Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:39, реферат
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь экономическая роль государства велика.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Средства государственного регулирование экономики Германии
Основные направления развития экономики Германии…………….4
Государственное регулирование экономики Германии в условиях экономического кризиса: антикризисные пакеты………………………6
Глава 2 . Посткризисное развитие Германии
2.1 Экономические последствия кризиса……………………………………11
2.2. Причины выхода из кризиса……………………………………………..13
Заключение…………………………………………………….………………..15
Список литературы…………………………………………………….………16
В
июле 2009 года 340 000 новых автомобилей появилось
на дорогах Германии благодаря этой программе,
что на 27% больше, чем в июле 2008 года. В среднем
ежемесячно в 2009 году в Германии приобретают
свыше 360 000 новых автомобилей (пик покупок
пришелся на март и июнь - было продано
свыше 400 000 новых авто).
Жизнь
показала, что опыт Германии стали
активно копировать: в США государство
выплачивает 4500 $ при покупке новой
экономичной машины и сдаче старой в утиль
(cash for clunkers). Вот и во Франции - la prime à la
casse (1000 €), Словакии - šrotovné (2000 €), в Италии
- incentivi alla rottamazione (от 1500 € до 3000 €), в Австрии
- Ökoprämie - 1500 €.
Регулирование рынка труда
Путеводная
нить федерального правительства –
социальная рыночная экономика. Она
образует фундамент при разработке
всеобъемлющей концепции
«Германский» фонд
В момент наступления
финансового кризиса, правительство ФРГ
в экстренном порядке создало специальный
фонд помощи немецкой банковской сфере
размером почти в 500 миллиардов евро. По
аналогу с тем фондом, решено создать еще
один - в поддержку реальным секторам экономики.
Названный «германским» фонд будет иметь
объем в 100 миллиардов евро. Этими средствами
государство собирается гарантировать
кредиты, получать которые частным фирмам
все труднее. Опасаясь банкротств, немецкие
банки стали осторожными и прижимистыми.
В
то же время, государство может стать главным
акционером крупнейшего немецкого банка
Hypo Real Estate. В настоящее время в Германии
готовится к подписанию постановление
правительства о частичной национализации
пострадавших банков. Федеральный канцлер
Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) сообщила,
что передача ценных бумаг неблагополучных
финансовых институтов в пользу государства
- это последняя мера, используемая лишь
в тех случаях, когда все остальные возможности
уже исчерпаны. Национализация должна
помочь банку избежать полного разорения,
но взамен государство получает решающее
право голоса при выборе коммерческой
политики кредитно-финансового института.
Дискуссия о национализации
На таком фоне в Германии развернулась
дискуссия о возможной частичной национализации
предприятий реального сектора экономики,
в том случае, если они окажутся на грани
краха.
Поскольку немецкие кредитные
институты принимали активное
участие в деятельности
В
реальном секторе экономики влияние кризиса
нагляднее всего сказалось на отраслях,
ориентированных на экспорт. Это, прежде
всего, машиностроение, судостроение,
металлообработка и электроника.
Учитывая
то обстоятельство, что акцент на развитие
этих отраслей являлся частью политики
Германии в целях обеспечения экономического
роста, резкое падение мирового спроса
на немецкую продукцию оказалось для правительства
неприятным сюрпризом.
По
мнению немецких экспертов, в условиях
развёртывающегося кризиса наиболее стабильными
оказались пищевая, фармацевтическая
промышленность, розничные сети и рынок
услуг. По сути, эти отрасли оказались
теми «островками», которые удержали немецкую
экономику на нужном уровне, «подпитали»
её и дали возможность выработать необходимые
меры по стабилизации ситуации.
В Германии важнейшими аспектами государственного
устройства являются социальный мир, социальная
рыночная экономика. В социальной сфере
государство традиционно занимает активную
позицию, тогда как в дела бизнеса старается
не вмешиваться. Тем не менее, учитывая
огромное воздействие банковской сферы
на общество, государству, с одной стороны,
приходится гарантировать функционирование
финансовых рынков, с другой – приходится
убеждать, что не станет спасать финансовые
институты в крайних ситуациях. В зависимости
от того, как решается эта дилемма, решается
и проблема государственного присутствия
в экономике.
Эксперты отмечают, что преимуществом
германской экономической системы является
относительно небольшая роль финансовой
составляющей при значительной доли промышленности,
производящего сектора. Германия – страна
производящая, и производящая как раз
то, что насущно необходимо развивающимся
странам, в частности, машинное оборудование,
технологии. И здесь главное – не упускать
свои позиции в инновационной сфере, постоянно
стимулировать развитие технологий.
Важной стороной процесса преодоления
кризиса является взаимодействие федерального
центра и федеральных земель, с одной стороны,
и осуществление регионами собственной
политики в этом направлении. В частности,
одна из самых населённых и промышленно
развитых земель Германии Северный Рейн-Вестфалия
активно привлекает иностранных инвесторов
с целью сохранения своего промышленного
потенциала и наращивания инновационного
сектора. Среди направлений этой деятельности
можно выделить поддержку и стимулирование
университетов и исследовательских центров,
развитие страховой отрасли, ставка на
новые технологии.
2.1
Экономические последствия
Борьба с кризисом в Европе развивается на 2 уровнях – национальном и союзном. Соответственным образом строится и вся политика Германии.
Ангела Меркель занимает прагматичную позицию и считает, что в условиях кризиса защиту климата не следует противопоставлять цели сохранения только рабочих мест. Канцлер отказалась финансировать план по подъему европейской экономики. Ввиду этого в последнее время в экономических кругах Еврозоны стал появляться и использоваться феномен, который назвали «Новый немецкий экономический эгоизм». Он означает, что самая мощная в Европе германская экономика будет поддерживать не весь Евросоюз, а только собственные ключевые компании. Скорее всего, на этом моменте (негласно) и основываются меры и инструменты государственного регулирования экономики Германии в посткризисном периоде.
В настоящее время всё чаще можно услышать, что экономика Германии выходит из кризиса, происходит её оживление, что, в свою очередь, является частью подъёма экономики еврозоны.
ВВП
Германии в 2010 году вырос, по предварительной
оценке, на 3,6 процента, что является
рекордным показателем с
Для
сравнения, в 2009 кризисном году крупнейшая
экономика Евросоюза
"По
итогам 2010 года – помимо ощутимого
экономического роста –
По его мнению, этому успеху способствовала, в первую очередь, внешняя торговля. Так, объем экспорта в прошлом году увеличился на 14 проц., импорта – на 13 проц. Это помогло быстро восстановить темпы роста национальной экономики, на которую негативно повлиял кризис 2009 года.
В
свою очередь, уровень безработицы
в Германии в ноябре 2011г. с учетом
сезонных колебаний снизился и составил
6,9%. Количество безработных в Германии
с учетом сезонных колебаний в ноябре
2011г. по сравнению с октябрем т.г. снизилось
на 20 тыс. человек и составило 2,913 млн человек.
"Консолидация
и рост могут работать вместе",
– указал парламентский статс-
Немалый вклад в позитивные
для Германии экономические
Многие
международные эксперты наблюдают,
что в Германии наблюдается рост
спроса на продукцию немецких компаний
машиностроительной, химической, фармацевтической
и пищевой отраслей.
2.2
Причины выхода
из кризиса
Причин
выхода из кризиса, по мнению аналитиков,
можно выделить несколько. Одна из главных
движущих сил немецкого "локомотива"
– успешные торгово-экономические отношения
Германии с азиатским регионом, в первую
очередь, с Китаем, экономика которого
быстрыми темпами выходит из кризиса.
Кроме того, все прочнее завоевывает американский
рынок немецкая автомобильная промышленность,
что безусловно тоже играет на руку экономике
страны.
В отличие от других стран, в Германии
не наблюдается кризис в сфере недвижимости,
а экономическая политика федерального
правительства, которая раньше вызывала
массу споров и критики, теперь приносит
свои плоды. В частности, благоприятно
отразились на экономическом развитии
такие поначалу непопулярные меры, как
сокращение штата и графика работы на
ряде предприятий, а также увеличение
госинвестиций.
Ставка рефинансирования
Чтобы
поддержать экономику доступными кредитными
ресурсами, использовалась учетная
ставка как инструмент
денежно-кредитного
регулирования. ЕЦБ снизил ставку рефинансирования
в еврозоне до рекордно низкого уровня
в 1 процент и обещал продолжить политику
дешевых денег.
В
то же время, по данным Федерального статистического
ведомства Германии, по сравнению
с августом 2008 года инфляция в августе
2009 года составила 0,0 процента. В июле
2009 года уровень цен понизился
на 0,5 процента - самое крупное снижение
за прошедшие 20 лет. В августе, часть потребительских
цен возросла, а часть вновь понизилась,
что в сумме привело к нулевому уровню
годовой инфляции.
Германия
традиционно считается страной,
основу экономики которой составляет
средний бизнес. Неудивительно поэтому,
что одной из важнейших составляющих антикризисной
политики явилась Концепция поддержки
малого и среднего бизнеса. Это и разнообразные
программы поддержки, которые реализуют
как государственные, так и частные банки.
И создание фонда «Германия», помогающего
в ситуациях дефицита кредитов. И значительный
рост микрокредитов, упрощение процедуры
их получения. Особенно важно, что целенаправленная
помощь оказывается компаниям, ориентирующимся
на высокие технологии и развитие энергоэффективности
национальной экономики.
В целом, можно констатировать, что политика
государства способствовала формированию
антикризисного механизма, выявлению
пробелов в системе наблюдения и реагирования.
С
другой стороны, выход из кризиса
происходит за счёт наращивания государственного
долга. В первой половине 2010 года он составил
1,721 млрд. евро, что стало рекордом в истории
этой страны. Выплаты по нему уступают
своими размерами только объёму расходов
на социальную сферу. Рост государственного
долга может привести не только к потрясениям
в экономической сфере, но и к политическим
деформациям в стране. Эту ситуацию усугубляет
тот факт, что именно на экономику Германии
легли основные тяготы по долгам стран
еврозоны. Отсюда понятен и выдвинутый
немецкой стороной тезис о необходимости
введения для кризисных стран процедуры
«банкротства государств», возможно даже
принудительного.
Динамика
государственного долга ФРГ.
Млрд, евро | ||||
1,069 | ||||
983 | ||||
933 | ||||
922 | ||||
917 | ||||
2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Заключение.
Во многих странах мира, в Китае, США и Германии кризис вызвал существенные структурные сдвиги в промышленности в пользу инноваций и укрепления конкурентоспособности, чему в большой степени способствовали государственные антикризисные программы.