Направления, перспективы, проблемы, динамика взаимодействия экономик Германии и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

Сотрудничество Германии и России имеет глубокие корни: с начала XVII века Германия решала свои геостратегические задачи с участием и даже с помощью России. Можно утверждать, что союз Германии и России в определенной степени обеспечил для Германии отражение турецкой, шведской и французской военных угроз, два объединения Германии – в 1871 и 1989 годах, восстановление экономической и военной мощи ФРГ после первой мировой войны. России же союз с Германией обеспечил мирное развитие и успешное государственное строительство на протяжении XVII-XIX веков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..….3
Глава I. 1.1 Взаимодействие экономик…………………………….....4
1.2 Инвестиционное сотрудничество и направления…………………6
Глава 2. 2.1 Перспективы и динамика…………………………………8
2.2 Проблемы………………………………………………………...…10
Заключение……………………………………………………………..12
Список использованных источников и литературы…………………13

Файлы: 1 файл

Сотрудничество Германии и России.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

В то же время германские инвестиции в российскую экономику, накопленный объем которых составляет около 9 млрд. долл., значительно превышают масштабы инвестиционной деятельности российских предприятий на рынке ФРГ, оцениваемые примерно в 0,5 млрд. долларов.

Германия входит в число четырех-пяти крупнейших зарубежных инвесторов России - первое место в этом списке уже который год уверенно занимает, конечно же, Кипр, откуда в Россию возвращаются «беглые» капиталы.

И весьма внушительные объемы торговли, и значительные масштабы присутствия германского бизнеса на российском рынке – в России насчитывается 4,5 тысячи представительств 3,5 тысячи немецких фирм – позволяют считать, что ограничения институционального характера, затрудняющие проникновение на российский рынок, постепенно ликвидируются либо смягчаются.

Иные препятствия устраняются в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО, остающиеся же, видимо, удается обходить. Конечно же, сохраняются проблемы, обусловленные инерционностью системы и определенно не способствующие расширению деловой активности на российском рынке. К ним следует, прежде всего, отнести чрезмерный бюрократизм, непрозрачность принятия административных решений, особенно на локальном уровне, слабости российской банковской системы, усложненность таможенных процедур, практически отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса и предпринимательской и инновационной инициативы в целом.

Последнее обстоятельство вынуждает немецкие фирмы в своей деятельности отдавать предпочтение главным образом крупным российским компаниям. Но надо сказать, что, во-первых, с перечисленными трудностями приходится иметь дело не только и не столько западным, но и отечественным бизнесменом, а во-вторых, все же в целом деловой климат в России существенно оздоровился за последние 6-7 лет.

Российское присутствие в Германии также становится все заметнее. Здесь зарегистрировано порядка 3 тысяч российских фирм – больше, чем в любой другой европейской стране. Однако в большинстве своем эти представительства выполняют торгово-закупочные функции, т.е. в основном озадачены импортом германских товаров и услуг, и мало кто из российских фирм занимается продвижением своей продукции на германском рынке.

Вряд ли в этом случае можно говорить о каком-то дискриминационном подходе, о перекрытии доступа на рынок. Конечно, для представителей отдельных секторов и отраслей российской экономики такие проблемы, как европейские антидемпинговые процедуры в отношении ряда товаров, квоты ЕС на поставки металлургической продукции, ограничения на поставку ядерных материалов являются весьма ощутимыми барьерами.

Но все же главная причина в том, что при такой рентабельности сырьевого экспорта, прежде всего, экспорта энергоносителей, и при столь высоком спросе на них в Европе и ФРГ, в частности, поставки готовой продукции из России не могут не выглядеть как маргинальное явление.

Так называемый структурный барьер в торговле когда-то Советского Союза, а теперь и России с западными странами, когда сырье обменивается на готовые изделия, существовал, насколько можно судить, всегда. И всегда руководители страны ставили задачу существенного расширения вывоза готовой продукции - теперь говорят о диверсификации экспорта.

Однако, в последнее время в России, по всей видимости, пришло осознание, что радикально эта задача не решаема, что соотношение между импортом и экспортом готовой продукции и сырья можно в лучшем случае лишь слегка выправить, но вряд ли существенно изменить. Рынок не обманешь – продается то, что пользуется спросом у потребителя и что приносит прибыль продавцу.

Сейчас, похоже, пришло еще и осознание, что из положения крупнейшего в Европе поставщика энергоносителей, каковым является Россия, можно извлечь намного больше и экономических, и политических выгод, чем это имело место до сих пор. Именно осознание этого факта, похоже, обусловливает ужесточение позиции России в отношениях со своими соседями и партнерами по СНГ и определяет нежелание Москвы подписать Энергетическую хартию в ее нынешнем виде и транзитный протокол к ней.

Энергетика стала в последнее время едва ли не центральной темой в российско-германских отношениях. Та самая зависимость от российских энергоносителей, которая существует на протяжении уже десятков лет, в связи с выяснением отношений России со своим соседями стала восприниматься как актуальная угроза, как потенциальное средство политического нажима.

Более того, проводятся параллели с советским периодом, когда СССР, несмотря на холодную войну, всегда твердо выполнял свои обязательства и никогда не прибегал к методам «энергетического шантажа». Между тем, такое понимание советской политики в этой сфере не совсем адекватно. В отношениях со своими союзниками Советский Союз всегда использовал такое оружие, как поставки энергоносителей на льготных условиях в целях обеспечения их привязки к своему политическому курсу. Нынешняя Россия, очевидно, отходит от такой практики хотя бы в силу ставшей со временем очевидной ее совершенной неэффективности.

Отношения зависимости сами по себе ни плохи и не хороши. К тому же зависимости от экспорта энергоносителей противостоит не менее сильная зависимость от сбыта на выгодных, отличающихся стабильностью условиях. Более того, надо стремиться к тому, чтобы взаимозависимость перерастала во взаимопереплетение или «проникновение» экономических интересов, о котором говорила канцлер Ангела Меркель. Реализация этого нового подхода вряд ли возможна без еще большего открытия рынков сотрудничающих стран. И, прежде всего, без облегчения возможностей для инвестиционного участия.

 

                                     

                                     2.2 Проблемы

 

Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией. Продолжает действовать и общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался. В то же время действуют защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности.
 

Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические связи с Германией, является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка 0,5 млрд. долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Кредитная задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. Предпочтительные для немецкой стороны условия погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по эффективному использованию кредитов ФРГ являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей (15% от суммы кредитов), совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России.

Одна из традиционных проблем Германии – импортная зависимость по основным видам сырья (нефть, газ, каменный уголь). Около 80% потребности в сырье ФРГ покрывает за счет импорта. Поэтому особенности российской экономики (ее сырьевая ориентация) создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей ФРГ в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта в Германию природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов.

Не смотря на хорошую динамику в развитии отношений между Германией и Россией, существует еще ряд проблем:

- во-первых, низкая динамика и эффективность взаимного торгово-экономического сотрудничества практически на всех основных направлениях, за исключением энергетики, объясняется как объективными (низкая конкурентоспособность подавляющей массы отечественных готовых изделий, особенно машин и оборудования, преобладание в экспорте сырьевых и низкотехнологичных товаров, сузившиеся потребности российской экономики в инвестиционных товарах, которые преобладают в германском экспорте), так и рядом субъективных (явная недооценка роли государства в переходный период в экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности, фактически полное прекращение государственной поддержки экспорта, недостаточная роль общественных корпоративных объединений и организаций и др.) факторов;

- во-вторых, анализ мирового и, особенно, германского опыта 90-х годов показывает, что уровень государственного регулирования экономики не

представляет собой какую-то заданную величину. Чем неотложнее, сложнее и масштабнее задачи, тем шире и активнее государственное вмешательство, тем выше требования к экономической политике правительства. Без кардинального усиления регулирующей роли государства в России в формировании нормально функционирующей рыночной экономики, без активной государственной промышленной и инвестиционной политики по структурной перестройке экономики (прежде всего для обеспечения перелива инвестиций из $ сырьевого сектора в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли), не могут

быть обеспечены повышение конкурентоспособности национальной экономики, преодоление исторически сложившегося невыгодного типа международной специализации;

- в-третьих, в силу известных причин до последнего времени в сфере российско-германских экономических отношений рассматривались главным образом проблемы, в решении которых была заинтересована, прежде всего германская сторона (обеспечение надежных поставок российских энергоносителей, погашение различных долгов российской стороны и т.д.), в то время как рассмотрение вопросов, являющихся приоритетными для России (содействие притоку германских инвестиций в российскую экономику, налаживание производственной кооперации в обрабатывающей промышленности и др.) постоянно откладывалось. Анализ изменений, происходящих в политической и экономической сферах в России, Германии и в мире в целом, приводит автора к выводу о возможности изменения сложившейся ситуации в позитивном направлении;

- в-четвертых, долгосрочная стратегия развития внешнеэкономических связей России должна исходить из приоритетности развития сотрудничества с ЕС в целом и Германией, в частности;

- в-пятых, активизируя привлечение прямых иностранных инвестиций, технологий, развивая международную производственную кооперацию, интенсифицируя различные формы господдержки высокотехнологичных и наукоемких производств можно будет осуществить широкомасштабный выход на германский и европейский рынок этой продукции и в обозримой перспективе заметно увеличить долю России на данном рынке - до 2-3%. Такой динамизации экспорта за счет топливно-сырьевого сектора добиться невозможно даже при самом благоприятном развитии спроса и цен.

 

 


 

                                            Заключение

 

Таким образом, экономические отношения России и Германии основаны как на значимости исторического взаимодействия государств, так и на экономических выгодах, которые государства получают в результате торговли товарами и услугами, технологического сотрудничества, обмена капиталом и трудовыми ресурсами. По отношению к России Германия является нетто-импортером товаров и рабочей силы, но чистым экспортером инвестиций. Поэтому можно сделать вывод, что сотрудничество Германии и России определяется особенностями концентрации факторов производства в обеих странах: недостатком в ФРГ природных ресурсов и рабочей силы, а в России – капитала. С расширением ЕС на восток, улучшаются и перспективы партнерства России со странами региона в целом и Германией, как членом общего рынка, в частности.

Кроме того, Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как с экономическим лидером Евросоюза. ЕС – важнейший экономический партнер России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».

В целом Германия рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция), ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.

Информация о работе Направления, перспективы, проблемы, динамика взаимодействия экономик Германии и Российской Федерации