Средства государственного регулирования экономики в посткризисный период на примере Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:39, реферат

Краткое описание

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь экономическая роль государства велика.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Средства государственного регулирование экономики Германии
Основные направления развития экономики Германии…………….4
Государственное регулирование экономики Германии в условиях экономического кризиса: антикризисные пакеты………………………6
Глава 2 . Посткризисное развитие Германии
2.1 Экономические последствия кризиса……………………………………11
2.2. Причины выхода из кризиса……………………………………………..13
Заключение…………………………………………………….………………..15
Список литературы…………………………………………………….………16

Файлы: 1 файл

реферат грэ германия, - копия.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     В июле 2009 года 340 000 новых автомобилей появилось на дорогах Германии благодаря этой программе, что на 27% больше, чем в июле 2008 года. В среднем ежемесячно в 2009 году в Германии приобретают свыше 360 000 новых автомобилей (пик покупок пришелся на март и июнь - было продано свыше 400 000 новых авто).                                                                   

     Жизнь показала, что опыт Германии стали  активно копировать: в США государство  выплачивает 4500 $ при покупке новой экономичной машины и сдаче старой в утиль (cash for clunkers). Вот и во Франции - la prime à la casse (1000 €), Словакии - šrotovné (2000 €), в Италии - incentivi alla rottamazione (от 1500 € до 3000 €), в Австрии - Ökoprämie - 1500 €. 
 
 

Регулирование рынка труда

Путеводная  нить федерального правительства –  социальная рыночная экономика. Она  образует фундамент при разработке всеобъемлющей концепции регулирования  финансового рынка.      В сфере производства в Германии можно наблюдать большое разнообразие инструментов регулирования рынка труда.      Коллективные договоры в отдельных секторах экономики о регулировании рабочего времени. Такое как «Соглашение о рабочем времени» IG Metall, которое предусматривает возможность сокращения рабочей недели до 30 часов (Запад) и 33 часов (Восток), для того, чтобы избежать сокращений рабочих мест.      Соглашения компаний об оптимизации рабочего времени в форме его особого учета и уменьшения отпусков являются основным инструментом со времени начала кризиса. Учет рабочего времени вводится для достижения двух основных целей 1) долгосрочный учет влияет на планирования всей карьеры работника (включая различные тренинги и выход на пенсию) 2) «гибкий» график учета рабочего времени необходим для распределения рабочего времени в зависимости от потребностей рынка в товарах данной компании. Одним из наиболее ярких примеров учета рабочего времени является соглашение компании Фольксваген (Volkswagen) о «гибком графике рабочего времени».          Когда все средства для уменьшении рабочего дня посредством коллективных соглашений исчерпываются, то вступает в силу установленное законом правило о сокращенном рабочем дне. Это правило гарантирует работникам определенное количество рабочих часов, помимо оговоренных в коллективном договоре, компенсируя потери, вызванные временным простоем производства определенным группам работников, например, строителям либо сезонным работникам. Потери дохода, вызванные уменьшением рабочих часов, компенсируются субсидиями, выделенными Федеральным Агентством по Труду.       В случае полной остановки производства, 60 или 67 процентов — в зависимости от семейного положения — последней зарплаты выплачивается государством, остальное — работодателем. Работодатель должен сохранить все социальные гарантии, такие как медицинская, пенсионная и другие виды страхования. Условиями для начала действия данного инструмента являются трудности в экономике и значительное снижение спроса на продукцию компании. По причине экономического кризиса действие схемы сокращенного рабочего дня было продлено с 5 до 12 месяцев во второй половине 2008 года и до 18 месяцев в 2009 году.      По данным Агентства, количество заявлений компаний на введение этой схемы (за исключением строительного и сезонного секторов) выросло с приблизительно 52000 в октябре до 295 000 в декабре 2008 года, а к февралю в производственном секторе увеличилось до 700 000.  Профсоюзы в основном выступают за введение подобной схемы, так как она компенсирует работникам потери дохода. Но этот инструмент не может защитить всех работников от сокращений.

«Германский» фонд

 
В момент наступления финансового кризиса, правительство ФРГ в экстренном порядке создало специальный фонд помощи немецкой банковской сфере размером почти в 500 миллиардов евро. По аналогу с тем фондом, решено создать еще один - в поддержку реальным секторам экономики. Названный «германским» фонд будет иметь объем в 100 миллиардов евро. Этими средствами государство собирается гарантировать кредиты, получать которые частным фирмам все труднее. Опасаясь банкротств, немецкие банки стали осторожными и прижимистыми.

     В то же время, государство может стать главным акционером крупнейшего немецкого банка Hypo Real Estate. В настоящее время в Германии готовится к подписанию постановление правительства о частичной национализации пострадавших банков. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) сообщила, что передача ценных бумаг неблагополучных финансовых институтов в пользу государства - это последняя мера, используемая лишь в тех случаях, когда все остальные возможности уже исчерпаны. Национализация должна помочь банку избежать полного разорения, но взамен государство получает решающее право голоса при выборе коммерческой политики кредитно-финансового института. 

Дискуссия о национализации 
На таком фоне в Германии развернулась дискуссия о возможной частичной национализации предприятий реального сектора экономики, в том случае, если они окажутся на грани краха.

       Поскольку немецкие кредитные  институты принимали активное  участие в деятельности американских рынков недвижимости и ценных бумаг, они неизбежно стали нести огромные убытки. Закономерным результатом этого процесса стали серьёзные потрясения финансового сектора страны. Достаточно вспомнить истории с банками IKB, HypoRealEstate и Commerzbank, к спасению которых пришлось подключиться государству и влить миллиарды евро. В конечном итоге государство было вынуждено пойти на приватизацию IKB (пришлось оплатить его многомиллиардные долги), Hypo Real Estate, частичное огосударствление Commerzbank.  
            В реальном секторе экономики влияние кризиса нагляднее всего сказалось на отраслях, ориентированных на экспорт. Это, прежде всего, машиностроение, судостроение, металлообработка и электроника.

     Учитывая  то обстоятельство, что акцент на развитие этих отраслей являлся частью политики Германии в целях обеспечения экономического роста, резкое падение мирового спроса на немецкую продукцию оказалось для правительства неприятным сюрпризом.  
            По мнению немецких экспертов, в условиях развёртывающегося кризиса наиболее стабильными оказались пищевая, фармацевтическая промышленность, розничные сети и рынок услуг. По сути, эти отрасли оказались теми «островками», которые удержали немецкую экономику на нужном уровне, «подпитали» её и дали возможность выработать необходимые меры по стабилизации ситуации. 
              В Германии важнейшими аспектами государственного устройства являются социальный мир, социальная рыночная экономика. В социальной сфере государство традиционно занимает активную позицию, тогда как в дела бизнеса старается не вмешиваться. Тем не менее, учитывая огромное воздействие банковской сферы на общество, государству, с одной стороны, приходится гарантировать функционирование финансовых рынков, с другой – приходится убеждать, что не станет спасать финансовые институты в крайних ситуациях. В зависимости от того, как решается эта дилемма, решается и проблема государственного присутствия в экономике.  
Эксперты отмечают, что преимуществом германской экономической системы является относительно небольшая роль финансовой составляющей при значительной доли промышленности, производящего сектора. Германия – страна производящая, и производящая как раз то, что насущно необходимо развивающимся странам, в частности, машинное оборудование, технологии. И здесь главное – не упускать свои позиции в инновационной сфере, постоянно стимулировать развитие технологий.  
                Важной стороной процесса преодоления кризиса является взаимодействие федерального центра и федеральных земель, с одной стороны, и осуществление регионами собственной политики в этом направлении. В частности, одна из самых населённых и промышленно развитых земель Германии Северный Рейн-Вестфалия активно привлекает иностранных инвесторов с целью сохранения своего промышленного потенциала и наращивания инновационного сектора. Среди направлений этой деятельности можно выделить поддержку и стимулирование университетов и исследовательских центров, развитие страховой отрасли, ставка на новые технологии.
 
 

Глава 2 . Посткризисное  развитие Германии

     2.1 Экономические последствия кризиса 

     Борьба  с кризисом в Европе развивается  на 2 уровнях – национальном и  союзном. Соответственным образом  строится и вся политика Германии.

     Ангела  Меркель занимает прагматичную позицию  и считает, что в условиях кризиса защиту климата не следует противопоставлять цели сохранения только рабочих мест. Канцлер отказалась финансировать план по подъему европейской экономики. Ввиду этого в последнее время в экономических кругах Еврозоны стал появляться и использоваться феномен, который назвали «Новый немецкий экономический эгоизм». Он означает, что самая мощная в Европе германская экономика будет поддерживать не весь Евросоюз, а только собственные ключевые компании. Скорее всего, на этом моменте (негласно) и основываются меры и инструменты государственного регулирования экономики Германии в посткризисном периоде.

В настоящее  время всё чаще можно услышать, что экономика Германии выходит  из кризиса, происходит её оживление, что, в свою очередь, является частью подъёма экономики еврозоны.

     ВВП Германии в 2010 году вырос, по предварительной  оценке, на 3,6 процента, что является рекордным показателем с момента  объединения ГДР и ФРГ в 1990 году.  
 
 

 
 
 

     Для сравнения, в 2009 кризисном году крупнейшая экономика Евросоюза сократилась на рекордные 4,7 процента. Годом ранее она выросла всего на один процент.

     "По  итогам 2010 года – помимо ощутимого  экономического роста – очевиден  рекордный уровень занятости.  Сейчас в Германии работают 40,5 млн человек", – сообщил президент  Федерального статистического управления Германии Родерих Эгелер.

     По  его мнению, этому успеху способствовала, в первую очередь, внешняя торговля. Так, объем экспорта в прошлом  году увеличился на 14 проц., импорта  – на 13 проц. Это помогло быстро восстановить темпы роста национальной экономики, на которую негативно повлиял кризис 2009 года.

     В свою очередь, уровень безработицы  в Германии в ноябре 2011г. с учетом сезонных колебаний снизился и составил 6,9%. Количество безработных в Германии с учетом сезонных колебаний в ноябре 2011г. по сравнению с октябрем т.г. снизилось на 20 тыс. человек и составило 2,913 млн человек.  
 

       
 
 

     "Консолидация  и рост могут работать вместе", – указал парламентский статс-скретарь  в министерстве финансов ФРГ  Штеффен Кампетер. Он отметил важность роста импорта и капиталовложений в экономику ФРГ как свидетельства того, что внутренний спрос, а не только традиционный экспорт, все сильнее становится двигателем экономического развития страны. Как здесь надеются, с января 2012 года позитивное воздействие на внутренний спрос начнет оказывать также предстоящее сокращение налогового бремени.

       Немалый вклад в позитивные  для Германии экономические новости  и торговые выгоды вносит также  несколько подешевевшее по отношению  к доллару евро, что снижает цену на немецкие товары и повышает их конкурентоспособность в развивающихся странах, например, в Китае, а также то обстоятельство, что Германия использует евро совместно с другими странами еврозоны.

     Многие  международные эксперты наблюдают, что в Германии наблюдается рост спроса на продукцию немецких компаний машиностроительной, химической, фармацевтической и пищевой отраслей.  

     2.2 Причины выхода  из кризиса  

     Причин  выхода из кризиса, по мнению аналитиков, можно выделить несколько. Одна из главных движущих сил немецкого "локомотива" – успешные торгово-экономические отношения Германии с азиатским регионом, в первую очередь, с Китаем, экономика которого быстрыми темпами выходит из кризиса. Кроме того, все прочнее завоевывает американский рынок немецкая автомобильная промышленность, что безусловно тоже играет на руку экономике страны.  
В отличие от других стран, в Германии не наблюдается кризис в сфере недвижимости, а экономическая политика федерального правительства, которая раньше вызывала массу споров и критики, теперь приносит свои плоды. В частности, благоприятно отразились на экономическом развитии такие поначалу непопулярные меры, как сокращение штата и графика работы на ряде предприятий, а также увеличение госинвестиций.

     Ставка рефинансирования

     Чтобы поддержать экономику доступными кредитными ресурсами, использовалась учетная ставка как инструмент денежно-кредитного регулирования. ЕЦБ снизил ставку рефинансирования в еврозоне до рекордно низкого уровня в 1 процент и обещал продолжить политику дешевых денег. 

 

     В то же время, по данным Федерального статистического  ведомства Германии, по сравнению  с августом 2008 года инфляция в августе 2009 года составила 0,0 процента. В июле 2009 года уровень цен понизился  на 0,5 процента - самое крупное снижение за прошедшие 20 лет. В августе, часть потребительских цен возросла, а часть вновь понизилась, что в сумме привело к нулевому уровню годовой инфляции. 

       
 

     Германия  традиционно считается страной, основу экономики которой составляет средний бизнес. Неудивительно поэтому, что одной из важнейших составляющих антикризисной политики явилась Концепция поддержки малого и среднего бизнеса. Это и разнообразные программы поддержки, которые реализуют как государственные, так и частные банки. И создание фонда «Германия», помогающего в ситуациях дефицита кредитов. И значительный рост микрокредитов, упрощение процедуры их получения. Особенно важно, что целенаправленная помощь оказывается компаниям, ориентирующимся на высокие технологии и развитие энергоэффективности национальной экономики.  
 В целом, можно констатировать, что политика государства способствовала формированию антикризисного механизма, выявлению пробелов в системе наблюдения и реагирования.

     С другой стороны, выход из кризиса  происходит за счёт наращивания государственного долга. В первой половине 2010 года он составил 1,721 млрд. евро, что стало рекордом в истории этой страны. Выплаты по нему уступают своими размерами только объёму расходов на социальную сферу. Рост государственного долга может привести не только к потрясениям в экономической сфере, но и к политическим деформациям в стране. Эту ситуацию усугубляет тот факт, что именно на экономику Германии легли основные тяготы по долгам стран еврозоны. Отсюда понятен и выдвинутый немецкой стороной тезис о необходимости введения для кризисных стран процедуры «банкротства государств», возможно даже принудительного.  
            Динамика государственного долга ФРГ.
 

Млрд, евро        
        1,069
      983  
    933    
  922      
917        
2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Во  многих странах мира, в Китае, США и Германии кризис вызвал существенные структурные сдвиги в промышленности в пользу инноваций и укрепления конкурентоспособности, чему в большой степени способствовали государственные антикризисные программы.

Информация о работе Средства государственного регулирования экономики в посткризисный период на примере Германии