Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:02, контрольная работа
Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.
Задачи данной работы:
дать определение понятию «несовершенная конкуренция»;
рассмотреть формы несовершенной конкуренции;
показать какие существую методы добросовестной и недобросовестной конкуренции;
изучить виды несовершенной конкуренции;
определить цель несовершенной конкуренции;
рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;
изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий;
дать краткую характеристику каждому из способов защиты от недобросовестных конкурентных действий.
Введение
1 Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность
2 Способы пресечения недобросовестной конкуренции
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность
2 Способы пресечения
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях важна
борьба с недобросовестной конкуренцией,
которая приобрела
Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции — основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.
Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.
Задачи данной работы:
1.НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Основными методами добросовестной конкуренции являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен ("война цен")
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров
и услуг с использованием
Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:
Основными методами являются:
- экономический (промышленный шпионаж)
- подделка продукции конкурентов
- подкуп и шантаж
- обман потребителей
- махинации с деловой отчетностью
- валютные махинации
- сокрытие дефектов и т.д.
К этому можно также
добавить и научно-технический шпионаж,
т.к. любая научно-техническая
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
Ст. 4 Федерального закона от
26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции"
трактует это понятие как: любые
действия хозяйствующих субъектов
(группы лиц), которые направлены на
получение преимуществ при
Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это:
Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.
В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция1.
1.Горев В.П., Сергеев С.В. Экономическая теория. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. – 252 с.;
Также к недобросовестной
конкуренции часто относят так
называемый vendor lock-in, то есть практику,
при которой поставщик каких-
Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:
Еще 12 видов деятельности
определяются как недобросовестная
конкуренция в комментарии к
Типовому закону по товарным знакам, фирменным
наименованиям и актам
1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их 2.Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. - М.: ИНФРА - М, 2000. – 348 с.;
в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
2) выяснение производственных
или коммерческих тайн
3) неправомочное использование
или раскрытие ноу-хау
4) побуждение служащих
конкурента к нарушению или
разрыву их контрактов с
5) угроза конкурентам
исками о нарушении патентов
или товарных знаков, если это
делается недобросовестно и с
целью противодействия
6) бойкотирование торговли
другой фирмы для
7) демпинг, т.е. продажа
своих товаров ниже стоимости
с намерением
8) создание впечатления,
что потребителю
9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
11) выпуск рекламы, в
которой проводится сравнение
с товарами или услугами
12) нарушение правовых
положений, не имеющих прямого
отношения к конкуренции,
Традиционно выделяют две
модели регулирования рыночной конкуренцией:
американскую и европейскую. В американской
модели законодательство, направленное
на запрет монополий, включает ряд норм
о недобросовестной конкуренции. В
европейской модели законодательство,
обеспечивающее контроль над монополиями
и направленное на борьбу со злоупотреблениями
монополистического характера, сосуществует
с законодательством о
Для России правовое регулирование
недобросовестной конкуренции является
достаточно новым. Поскольку проблема
не была разработана, каждый понимал
под понятием недобросовестной конкуренции
что-то индивидуальное и свое. Первые
законодательные определения
Понятие недобросовестной конкуренции
появилось в законодательстве Российской
Федерации после принятия Закона
РСФСР от 22.03.1991 «О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках». В
ст. 10 Закона устанавливался запретна
недобросовестную конкуренцию, содержание
которой раскрывалось через примерный
перечень форм недобросовестной конкуренции.С
принятием Конституции
2.Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. - М.: ИНФРА - М, 2000. – 348 с.;
3.Еременко В.А. Особенности
пресечения недобросовестной
Статья 8 Конституции
закрепляет свободу
Цель недобросовестной конкуренции — остановить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом часто не упоминаются, не перечисляются многие методы обеспечения превосходства.
К основным чертам недобросовестной конкуренции (поведения предпринимателей) следует относить стремление добиться успеха в соперничестве не за счет своих собственных достижений, а путем незаконного использования либо результатов деятельности конкурента, либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно на фирму-конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ложными или вводящими в заблуждение утверждениями4.
4.Тикин В.С. Конкуренция всегда недобросовестная / Вопросы теории. 2008. №2;
2.СПОСОБЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п.
Говоря об административных
способах защиты, следует отметить,
что пресечение недобросовестной конкуренции
относится к одной из основных
задач федерального антимонопольного
органа, которым является Министерство
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке
1. Предписание антимонопольного органа.
Предписание представляет собой
правообразующий юридический