Направления развития предпринимательства в Оренбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические основы изучения предпринимательства……………………..3
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………………………………3
1.2 Виды и формы предпринимательства……………………………………….6
2. Анализ развития предпринимательства в Оренбургской области за 2005-2010гг…………………………………………………………….………………...9
2.1 Развитие видов и форм предпринимательства …………………………..…9
2.2 Состояние и проблемы управления и развития предпринимательства ……………………………………………………………………….……………13
3. Направления развития предпринимательства в Оренбурге………………..20
3.1 Государственная поддержка предпринимательства………………………20
3.2 Совершенствование управления предпринимательства …………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………...30
Приложение А…………………………………………………………………....31
Приложение Б……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.99 Кб (Скачать)

  Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Теоретические  основы изучения предпринимательства……………………..3

1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………………………………3

1.2 Виды и формы предпринимательства……………………………………….6

2. Анализ развития предпринимательства в Оренбургской области за 2005-2010гг…………………………………………………………….………………...9

2.1 Развитие видов и форм предпринимательства …………………………..…9

2.2 Состояние и проблемы управления и развития предпринимательства ……………………………………………………………………….……………13

3. Направления развития предпринимательства в Оренбурге………………..20

3.1 Государственная поддержка предпринимательства………………………20

3.2 Совершенствование  управления предпринимательства  …………………24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список  литературы……………………………………………………………...30

Приложение А…………………………………………………………………....31

Приложение Б……………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Переход к рыночным отношениям в отечественной  экономике определяет необходимость  организационно-экономических новаций  во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений  экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка  товарами и услугами, созданию новых  рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

    Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и  эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

    Предпринимательство занимает свое особое место в экономических  отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

    Таким образом, предпринимательство выполняет  не только экономические функции, оно  теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности  общества. Знание состояния и тенденций  развития предпринимательства, выявление  его связей и зависимостей с другими  структурными элементами общества, позволяет  более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления  гражданского общества в России.

    Основная  цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство  в России на современном этапе  его развития, выявить его специфические  особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом. 
 
 
 
 

  1. Теоретические аспекты изучения предпринимательства
 

    1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 

    На  сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. В американской учебной и научной литературе дается множество других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

    Кэмпбелл Макконнелл и Стэнли Брю в своей книге раскрывают значение термина предпринимательство через четыре функции предпринимателя:2

    1. Предприниматель берет на себя  инициативу соединения ресурсов  земли, капитала и труда в  единый процесс производства  товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает быть прибыльным делом.

    2. Предприниматель берет на себя  трудную задачу принятия основных  решений в процессе ведения  бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.

    3. Предприниматель - это новатор,  лицо, стремящееся вводить в обиход  на коммерческой основе новые  продукты, новые производственные  технологии или даже новые  формы организации бизнеса.

    4. Предприниматель - это человек,  идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и в конце концов банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

    Ни  за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая  теория предпринимательства, хотя потребность  в такой теории давно уже стала  весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции  — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

    "Первая  волна", которая возникла еще  в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

    Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к "четвертой  волне", появление которой связывается  с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

    В настоящее время в теоретических  исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как  способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".

    Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

    Предпринимательство — это особый вид экономической  активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности  и инновационной предпринимательской  идее.

    Экономическая активность представляет собой форму  участия индивида в общественном производстве и способ получения  финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

    • собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник  предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

    • наемного работника, продающего свою рабочую  силу (токарь на заводе, учитель в  школе и т. д.);

    • индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

    • государственного или муниципального служащего;

    • менеджера (управляющий чужим предприятием);

    • пенсионера (пассивная форма участия  в общественном производстве как  следствие прошлой активности);

    • учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

    • безработного (как вынужденная форма  неучастия или приостановки участия  в общественном производстве);

    • занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

    • вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

    Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей —результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, —будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Виды и формы предпринимательства 

    В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения  конкретных результатов, связи предпринимательской  деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают  следующие виды предпринимательства:

    -производственное,

    -коммерческо-торговое,

    -финансово-кредитное, 

    -посредническое,

    -страховое.

1. Производственное предпринимательство - называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

    Производственное  предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В  широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

Информация о работе Направления развития предпринимательства в Оренбурге