Экономика Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 12:22, реферат

Краткое описание

После объединения Западной и Восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье после США и Японии место по объему производимого ей ВВП. В 2000 г. ВВП Германии составил почти 2,1 трлн. долл. На душу населения приходится почти 26 тыс. долл. ВВП в год. Площадь Германии - 357 тыс. кв. км.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 43.87 Кб (Скачать)

                                           Введение.

Страны  Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую  семерку, и на относительно небольшие  государства Западной Европы. К ведущим  странам Западной Европы относятся:

• Германия;

• Франция;

• Великобритания;

• Италия.

Данные  государства формируют костяк европейской  экономики, они располагают наиболее мощным в регионе экономическим  потенциалом, самой большой в  Западной Европе численностью населения, они в достаточной степени  интегрированы и в процесс  мирохозяйственных связей. Велико и  политическое влияние данных стран  в мире. В своей работе я рассмотрю  общую характеристику экономики  страны, играющей одно из первых мест в  мировом хозяйстве – Германии.

                              Общая характеристика  Германии.

После объединения Западной и Восточной  частей страны в 1990 г. Германия стала  крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике  Германия также является одним из лидеров, занимая третье после США  и Японии место по объему производимого ей ВВП. В 2000 г. ВВП Германии составил почти 2,1 трлн. долл. На душу населения приходится почти 26 тыс. долл. ВВП в год. Площадь Германии - 357 тыс. кв. км.

Германия  не слишком богата запасами полезных ископаемых. Можно отметить только каменный и бурый уголь, калийные соли. Очевидно, что такие полезные ископаемые не представляют сколь-либо значительную хозяйственную ценность. Тем не менее скудость естественных ресурсов породила знаменитую немецкую бережливость и определила специализацию  страны на промышленном производстве и развитии наукоемких отраслей экономики.

Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится на леса. Среди  водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов (Рейн, Эльба, Майн, Дунай, Кильский канал и др.). Такая  густая внутренняя водная сеть способствует развитию речного судоходства, а  Дуисбург-Рурорт является крупнейшим речным портом мира. Среди озер наиболее известным считается Боденское, находящееся на стыке Германии, Швейцарии и Австрии, что привлекает сюда множество туристов и отдыхающих.

Население Германии - 82 млн. человек, это второе после России место в Европе. Для  страны характерна достаточно высокая  плотность населения – 230 человек  на кв. км. Особенно высокая плотность  населения наблюдается в важнейшем  промышленном регионе страны – земле  Северный Рейн-Вестфалия. Состав населения  Германии, в основном, однородный, но в последнее время наметилась тенденция к увеличению доли иностранной  рабочей силы – гастрарбайтеров, численность которых приближается к 10% населения. Германия – достаточно высоко урбанизированная страна, 83% населения  здесь проживает в городах.

После вступления 3 октября 1990 г. Восточных  земель (бывшей Германской Демократической  Республики) в состав ФРГ в единой Германии стало 16 федеральных земель, столицей страны вновь стал Берлин. Главой правительства страны является федеральный канцлер Герхард  Шредер.

        Немецкая модель социального рыночного хозяйства.

Экономической системой современной Германии является уже известное нам социальное рыночное хозяйство.

Для Германии во все времена ее развития всегда была характерная несоизмеримо большая  роль государства в экономике, чем  в США или Великобритании. Тоталитаризм гитлеровской эпохи вообще привел к  прямому диктату государства  в экономике, а в период восстановления народного хозяйства страны после  окончания   Второй мировой войны именно государство обеспечивало общественную стабильность и социальную защищенность. Опираясь на концепцию социального рыночного хозяйства, проводил свои знаменитые реформы в экономике и отец немецкого “экономического чуда” Людвиг Эрхард. Активная социальная политика государства характерна в Германии и по сей день.

Модель  социального рыночного хозяйства  представляет собой компромисс между  экономическим ростом и равномерным  распределением богатства. Если этические  принципы данной модели базируются на протестантстве, то социальные принципы заимствованы, несомненно, у католицизма. В центр системы поставлена предпринимательская  деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение  социальных благ всем членам общества. Другой особенностью макроэкономического  пути развития Германии является так  называемый “рейнский капитализм”, характеризующийся значительной ролью  банков в экономике страны. Банки  являются в Германии достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому  неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира.

На сегодняшний  день Германия испытывает из-за своей  модели социально-рыночной экономики  серьезные сложности. У ФРГ в  конце 1990-х гг. были довольно низкие темпы роста ВВП, которые почти  втрое ниже, чем темпы роста  экономики США за этот же период. Зарегистрирован невиданный с 1933 г. уровень безработицы, который в  самый свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться  курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце  июля. Главным же объяснением столь  слабой динамики роста и кризиса  на рынке труда служит не только влияние на Германию мирового валютно-финансового  кризиса (в мире в период развития кризиса значительно снизился спрос  на немецкую продукцию), но и кризис немецкой модели социально-рыночной экономики. Причинами кризиса социального  рыночного хозяйства Германии является ошибочная экономическая политика правительства страны в 1990-е гг., высокий уровень оплаты труда  и социальных гарантий, недостаток инноваций.

Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 марок чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды  приходится 81 марка. Стоимость рабочей  силы в Германии таким образом  становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в  час. Достаточно велик и уровень  пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев на шее  государства и стимулирует безработицу. Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х гг. достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии эта величина достигает 65%. Высокий  уровень налогообложения заставляет многие немецкие компании развивать  исключительно по налоговым соображениям свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами предпочитают перебираться на постоянное место жительства в другие страны мира.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных  инвестиций приводит к тому, что  Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая  стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность  Германии как страны базирования  производственных мощностей ТНК. Иностранные  компании, по существу, лишены возможности производить в Германии, и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Поэтому крайне невелика доля иностранных инвестиций и доля рабочих мест, создаваемых ими в экономике ФРГ. К примеру, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвесторы составляют 35%, в Великобритании - 25%, и даже во Франции - 12%. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. марок в 1997 г., на долю иностранных инвестором приходится только 7,5% общей величины вложений. Наряду с незначительным притоком иностранного капитала в ФРГ наблюдается массовый отток за рубеж немецкого капитала. Немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда, а финансовые инвесторы предпочитают платить налоги на свои операции в странах с более либеральным налоговым климатом.

Незаинтересованность  иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств  в Германии приводит к постепенной  технологической слабости страны. Германия не является мировым технологическим  лидером, особенно слабы ее позиции  в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато потерей конкурентоспособности  немецкого экспорта. Тенденция явно прослеживалась еще с начала 1980-х гг.: с 2000 по 2005 гг. доля Германии на мировом рынке продукций высоких технологий сократилась с 20,3 до 16,2%. Несомненно, что социально-рыночная экономика продолжает вредить научно-техническому развитию и сегодня. Приоритетом в государственной экономической политике являются не высокие технологии, а социальные программы, что влечет за собой потерю рынков высокотехнологичной продукции и в будущем. Даже немецкие ТНК до трети своих НИОКР осуществляют за рубежам, поскольку в Германии заниматься наукой невыгодно.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать  откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые  неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные  отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством вполне конкурентоспособных предприятий  в США и Японии, следует признать полную несостоятельность Германии в решении структурных проблем  промышленности.

Сохраняя  высокооплачиваемые рабочие места  в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые  места в наиболее прогрессивных  секторах своей национальной экономики. Неслучайно, что сфера услуг в  Германии, на которую приходится почти  на 10% меньше создаваемого продукта, значительно проигрывает нематериальному производству других ведущих стран мира, а для отраслей немецкой инфраструктуры вплоть до недавнего времени был характерен высокий уровень цен на связь, энергию и транспорт. Из-за ограничения доступа в страну иностранных инвестиций менее конкурентоспособным становится и внутренний рынок.

Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы  в экономике. Доля государственных  расходов в ВВП Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных  расходов порождает проблему с дефицитом  бюджета и государственным долгом.

Усложняет проблему социального рыночного  хозяйства Германии консолидация Восточных  и Западных земель. В условиях кризиса  социально-рыночной экономики одновременно приходится еще, и решать структурные  преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных  производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые  достаточно сложно изыскать на современном  этапе. Нужно также довести уровень  производительности труда на Востоке, до Западных стандартов, примерно в  три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий  структурных преобразований. Все  это требует от федерального правительства  новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей  социальной нагрузкой.

Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей  социально-ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной  модернизации. Скорее всего, для продолжения  своего экономического лидерства, Германии потребуется либерализация экономики  и консервативные реформы по американскому  образцу. В противном случае прежняя  модель развития страны становится неконкурентоспособной  не только в сравнении с США, но даже и в единой Европе. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германия с каждым разом  все менее справляется со своей  ролью локомотива развития Европы и  ЕС. Даже слабость единой европейской  валюты евро сразу же после ее появления  и вплоть до первой половины 1999 г. связана  в первую очередь с внутренними  экономическими проблемами в Германии. 
 

       Современная макроэкономическая политика Германии.

Избрание  федерального канцлера Г. Шредера 27 сентября 1998 г. символизировало “новый дух” и “другой период” развития, конец прежней эпохи консерваторов  и надежды на перемены не только для немцев, но и для всех жителей  Европы. Многие жители самой Германии, голосуя за Шредера, посчитали его  лучшим защитником идей Л.Эрхарда и  социального рынка, чем прежний  канцлер Гельмут Коль. Левоориентированное  правительство Шредера, как это  предполагалось, должно обеспечить продолжение  объединения Европы и единство Германии. Многие европейцы, помня о временах Третьего рейха, на самом деле немного  опасаются объединения Германии, поэтому всем нужна не Европа под  управлением Германии, а европеизированная  Германия. Однако для продолжения  гегемонии Германии в развитии европейского процесса единства стране предстоят  серьезные внутренние преобразования.

Германии  нужны перемены в той модели социального  рыночного хозяйства, которая успешно  развивалась вплоть до недавнего  времени, но в условиях глобализации оказывается слишком неэффективной. Интересно, что Германия в своей  политике реформ ориентируется не на опыт США, а в первую очередь на опыт других стран-собратьев по ЕС. В европейском опыте современных  реформ есть две альтернативы: консерватизм - «блейеризм” в Великобритании или социализм - «жоспенизм” во Франции. Шредер в своей макроэкономической политике опирается, главным образом, на опыт двух вышеназванных стран. Франция  здесь служит образцом сходной с  Германией модели социального рынка, а Великобритания – успешного  сочетания консерватизма и лейборизма.

Информация о работе Экономика Германии