Средства государственного регулирования экономики в посткризисный период на примере Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:39, реферат

Краткое описание

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь экономическая роль государства велика.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Средства государственного регулирование экономики Германии
Основные направления развития экономики Германии…………….4
Государственное регулирование экономики Германии в условиях экономического кризиса: антикризисные пакеты………………………6
Глава 2 . Посткризисное развитие Германии
2.1 Экономические последствия кризиса……………………………………11
2.2. Причины выхода из кризиса……………………………………………..13
Заключение…………………………………………………….………………..15
Список литературы…………………………………………………….………16

Файлы: 1 файл

реферат грэ германия, - копия.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

План  реферата

 на  тему «Средства ГРЭ в посткризисный период развития рыночной экономики на примере Германии»

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.  Средства государственного регулирование экономики Германии

    1. Основные  направления развития  экономики Германии…………….4
    1.   Государственное регулирование экономики Германии в условиях экономического кризиса: антикризисные пакеты………………………6

Глава 2 . Посткризисное развитие Германии

2.1 Экономические последствия кризиса……………………………………11

2.2. Причины выхода из кризиса……………………………………………..13

Заключение…………………………………………………….………………..15

Список  литературы…………………………………………………….………16

2

Введение

      Во  всех экономических системах государство  регулирует экономику. Такое регулирование в современной  рыночной  экономике  осуществляется  в меньших масштабах,  чем  в  административно-командной  системе,   но   и   здесь  экономическая роль государства велика.

      Государственное регулирование  экономики  (ГРЭ)  в  условиях  рыночного хозяйства  представляет  собой   систему   типовых   мер   законодательного, исполнительного и  контролирующего  характера,  осуществляемых  правомочными государственными  учреждениями  и  общественными   организациями   в   целях стабилизации и приспособления существующей  социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

      По  мере  развития  рыночного   хозяйства   возникали   и   обострялись

экономические,  социальные  проблемы,   которые   не   могли   быть   решены автоматически  на  базе   частной   собственности.   Появилась   потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки  зрения частного  капитала,  но  необходимых  для  продолжения   воспроизводства   в национальных масштабах; отраслевые  и  общехозяйственные  кризисы,  массовая безработица, нарушения в денежном обращении,  обострившаяся  конкуренция  на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

      Объективная возможность ГРЭ   появляется  с  достижением   определенного уровня  экономического  развития,  концентрации  производства  и   капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность,  заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

      В  современных  условиях  ГРЭ  является  составной   частью   процесса

воспроизводства.  Оно  решает  различные  задачи,  например   стимулирования экономического  роста,  регулирования  занятости,  поощрения   прогрессивных сдвигов  в  отраслевой  и  региональной  структурах,   поддержки   экспорта. Конкретные  направления,  формы,  масштабы  ГРЭ  определяются  характером  и остротой экономических  и  социальных  проблем  в  той  или  иной  стране  в конкретный период.

      В силу ряда причин наиболее  развитый механизм ГРЭ сложился  в некоторых странах  Западной  Европы  (во  Франции,  ФРГ,  Нидерландах,   Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся  стран  Азии и Латинской Америки.

      Особенно важна роль ГРЭ в  развивающихся странах, создающих  независимую экономику, в бывших  социалистических  странах, а также, что характерно для нынешнего времени, в условиях финансового кризиса.

Глава 1.  Государственное  регулирование экономики  Германии

1.1 Основные направления  развития экономики Германии

     В экономике Германии государству  отведены, главным образом, регулирующие функции в интересах обеспечения свободы конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности.  Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения. 

     Германия - это самая большая в мире экспортная нация, которая регистрирует в течение десятилетий показатели экспорта больше,  чем любая другая страна в мире и поэтому часто ее называют  "Экспортный чемпион мира". 

     Экономика Германии представляет самую мощную экономику Европы.

Эта страна относительно бедна сырьем, ее экономика преимущественно сконцентрирована на промышленности и секторе бытового обслуживания. Во всем мире самыми конкурентоспособными отраслями немецкой индустрии считаются автомобиль, грузовой автомобиль, электротехническая, машиностроительная и химическая промышленность.     Центральная задача экономической политики государства – сокращение безработицы. Ключ к обеспечению большей занятости лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные рабочие места. Цель – создать большее количество  рабочих мест, открыть перспективы в сфере занятости.  В целом, в соответствии с полученным общим индексом регулирования экономики (при значении индекса 0 – государство не вмешивается в экономику, 100 – государство полностью регулирует экономику) Германия находится на 22 месте (50 баллов) из 28 стран, пропустив далеко вперед такие страны, как Новая Зеландия (23 балла), США (24 балла) и Великобритания (26 баллов). При подсчете общего индекса, наряду с регулированием рынка труда, учитывались также рамочные условия работы на товарном и финансовом рынках, а также в образовательном и исследовательском секторах.

        Постоянно проводится работа по законодательному облегчению давления на малый бизнес в следующих областях:   статистической, справочной документации и бухгалтерского учета;  ускорения и упрощения лицензирования при осуществлении внешнеторговых операций;  сокращения и упразднения двойных проверок; унификации пороговых величин.

   Для решения задач государственной экономической политики Правительство ФРГ привлекает как государственные органы власти (федеральные и земельные министерства и ведомства), так и общественные организации и объединения  (отраслевые союзы и ассоциации, торгово-промышленные палаты, институты экономических исследований, экспертные советы и т.д.). В данном случае общественные организации и объединения выполняют посредническую функцию и являются связующим звеном между государством и предпринимателями. В качестве поддержки предпринимателей со стороны государства могут служить постоянные консультации между правительством, предпринимателями и профсоюзами.

   А правительство, в свою очередь, использует выкладки и оценки союзов и институтов экономических исследований при  выработке ежегодных прогнозов развития страны на макроэкономическом уровне.       Значительна роль государства в оказании поддержки предпринимателей и экспортёров. Причём, эта помощь осуществляется за счёт федеральных и земельных бюджетов порой в отношении целых отраслей. Государственной поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе в области альтернативных видов энергии, энергосберегающие и природоохранные технологии, малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство.  Особенно сильно влияние государства в аграрном секторе. Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами государство за счёт бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объёме экспорта.          Система государственной поддержки национальной экономики и экспорта осуществляется не только с помощью субсидирования и дотаций производителям и страхования экспортных поставок, но и путём содействия в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности фирм ФРГ за рубежом, консультационно-информационной помощи как в стране, так и за рубежом через департаменты или отделы экономики и науки посольств Германии.           Существует также определённое влияние государственных контрольных органов по вопросу регулирования цен, в том числе в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских услуг, почтовых услуг и т.п. с определением верхних и нижних уровней цены. К частично регулируемым ценам относится и квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора.      Таким образом, цель Федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций и экологии, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.          Федеральное правительство Германии имеет акции 8 предприятий. Следует отметить, что на 2-х предприятиях Федеральное правительство имеет 100%-й пакет акций.

    1.   Государственное регулирование экономики Германии в условиях экономического кризиса: антикризисные пакеты

Мировой экономический кризис, начавшийся в  финансовой сфере США, негативно сказался на экономическом положении многих стан, в том числе и Германии.

     В результате кризиса пострадала кредитно-банковская система, резко замедлились темпы экономического роста, началось сокращение рабочих мест и рост безработицы.

В 2009г. экономика Германии сократилась примерно на 2,25%. Одной из причин отрицательного экономического развития послужило существенное снижение объемов немецкого экспорта и инвестиций в экономику.   В результате мирового финансового кризиса немецкий экспорт в 2009 году пережил рекордный с 1950 года спад, сократившись на 18,4 %, а по сравнению с предыдущим годом и составив 803,2 миллиарда евро, сообщает AFP со ссылкой на федеральную службу статистики ФРГ.

           Также резко сократились объемы импорта в Германию, который в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008-м на 17,2 %, составив 667,1 миллиарда евро.

     Мировой финансовый кризис привел к снижению спроса на продукцию немецких компаний, приведя к сокращению объема заказов  практически по всему спектру  товаров. В частности, заметно сократился экспорт автомобилей и промышленного оборудования. Следовательно, падение спроса на товары из Европы на развивающихся и развитых рынках крайне негативно сказалось на потенциале германского бизнеса.     В Германии резко возросло число банкротств предприятий. Большое количество немецких фирм из-за экономического кризиса объявили себя банкротами. В сентябре 2009 года в Германии было зарегистрировано 2910 случаев финансовой несостоятельности - на 17,4% больше, чем в сентябре 2008 года.           Большинство больших фирм во всём мире сокращают расходы самым простым способом: увольняют "лишних" сотрудников. Так что кризис в Германии породил рост безработицы. С начала мирового экономического кризиса в Германии потерял работу каждый девятый наемный работник. С октября 2008 года по сентябрь 2009 года без работы остались 3,2 миллиона человек. Наиболее негативно кризис отразился на работниках, заключивших временные договоры. Жертвами кризиса стали также занятые в гастрономии и гостиничном хозяйстве, строительстве и аграрном секторе. С III квартала 2008 года началось значительное сокращение ВВП. Наибольшее сокращение пришлось на I квартал 2009 года и составило -6,7%.       В то же время в условиях кризиса резко возросли ожидания других государств Европейского Союза в отношении того, что немецкая экономка вытянет европейскую. Поэтому, возможно, именно Берлин стал во главе процесса разработки антикризисных мер.  

     Правительство Германии 5 ноября 2008 приняло первый антикризисный пакет, стоимостью в 82 млрд евро, предусматривавший создание Специального фонда по стабилизации финансового рынка (SoFFin) (экономические средства). Это означало создание дополнительной системы социальной защиты для наемных работников, включая специальные программы повышения квалификации для пожилых и низкооплачиваемых работников, увеличение штата сотрудников служб занятости, увеличение периода выплаты пособия по неполной занятости с 12 до 18 месяцев.

     Второй  пакет антикризисных мер стоимостью 50 млрд евро принят 14 января 2009 г. Общая сумма выделяемых средств в рамках данного антикризисного Пакета - 50 млрд. евро, что составляет 20% от годового ВВП страны и практически равно размеру годовых налоговых сборов по всей Германии.

     Следует отметить, что такого значительного  стабилизационного пакета в немецкой экономике никогда не предпринималось. Эти средства будут предоставлены финансовым институтам в форме поручительств или прямых финансовых вливаний.

     Это практически потолок, который установлен принятым в еврозоне пактом финансовой стабильности. 
По этому пакту, новая бюджетная задолженность - а без дополнительных кредитов в этом случае не обойтись - не может превышать три процента валового внутреннего продукта. 25 миллиардов - это и есть примерно такая доля ВВП Германии в год.

     Финансирование программы осуществлялось с помощью новых кредитов. Основными направлениями антикризисной программы стали:

     Ремонт школ, строительство дорог 
Значительная часть антикризисного пакета выделяется на ремонт школ, высших учебных заведений и общественных зданий, строительство дорог. Кроме того, правящие в Германии партии уже договорились о расширении сети быстрого интернета с тем, чтобы в краткосрочной перспективе скоростной доступ к «всемирной паутине» имели все без исключения жители ФРГ. Как отметил генеральный секретарь СДПГ Хубертус Хайль, «акцент должен быть сделан на инвестиционной деятельности государства. Нужны капиталовложения в образование, в развитие инфраструктуры на коммунальном уровне. Это даст важнейшие импульсы». Общая сумма инвестиционного пакета составила 18 миллиардов евро.   
                                 
Налоговые льготы 
Сторонам удалось договориться о введении налоговых льгот. Антикризисная программа  предусматривает снижение налогов и вычетов для граждан в размере 9 миллиардов евро и на такую же сумму – для экономики. Налоговые льготы начали действовать с 1 июля 2009. Начальная ставка налогообложения снижена с 15 до 14 процентов. Снижены также отчисления граждан в кассы медицинского страхования. Теперь они составляют не 15,5 процента как ранее, а 14,9. В качестве срочной единоразовой меры решено выплатить малообеспеченным семьям с детьми по 100 евро из бюджета в расчете на каждого ребенка. Кроме того, принято решение повысить  детские дотации семьям, живущим на социальное пособие. 
Поддержка автопрома (Шрот-премия)  
Ни для кого не секрет, что автомобильное производство одно из важнейших и крупных отраслей немецкой экономики. О важности автопрома для Германии говорит нехитрая арифметика: ежегодно в ФРГ производят 5,5 миллионов автомобилей, из которых 75% (!) автомобилей идет на экспорт. Поэтому одной из забот немецкого правительства в свете борьбы с кризисом стала поддержка «отечественного производителя».  
С 16 января 2009 года заработала «шрот-премия» (der Schrott с нем. железный лом ), которая подразумевает собой выплату в адрес любого гражданина Германии в размере 2500 евро. Выплата предоставляется за то, что автовладелец сдает на утилизацию свой старый автомобиль с целью покупки нового. Под старым автомобилем подразумевается любой автомобиль, возраст которого превышает 9 лет и находящийся не менее 1 года во владении собственника. На выплату «шрот-премии» правительство Германии выделило первоначально 1,5 миллиарда евро. В последствии сумма была значительно увеличена - до 5 миллиардов евро. Если подсчитать, то данную выплату на приобретение новой машины в общей сложности получат около 2 миллионов немцев. «Шрот-премия» - разовое мероприятие, т.е. как будут исчерпаны выделенные для этого 5 млрд. евро, её выплата прекратиться. Порядок получения денег до предела прост - необходимо позвонить по телефону и зарезервировать премию. В последствии потребитель по почте получает сертификат на 2500 евро, с которым будет осуществлена покупка нового автомобиля в автосалоне. Естественно, потребитель предоставляет также документ о том, что старый автомобиль был сдан на металлолом, утилизация которого фактически происходит за счет государства.  
В целом статистика свидетельствует, что «шрот-премия» оказывает положительное воздействие на ситуацию в «отечественном автопроме» Германии:

Информация о работе Средства государственного регулирования экономики в посткризисный период на примере Германии