Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования в Азербайджане

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 02:01, реферат

Краткое описание

Земля, как составная часть биосферы и самый важный компонент экологической среды, является незаменимым природным источником в образовании материальных благ. Охрана земель, организация постоянного контроля над их состоянием, т.е. проблема ведения мониторинга земель, является важнейшим условием с точки зрения экологии.

Файлы: 1 файл

Природопользование 2.docx

— 19.85 Кб (Скачать)

Нормативно-правовое и экономическое регулирование  рационального землепользования в  Азербайджане.

Земля, как составная часть биосферы и самый важный компонент экологической  среды, является незаменимым природным  источником в образовании материальных благ. Охрана земель, организация постоянного контроля над их состоянием, т.е. проблема ведения мониторинга земель, является важнейшим условием с точки зрения экологии.

Разберемся с понятием «землепользования» в целом. Землепользование в гражданском и земельном кодексах АР – это юридическая форма использования земли в целях, как правило, не связанных с сельским хозяйством.

Рациональное же землепользование охватывают широкий спектр способов обработки земли, основным назначением которых является сохранение в долгосрочном периоде плодородия, экологичности и безопасности почв.

Обеспечение рационального (устойчивого) землепользования означает землепользование, которое не ухудшает количественных характеристик земель. Обеспечить рациональное землепользование — значит организовать такое использование земель, при  котором сохраняются площади  сельскохозяйственных угодий и не допускается  снижение их плодородия, обеспечивается надлежащее, т.е. в соответствии с требованиями законодательства, использование земель, осуществляется компактная застройка, не вызывающая ухудшение состояния других природных объектов, обес­печивается целевое и своевременное использование земель, наилучшим образом отвечающее природно-климатическим и географическим свойствам конкретных земельных участков.

В Азербайджане рациональное землепользование имеет Нормативно-правовой и Экономический Базис. 

К нормативно-правовому базису относится земельный кодекс, включающий:

    • земельный кадастр,
    • законы Азербайджанской Республики,
    • указы  Президента  Азербайджанской   Республики, 
    • постановления  Кабинета министров Азербайджанской Республики.
    • «Государственная программа», утвержденная Г. Алиевым.

Так, земельный кодекс АР состоит  из 16 разделов, включающих полное и  комплексное описание всех методов, принципов и способов рационального землепользования республики. Все субъекты и объекты землепользования обязаны знать земельный кодекс, который должен стать основой социально более благоприятного, рационального, экономически целесообразного использования земельных угодий Азербайджана.

Нормативно-правовое регулирование  предполагает создание организационных  структур, контролирующих выполнение или невыполнение всех постановлений  Земельного кодекса. Несоблюдение многих правил и предписаний может повлечь судебные разбирательства с данным хозяйствующим субъектом.

По гос. Программе рационального  использования земли в Аз-не необходимо осуществление:

  • Инвентаризация земельных ресурсов, уточнение их качественных и количественных показателей и мониторинг земель.
  • Подготовка предложений по определению, занесению в карты, эффективному использованию земель, подверженных эрозии, солончаковых земель, солончаков и других почв, подверженных деградации по другим причинам.
  • Определение земель, нуждающиеся в мелиорации, подготовка их широкомасштабных карт
  • Осуществление проектов по рекультивации загрязненных и деградированных почв.
  • Привлечение в процесс производства сельхозпродукции условно непригодных земель, расположенных на конусах выноса горных рек, на предгорных и равнинных территориях с сухим климатом.
  • Разработка электронных (цифровых) земельно-кадастровых карт по административным районам.
  • Стимулирование вовлечения неиспользуемых, пригодных для пашни земель в сельхоз оборот.
  • Приостановка строительства на пахотно-пригодных землях, использование их только по назначению, подготовка предложений по ужесточению наказаний за нарушения законов в этой сфере.

В настоящее время делается попытка  перейти к экономическим методам регулирования землепользования, основанным на использовании показателей кадастровой и рыночной стоимости земли, а также экологического ущерба. Для этих целей в стране проводится кадастровая оценка земель категорий по утвержденным методикам оценки. Разрабатываются и утверждаются стандарты и методические рекомендации по оценке рыночной стоимости земельных участков.

Предполагается, что в самое  ближайшее время земельные платежи  будут устанавливаться в процентах от кадастровой стоимости земли, которая, в свою очередь, должна определяться на основе рыночной стоимости.

Основным методом оптимизации землепользования на основе рыночной стоимости земли является установление земельных платежей — земельного налога и арендной платы в размерах, пропорциональных этому показателю, то есть в процентах на капитал, представленный землей и посчитанный через ее рыночную стоимость.

 

Оценка экологического ущерба и  установление компенсационных платежей в его возмещение также является важнейшей мерой экономического воздействия на землепользователей, препятствующей нежелательным методам развития территории.

  1. http://www.dtxk.gov.az/reports/reports01_r.html
  2. http://www.crossna.narod.ru/lows/20/01.htm#r10
  3. http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/16719/16772/
  4. http://www.lib.csu.ru/vch/097/91.pdf

Информация о работе Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования в Азербайджане