Недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.
Задачи данной работы:
дать определение понятию «несовершенная конкуренция»;
рассмотреть формы несовершенной конкуренции;
показать какие существую методы добросовестной и недобросовестной конкуренции;
изучить виды несовершенной конкуренции;
определить цель несовершенной конкуренции;
рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;
изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий;
дать краткую характеристику каждому из способов защиты от недобросовестных конкурентных действий.

Оглавление

Введение
1 Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность
2 Способы пресечения недобросовестной конкуренции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Недобросовестная конкуренция.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Недобросовестная конкуренция:  понятие, сущность

2 Способы пресечения недобросовестной  конкуренции

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях важна  борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные  формы из-за отсутствия законов, требующихся  для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики  и способствует внедрению в отношения  между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.

Следовательно, эффективная  защита от недобросовестной конкуренции  — основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения  опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.

Цель данной работы: изучить  сущность недобросовестной конкуренции  и систему мер по защите от нее.

Задачи данной работы:

  • дать определение понятию «несовершенная конкуренция»;
  • рассмотреть формы несовершенной конкуренции;
  • показать какие существую методы добросовестной и недобросовестной конкуренции;
  • изучить виды несовершенной конкуренции;
  • определить цель несовершенной конкуренции;
  • рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;
  • изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий;
  • дать краткую характеристику каждому из способов защиты от недобросовестных конкурентных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ

Конкуренция в переводе с  латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями  за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция  выполняет роль регулятора темпов и  объемов производства, побуждая при  этом производителя внедрять научно-технические  достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию  труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному  использованию ресурсов, предотвращает  диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную конкуренцию  и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война  цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного  обслуживания

- создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Основными методами являются:

- экономический (промышленный  шпионаж)

- подделка продукции конкурентов

- подкуп и шантаж

- обман потребителей

- махинации с деловой  отчетностью

- валютные махинации

- сокрытие дефектов и  т.д.

К этому можно также  добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве в  виде конкретных товаров или новых  технологий.

Недобросовестная  конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые  действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили  или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это:

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический  термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция1.

1.Горев В.П., Сергеев С.В.  Экономическая теория. - Иркутск:  Изд-во ИГЭА, 2000. – 252 с.;

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так  называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт  потребителю препятствия к смене  поставщика или взаимодействию с  продуктами других поставщиков. К ответственности  поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных  случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft2.

Спектр деятельности, которую  можно назвать нечестной, очень  широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

  • все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к  Типовому закону по товарным знакам, фирменным  наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся  стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей  конкурентов, направленный на  то, чтобы привлечь их 2.Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. - М.: ИНФРА - М, 2000. – 348 с.;

 

в качестве клиентов и сохранить  на будущее их признательность;

2) выяснение производственных  или коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа  его служащих;

3) неправомочное использование  или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих  конкурента к нарушению или  разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам  исками о нарушении патентов  или товарных знаков, если это  делается недобросовестно и с  целью противодействия конкуренции  в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли  другой фирмы для противодействия  или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа  своих товаров ниже стоимости  с намерением противодействовать  конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления,  что потребителю предоставляется  возможность покупки на необычайно  выгодных условиях, когда на самом  деле этого нет;

9) намеренное копирование  товаров, услуг, рекламы или  других аспектов коммерческой  деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений  контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в  которой проводится сравнение  с товарами или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых  положений, не имеющих прямого  отношения к конкуренции, когда  такое нарушение позволяет добиться  неоправданного преимущества перед  конкурентами3.

Традиционно выделяют две  модели регулирования рыночной конкуренцией: американскую и европейскую. В американской модели законодательство, направленное на запрет монополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции. В  европейской модели законодательство, обеспечивающее контроль над монополиями  и направленное на борьбу со злоупотреблениями  монополистического характера, сосуществует с законодательством о недобросовестной конкуренции2.

Для России правовое регулирование  недобросовестной конкуренции является достаточно новым. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал  под понятием недобросовестной конкуренции  что-то индивидуальное и свое. Первые законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались  в Законе РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (п. 9 ст. 2) и в действовавших на территории РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).

Понятие недобросовестной конкуренции  появилось в законодательстве Российской Федерации после принятия Закона РСФСР от 22.03.1991 «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках». В  ст. 10 Закона устанавливался запретна недобросовестную конкуренцию, содержание которой раскрывалось через примерный  перечень форм недобросовестной конкуренции.С  принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции получило закрепление  на конституционном уровне.

2.Иохин В.Я. Экономическая  теория: введение в рынок и  микроэкономический анализ. - М.: ИНФРА  - М, 2000. – 348 с.;

3.Еременко В.А. Особенности  пресечения недобросовестной конкуренции  в РФ // Адвокат. 2000. №7;

 Статья 8 Конституции  закрепляет свободу экономической  деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается  экономическая деятельность, направленная  на монополизацию и недобросовестную  конкуренцию.

Цель недобросовестной конкуренции — остановить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом часто не упоминаются, не перечисляются многие методы обеспечения превосходства.

К основным чертам недобросовестной конкуренции (поведения предпринимателей) следует относить стремление добиться успеха в соперничестве не за счет своих собственных достижений, а путем незаконного использования либо результатов деятельности конкурента, либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно на фирму-конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ложными или вводящими в заблуждение утверждениями4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Тикин В.С. Конкуренция  всегда недобросовестная / Вопросы  теории. 2008. №2;

 

2.СПОСОБЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ

КОНКУРЕНЦИИ

 

При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно  анализировать (самостоятельно или  с привлечением специалистов), с  какой целью и каким образом  осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного  пресечения или следует обратиться в суд и т.п.

Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции  относится к одной из основных задач федерального антимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции в  МАП России производится в соответствии с Правилами рассмотрения дел  о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом МАП России от 25.07.96 N 91.

1. Предписание  антимонопольного органа.

Предписание представляет собой  правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются  задачи и реализуются функции  антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Информация о работе Недобросовестная конкуренция