Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 12:22, реферат
После объединения Западной и Восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье после США и Японии место по объему производимого ей ВВП. В 2000 г. ВВП Германии составил почти 2,1 трлн. долл. На душу населения приходится почти 26 тыс. долл. ВВП в год. Площадь Германии - 357 тыс. кв. км.
Внешнеэкономические связи.
Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 1998 г. Германия находилась на втором месте по объему экспорта товаров (539,7 млрд. долл. или 10% всего мирового экспорта) и также на втором месте по импорту товаров (466,6 млрд. долл. или 8,4% мирового импорта). Несколько скромнее позиции страны по экспорту услуг – четвертое место (75,7 млрд. долл. или 5,9%), а как импортер услуг Германия по-прежнему вторая (121,8 млрд. долл., 9,4% импорта). Из приведенных цифр следует прочная позиция Германии по сальдо торгового баланса (+27 млрд. долл.).
Немецкая
экономика довольно сильно интегрирована
в систему мирохозяйственных
связей. Экспорт страны составляет
23,6% в ВВП. Основными внешнеторговыми
партнерами страны являются: Франция (12%
экспорта и 11% импорта), Великобритания
(соответственно, 8 и 6,3%), Нидерланды (7,7
и 8,2%), Италия (7,6 и 8,4%), США (7,9 и 5,3%) и Бельгия/Люксембург
(6,8 и 6,0%). Семь отраслей промышленности
(общее машиностроение, автомобилестроение,
точная механика и оптика, производство
ЭВМ и конторского
По объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире. По конкурентоспособности ФРГ уступает CIIIA, Швейцарии, Японии и ряду восточноазиатских стран. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте традиционных товаров – разнообразных по номенклатуре промышленных товаров, главным образом инвестиционного назначения; которые имеют преимущества перед конкурентами, как правило, не в цене, а в качестве товара.
Свыше 55% экспорта приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Германским компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (17%). Участие в международной торговле продукцией общем машиностроения отражает состояние конкурентоспособности продукции. По удельному весу в мировом экспорте: страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них – горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля – около 12% мировых поставок и третье место в мире после КНР и Италии в экспорте одежды – 6 - 7%.
Доля в мировой торговле товарами высокой технологии сократилась. Страна стала их нетто-импортером. Несмотря на это, доля ФРГ на рынках высокотехнологичных товаров выше, чем у Великобритании и Франции.
Страна занимает четвертое место по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты.
Германия
выступает вторым по величине импортером
мира. Импортная квота существенно
возросла для многих отраслей. В
обрабатывающей промышленности она
увеличилась до 22% (авиакосмическая
промышленность – свыше 80%). Увеличение
импортной квоты объясняется
интенсификацией
Ведущими торговыми партнерами выступают Франция, Италия и Британия, на каждую из них приходится 13,9 – 9% германского экспорта. Активные торговые связи поддерживаются с США (8,7% экспорта). В целом на промышленное развитие страны приходится свыше 80% внешнеторгового оборота ФРГ, в том числе на страны ЕС – 50% (см. табл.). Для ряда стран она является основным рынком сбыта их продукции. Если Германия поглощает 20% экспорта других стран Евросоюза, то у Австрии – 40%, Нидерландов – 29%, Дании – 23%, Греции – 22%, Бенилюкса – 29%.
|
С конца
70-х годов германские компании резко
активизировали усилия в вывозе производительного
капитала. По объему прямых капиталовложений
за рубежом ФРГ вышла на четвертое
место в мире – 9,5%. При ухудшении
условий воспроизводства в
В территориальном
отношении прямые капиталовложения
сосредоточены в Западной Европе
(Франция, Швейцария, Бенилюкс, Британия)
и Северной Америке. При этом основным
объектом приложения капитала стали
США (около 30% зарубежных инвестиций). Создание
собственных производственных мощностей
германских компаний стало дополняться
поглощением действующих
В развивающихся
странах, на которые приходится 44% общего
объема капиталовложений, большая часть
инвестиций сосредоточена в крупных
и прогрессирующих в
Германия
представляет собой привлекательный
рынок для иностранных
Германия укрепила свои позиции на международном рынке ссудных капиталов, выступает четвертым по величине донором экономической помощи, развивающимся странам (11,3%,общего объема, что эквивалентно 0,34% германского ВВП). Около половины средств в рамках помощи развитию получают 16 развивающихся стран, в том числе Индия, АРЕ, Израиль, Пакистан, Турция, Индонезия, Танзания, Бангладеш, Кения, Намибия.
Финансовые результаты внешнеэкономических отношений страны воплощаются в платежном балансе, который в 80-е годы сводился с огромным положительным сальдо по текущим операциям. Оно образовалось за счет громадного превышения экспорта над импортом во внешней торговле, в том числе со странами ЕС и США. Торговля с Японией сводится с постоянным и устойчивым дефицитом. В 90-е годы отмечался дефицит платежного баланса, составлявший 0,9 – 1,3 % ВВП.
Положительное
сальдо платежного баланса в прошлые
десятилетия обеспечило ведущую
роль германской марки в Западной
Европе. На международных финансовых
рынках немецкая марка является второй
по значению международной инвестиционной
и резервной валютой. Ее доля в
международных банковских операциях
составляет 14%, в мировых валютных
резервах – 15 – 20%, в международной
торговле – около 14%. В последние
годы в среднем около 80% экспорта
Германии оплачивалось в марках, в
долларах – 7%, в импорте – 53%. Важная
роль марки во внешнеэкономических
операциях создает для
Немецкий
капитал укрепляет свои позиции
в странах Центральной и
Центрально-европейские
страны поставляют полуфабрикаты, машиностроительные
компоненты, вино, сельскохозяйственные
продукты, текстиль и строительные
материалы. Значительная часть поставок
осуществляется на контрактной основе:
в центрально-европейских
Германия
выступает крупнейшим кредитором стран
Центральной и Восточной
Определенное место в деловых связях ФРГ занимает Российская Федерация. В рамках взаимных отношений проводится долгосрочное сотрудничество в ряде традиционных отраслей (химия, поставки оборудования) и импорт российского природного газа, действует ряд соглашений по научно-техническому сотрудничеству и промышленной кооперации. Экономическое сотрудничество подкрепляется кредитами германских банков, Германия стала крупнейшим кредитором РФ.
Старшему поколению бывшей Западной Германии есть чем гордиться. Это именно его трудом и потом поверженная и разрушенная страна за сравнительно короткий срок сумела после войны подняться на ноги и превратиться в одну из самых благополучных и процветающих в Европе. Сегодня для любого немца "дойче марк" не просто денежная единица, но некий символ национального трудолюбия и экономической стабильности, позволяющий в глубине души свысока относиться не только к рублям и леям, но и к лирам, драхмам и прочим эскудо.
Восстановление
Германии было не просто экономической
победой. Это было прежде всего демонстрацией
воли большинства населения
Можно любить или не любить ненцев, можно иронизировать над их страстью к порядку, дисциплине и привычкой “считать копейку”, но надо признать, это была заслуженная победа трудолюбивого и мужественного народа, “Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля, честный труд всего народа не смогли справиться с ней” - эти слова Л. Эрхарда, когда Германия еще лежала в руинах, можно было бы поставить эпиграфом к любой книге, посвященной экономической истории Германии послевоенного периода.