно ограничивало свободу экономической деятельности и инициативу в процессе выбора решений. Функции государства в это время сводились, главным образом, к планированию материальных пропорций и потоков, распределению материальных ресурсов, административному управлению производством и потреблением. Основной формой планирования в СССР явились пятилетние планы с распределением заданий по годам, но к формам планирования можно отнести и такие документы, как контрольные цифры, директивы к разработке пятилетних планов.

Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Государственные заказы широко применялись и ранее в 20-х гг., в зарубежных странах и в России, в дальнейшем понятие государственного заказа появилось в отечественной практике в 1989 – 1990. Основные принципы формирования и реализации госзаказов:

- заказчиком продукции является государство, располагающее для этого финансовыми и иными необходимыми ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам, утверждающим детально разработанные программы мероприятий и соответствующие им бюджетные ассигнования;

- состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных областях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не могут осуществляться с помощью механизма рыночного саморегулирования;

-  объем заказов ограничивается величиной средств бюджетного фонда страны;

-  заказы размещаются и выполняются на договорной основе.

Госзаказ можно определить как одну из форм исполнения расходной части госбюджета и, следовательно, как форму регулирования рыночной экономики.

Индикативное планирование является формой государственного регулирования рынка преимущественно при рыночных отношениях. Индикативное планирование – механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью индикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор главным образом через стимулирующий или ограничивающий спрос. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели динамики, структуры и эффективности экономики, состояния финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни населения и др.

Стратегическое планирование как форма государственного регулирования используется во Франции и других странах. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики. Ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать прежде всего, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и какие общественные структуры при этом следует опираться. Исходя из этого, устанавливаются главные направления развития страны.

Программирование представляет собой разработку программы социально-экономического развития – комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В него включаются макроэкономическая, инвестиционная, аграрная, экологическая, социальная, региональная, внешнеэкономическая политика, перечень программ, их цели и задачи, а также анализ итогов за предыдущий период. Особо выделяется программа развития государственного сектора экономики, включающая показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержащая оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также направления повышения эффективности использования федеральной собственности.

Прогнозирование призвано выявить важнейшие проблемы и направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики и приоритетов государства. Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, стратегии социально-экономического развития. Задача состоит в том, чтобы учесть взаимодействие множества объективных и субъективных факторов, добиться, чтобы предвидение как элемент управления общественным развитием было по-настоящему научным и достоверным. Главная функция прогнозирования - формирование научных предпосылок принятия управленческих решений в рыночных условиях.

 

 

 

Заключение

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.

Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет.

Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня, очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно, его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека. Они служат, в конечном счете, потребностям людей. И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.

Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Луссе А. Микроэкономика. Краткий курс. С.-П.: «Питер», 2001.

2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: «Норма», 2001.

3. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997.

4. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2005. – 688 с.

6. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ кол. авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – 8-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2008. – 624 с.

7. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 367 с.

8. Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК. 2001.

9. Ясин. Е. Бремя государства и экономическая политика. //Вопросы экономики. №11. 2002.

10. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.

Информация о работе О роли и месте государства в экономике