Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:39, реферат
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь экономическая роль государства велика.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Средства государственного регулирование экономики Германии
Основные направления развития экономики Германии…………….4
Государственное регулирование экономики Германии в условиях экономического кризиса: антикризисные пакеты………………………6
Глава 2 . Посткризисное развитие Германии
2.1 Экономические последствия кризиса……………………………………11
2.2. Причины выхода из кризиса……………………………………………..13
Заключение…………………………………………………….………………..15
Список литературы…………………………………………………….………16
на тему «Средства ГРЭ в посткризисный период развития рыночной экономики на примере Германии»
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь экономическая роль государства велика.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись
экономические, социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса
воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
В силу ряда причин наиболее
развитый механизм ГРЭ
Особенно важна роль ГРЭ в
развивающихся странах,
В экономике Германии государству отведены, главным образом, регулирующие функции в интересах обеспечения свободы конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности. Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения.
Германия - это самая большая в мире экспортная нация, которая регистрирует в течение десятилетий показатели экспорта больше, чем любая другая страна в мире и поэтому часто ее называют "Экспортный чемпион мира".
Экономика Германии представляет самую мощную экономику Европы.
Эта страна
относительно бедна сырьем, ее экономика
преимущественно сконцентрирована на
промышленности и секторе бытового обслуживания.
Во всем мире самыми конкурентоспособными
отраслями немецкой индустрии считаются
автомобиль, грузовой автомобиль, электротехническая,
машиностроительная и химическая промышленность.
Постоянно проводится работа по законодательному облегчению давления на малый бизнес в следующих областях: статистической, справочной документации и бухгалтерского учета; ускорения и упрощения лицензирования при осуществлении внешнеторговых операций; сокращения и упразднения двойных проверок; унификации пороговых величин.
Для решения задач государственной экономической политики Правительство ФРГ привлекает как государственные органы власти (федеральные и земельные министерства и ведомства), так и общественные организации и объединения (отраслевые союзы и ассоциации, торгово-промышленные палаты, институты экономических исследований, экспертные советы и т.д.). В данном случае общественные организации и объединения выполняют посредническую функцию и являются связующим звеном между государством и предпринимателями. В качестве поддержки предпринимателей со стороны государства могут служить постоянные консультации между правительством, предпринимателями и профсоюзами.
А правительство, в свою очередь, использует выкладки и оценки союзов и институтов экономических исследований при выработке ежегодных прогнозов развития страны на макроэкономическом уровне. Значительна роль государства в оказании поддержки предпринимателей и экспортёров. Причём, эта помощь осуществляется за счёт федеральных и земельных бюджетов порой в отношении целых отраслей. Государственной поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе в области альтернативных видов энергии, энергосберегающие и природоохранные технологии, малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство. Особенно сильно влияние государства в аграрном секторе. Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами государство за счёт бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объёме экспорта. Система государственной поддержки национальной экономики и экспорта осуществляется не только с помощью субсидирования и дотаций производителям и страхования экспортных поставок, но и путём содействия в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности фирм ФРГ за рубежом, консультационно-информационной помощи как в стране, так и за рубежом через департаменты или отделы экономики и науки посольств Германии. Существует также определённое влияние государственных контрольных органов по вопросу регулирования цен, в том числе в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских услуг, почтовых услуг и т.п. с определением верхних и нижних уровней цены. К частично регулируемым ценам относится и квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора. Таким образом, цель Федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций и экологии, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу. Федеральное правительство Германии имеет акции 8 предприятий. Следует отметить, что на 2-х предприятиях Федеральное правительство имеет 100%-й пакет акций.
Мировой экономический кризис, начавшийся в финансовой сфере США, негативно сказался на экономическом положении многих стан, в том числе и Германии.
В результате кризиса пострадала кредитно-банковская система, резко замедлились темпы экономического роста, началось сокращение рабочих мест и рост безработицы.
В 2009г. экономика Германии сократилась примерно на 2,25%. Одной из причин отрицательного экономического развития послужило существенное снижение объемов немецкого экспорта и инвестиций в экономику. В результате мирового финансового кризиса немецкий экспорт в 2009 году пережил рекордный с 1950 года спад, сократившись на 18,4 %, а по сравнению с предыдущим годом и составив 803,2 миллиарда евро, сообщает AFP со ссылкой на федеральную службу статистики ФРГ.
Также резко сократились объемы импорта в Германию, который в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008-м на 17,2 %, составив 667,1 миллиарда евро.
Мировой
финансовый кризис привел к снижению
спроса на продукцию немецких компаний,
приведя к сокращению объема заказов
практически по всему спектру
товаров. В частности, заметно сократился
экспорт автомобилей и промышленного
оборудования. Следовательно, падение
спроса на товары из Европы на развивающихся
и развитых рынках крайне негативно сказалось
на потенциале германского бизнеса. В
Германии резко возросло число банкротств
предприятий. Большое количество немецких
фирм из-за экономического кризиса объявили себя
банкротами. В сентябре 2009
года в Германии было зарегистрировано
2910 случаев финансовой
несостоятельности -
на 17,4% больше, чем в сентябре 2008 года. Большинство
больших фирм во всём мире сокращают расходы
самым простым способом: увольняют "лишних"
сотрудников. Так что кризис в Германии
породил рост безработицы.
С начала мирового экономического кризиса
в Германии потерял работу каждый девятый
наемный работник. С октября 2008 года по
сентябрь 2009 года без работы остались
3,2 миллиона человек. Наиболее негативно
кризис отразился на работниках, заключивших
временные договоры. Жертвами кризиса
стали также занятые в гастрономии и гостиничном
хозяйстве, строительстве и аграрном секторе.
С III квартала 2008 года началось значительное
сокращение ВВП. Наибольшее сокращение
пришлось на I квартал 2009 года и составило
-6,7%. В то же время в условиях кризиса резко
возросли ожидания других государств
Европейского Союза в отношении того,
что немецкая экономка вытянет европейскую.
Поэтому, возможно, именно Берлин стал
во главе процесса разработки антикризисных
мер.
Правительство Германии 5 ноября 2008 приняло первый антикризисный пакет, стоимостью в 82 млрд евро, предусматривавший создание Специального фонда по стабилизации финансового рынка (SoFFin) (экономические средства). Это означало создание дополнительной системы социальной защиты для наемных работников, включая специальные программы повышения квалификации для пожилых и низкооплачиваемых работников, увеличение штата сотрудников служб занятости, увеличение периода выплаты пособия по неполной занятости с 12 до 18 месяцев.
Второй пакет антикризисных мер стоимостью 50 млрд евро принят 14 января 2009 г. Общая сумма выделяемых средств в рамках данного антикризисного Пакета - 50 млрд. евро, что составляет 20% от годового ВВП страны и практически равно размеру годовых налоговых сборов по всей Германии.
Следует отметить, что такого значительного стабилизационного пакета в немецкой экономике никогда не предпринималось. Эти средства будут предоставлены финансовым институтам в форме поручительств или прямых финансовых вливаний.
Это
практически потолок, который установлен
принятым в еврозоне пактом финансовой
стабильности.
По этому пакту, новая бюджетная задолженность
- а без дополнительных кредитов в этом
случае не обойтись - не может превышать
три процента валового внутреннего продукта.
25 миллиардов - это и есть примерно такая
доля ВВП Германии в год.
Финансирование программы осуществлялось с помощью новых кредитов. Основными направлениями антикризисной программы стали:
Ремонт
школ, строительство дорог
Значительная часть антикризисного пакета
выделяется на ремонт школ, высших учебных
заведений и общественных зданий, строительство
дорог. Кроме того, правящие в Германии
партии уже договорились о расширении
сети быстрого интернета с тем, чтобы в
краткосрочной перспективе скоростной
доступ к «всемирной паутине» имели все
без исключения жители ФРГ. Как отметил
генеральный секретарь СДПГ Хубертус
Хайль, «акцент должен быть сделан на инвестиционной
деятельности государства. Нужны капиталовложения
в образование, в развитие инфраструктуры
на коммунальном уровне. Это даст важнейшие
импульсы». Общая сумма инвестиционного
пакета составила 18 миллиардов евро.
Налоговые льготы
Сторонам удалось договориться о введении
налоговых льгот. Антикризисная программа
предусматривает снижение налогов и вычетов
для граждан в размере 9 миллиардов евро
и на такую же сумму – для экономики. Налоговые
льготы начали действовать с 1 июля 2009.
Начальная ставка налогообложения снижена
с 15 до 14 процентов. Снижены также отчисления
граждан в кассы медицинского страхования.
Теперь они составляют не 15,5 процента
как ранее, а 14,9. В качестве срочной единоразовой
меры решено выплатить малообеспеченным
семьям с детьми по 100 евро из бюджета в
расчете на каждого ребенка. Кроме того,
принято решение повысить детские дотации
семьям, живущим на социальное пособие.
Поддержка автопрома (Шрот-премия)
Ни для кого не секрет, что автомобильное
производство одно из важнейших и крупных
отраслей немецкой экономики. О важности
автопрома для Германии говорит нехитрая
арифметика: ежегодно в ФРГ производят
5,5 миллионов автомобилей, из которых 75%
(!) автомобилей идет на экспорт. Поэтому
одной из забот немецкого правительства
в свете борьбы с кризисом стала поддержка
«отечественного производителя».
С 16 января 2009 года заработала «шрот-премия»
(der Schrott с нем. железный лом ), которая подразумевает
собой выплату в адрес любого гражданина
Германии в размере 2500 евро. Выплата предоставляется
за то, что автовладелец сдает на утилизацию
свой старый автомобиль с целью покупки
нового. Под старым автомобилем подразумевается
любой автомобиль, возраст которого превышает
9 лет и находящийся не менее 1 года во владении
собственника. На выплату «шрот-премии»
правительство Германии выделило первоначально
1,5 миллиарда евро. В последствии сумма
была значительно увеличена - до 5 миллиардов
евро. Если подсчитать, то данную выплату
на приобретение новой машины в общей
сложности получат около 2 миллионов немцев.
«Шрот-премия» - разовое мероприятие, т.е.
как будут исчерпаны выделенные для этого
5 млрд. евро, её выплата прекратиться.
Порядок получения денег до предела прост
- необходимо позвонить по телефону и зарезервировать
премию. В последствии потребитель по
почте получает сертификат на 2500 евро,
с которым будет осуществлена покупка
нового автомобиля в автосалоне. Естественно,
потребитель предоставляет также документ
о том, что старый автомобиль был сдан
на металлолом, утилизация которого фактически
происходит за счет государства.
В целом статистика свидетельствует, что
«шрот-премия» оказывает положительное
воздействие на ситуацию в «отечественном
автопроме» Германии: