Социализация экономики Германии: достижения и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:54, реферат

Краткое описание

В данном реферате приведена информация о социализации экономики Германии: достижения и проблемы, социальные программы, социальная политика страны, органы государственной власти, административно-территориальное устройство, как страна пережила кризис и т.д., приведены статистические данные.

Оглавление

Введение 3

Общие сведения 5

Государственное и политическое устройство 6

Роль и место экономики Финляндии в системе 8

международных экономических отношений 8

Прогноз и основные направления развития экономики 11

Российско-финляндские торгово-экономические связи 14

Научная и инновационная деятельность в Финляндии 16

Как пережила страна кризис и как вышла из потрясений 26

Социальная политика и программы Финляндии 29

Заключение 30

Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Реферат по ГЕРМАНИИ.docx

— 40.99 Кб (Скачать)
 

Реферат

по  дисциплине «Мировая экономика»

на тему «Социализация экономики Германии: достижения и проблемы» 
 
 
 
 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОдержание 
 

Введение 3

Общие сведения 5

Государственное и политическое устройство 6

Роль и место экономики Финляндии в системе 8

международных экономических отношений 8

Прогноз и основные направления развития экономики 11

Российско-финляндские торгово-экономические связи 14

Научная и инновационная деятельность в Финляндии 16

Как пережила страна кризис и как вышла из потрясений 26

Социальная политика и программы Финляндии 29

Заключение 30

Список литературы 31 

 

Введение

 

     Германия  состоит из 16 административных единиц: Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Постдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Форпомерн (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северная Вестфалия (Дюссельдорф), Райнланд-Пфальц (Майнц), Заарланд (Заарбрюкен), Саксония (Дрезден), Саксония-Анхальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль), Тюрингия (Эрфурт). Берлин, Бремен и Гамбург - это города-регионы, представляющие собой самостоятельные  административные единицы. Столица  Германии - Берлин. Германия всегда была разделена на Федеративные Земли, хотя карта страны с течением времени  часто менялась. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после  соединения Западной и Восточной  Германии и образования единой Федеративной Республики.

     Для современной Германии характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны.

     Актуальность  данной работы выражена в том, что  Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая  притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области  экономике и политике. Цель работы - рассказать о коренных изменениях, произошедших в самой Германии, структурных изменениях в экономике.

     В данном реферате приведена информация о социализации экономики Германии: достижения и проблемы, социальные программы, социальная политика страны, органы государственной власти, административно-территориальное  устройство, как страна пережила кризис и т.д., приведены статистические данные. 
 
 
 

 

      Социальная  политика в Германии

     «Социальное рыночное хозяйство» является официальной  экономической доктриной в Германии. Суть данного хозяйственного порядка  определяется как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. На первом месте в  этой модели стоит именно свободный  рынок и только на втором – социальная справедливость или социальное выравнивание. Государством гарантированна возможность  осуществления личной свободы с  помощью государственно-правового  регулирования, перераспределения  и контроля над общественным богатством и социальным влиянием имущих.

     Концептуальная  основа «социального рыночного хозяйства»- ордолиберальные теории, разработанные  учеными Фрайбургской школы во главе  с Вальтером Ойкеном и Францем  Бемом, а так же неолиберальные теории Вильгельма Рёпке, Александра Рюстова  и Альфреда Мюллер-Армака.

     Основные  черты этой модели определены следующим  образом: правовое государство обеспечивает экономическую свободу предприятий, потребителей и трудящихся, поддерживает условия для конкуренции, выполняет  экономические функции в рамках конъюнктурной, структурной и социальной политики.

     В Германии государство активно воздействует на формирование предпринимательской  среды и тем самым оказывает  влияние на предпринимательскую  структуру, использует сочетание методов  финансового и антимонопольного регулирования, оказывает содействие малому и среднему бизнесу. В тоже время, можно отметить такой недостаток - социальная справедливость, выравнивание жизненных условий, характерное  для модели социального рыночного  хозяйства, снижают склонность с  самостоятельности. Развитая система  социального обеспечения и защиты приучает к стабильности и гарантиям, а потому работа по найму для большинства  немцев более привлекательна, чем  основание собственного дела. Тем  не менее, в Германской хозяйственной  системе количественно явно преобладают  мелкие и средние предприятия (с  числом занятых до 500 человек и  с оборотом до 50млн. евро). Обширный и устойчивый малый и средний  бизнес является главным условием конкуренции, а значит, и сохранения эффективности  социального рыночного хозяйства.

     На  сегодняшний день система социального  обеспечения включает в себя много  направлений и мер: поддержка  семьи, поддержка безработных и  стимулирование занятости, забота о  пожилых людях, медицинское страхование  и страхование от несчастных случаев  и др.

     Политика  стимулирования занятости в Германии осуществляется через Федеральное  агентство по труду. В качестве основных мер для достижения поставленных целей Агентство использует различные  консультации, координацию работодателей  и кандидатов, психологическую помощь, подбор вакансий и различные тренинги, курсы повышения квалификации и  переквалификации.

     При выплате компенсации за потерю дохода для безработных в Германии действует  несколько правил. Право на пособие  по безработице имеют лишь те, кто  за предшествующие два года имели  работу и выплачивали взносы на страхование  на случай безработицы – 3,5% от заработка  до уплаты налогов. На протяжении всего  периода выплаты пособия Агентство  по труду оплачивает за безработного взносы на медицинское и пенсионное страхование. Период выплаты пособия  по безработице составляет от 6 до 32 месяцев.

     Основное  отличие социальной помощи по безработице  от пособия по безработице заключается  в том, что пособия выплачиваются  из средств страховых фондов, в  то время как помощь финансируется  из государственного бюджета.

     Особое  внимание следует уделить поддержке  семьи в Германии. Политика по поддержке  семьи проводится по нескольким направлениям. В первую очередь, это выплата  так называемых «детских денег». На сегодняшний день право на пособие  имеет один из родителей в течение 25 лет жизни ребенка. Размер пособия  составляет до 7680 евро в год. Это  пособие вычитается из налогооблагаемого  дохода родителей. Семьям с детьми выплачивается  «детская надбавка» на покупку недвижимости – 700 евро в год вплоть до наступления  у ребенка восьмилетнего возраста. Одинокие родители имеют право на получение пособий на воспитание, а так же право на получение  материальной компенсации для обеспечения  ребенку достойного содержания. Родители так же имеют право на возмещение доходов утраченных в периоде  рождения ребенка и уходе за ним. Так называемые «родительские деньги»  покрывают 67% прежних доходов человека. Так же дополнительно предоставляются  пособия по рождению ребенка.

     Еще одно из направлений социальной политики – это система здравоохранения. Существующая на сегодняшний день в  Германии, она считается одной  из самых лучших в мире по качеству медицинского обслуживания и лекарственных  препаратов. В основе немецкого здравоохранения  лежат страховые фонды, в первую очередь, государственные. Взносы в  государственные больничные кассы  выплачиваются работающими гражданами либо Агентством по труду за безработных  ежемесячно. Государственное медицинское  страхование предусматривает широкий  спектр медицинских услуг, такие, как диагностика и профилактика заболеваний, амбулаторное и стационарное лечение, а так же обеспечение лекарствами и вспомогательными средствами. Взносы застрахованного обеспечивают так же страхование неработающих членов его семьи, при этом размер выплат не зависит от количества детей в семье застрахованного.

     Так же четко развитой, выполняющей свою главную цель – обеспечение достойного уровня жизни людей старшего возраста, можно назвать систему пенсионного  обеспечения в Германии. Данная система  включает в себя четыре компонента:

  1. обязательное пенсионное страхование рабочих и служащих;
  2. пенсии по старости от предприятий;
  3. частное пенсионное страхование на добровольной основе;
  4. институт социальных пенсий и пособий, предоставляемых на основе проверки нуждаемости.

     Исходя  из вышеперечисленных направлений  и механизмов реализации социальных программ, можно сделать вывод  о больших размерах государственных  расходов в Германии, и соответственно большой налоговой нагрузки на предприятия  и на граждан. Естественно это  не может не сказаться на общем  состоянии экономики, и даже вызвать  такие негативные последствия, как  снижение деловой активности, сокращение производства и др.

 

     Социальная  политика А. Меркель. Перспективы «Социального государства» в современной  Германии

 

     Еще в 2000 году, находясь в оппозиции, Ангела Меркель, разрабатывает документ о  «новой социальной рыночной экономике», который по своим положениям базировался  на концепциях «социально-ориентированной  рыночной экономики» Людвига Эрхарта, углубляя и развивая их. Этот документ, одобренный в декабре 2001 года съездом  партии в Дрездене, стал программным  документом партии. Эта программа  должна была совместить преимущества капитализма с принципами социального  государства, зафиксированными в немецкой Конституции. Нового в этом, было немного, и даже многие деятели ХДС признавали, что в целом концепция "нового социального рынка" выглядит очень  неопределенно.

     Когда Меркель стала федеральным канцлером, она далеко не сразу стала проводить  некие «контрреформы» по отношению  к «Повестке дня 2010». Более того, аналитики неоднократно отмечали, что  Меркель пришла к власти без какой-либо собственной четкой программы. Ни у  нее, ни у ее правительства не было серьезной альтернативы политике Шредера  в принципе (программа «нового  социального рынка», как показано выше выглядела очень неопределенно).

     Лишь  в марте 2006 года Меркель представила  свою состоящую из восьми пунктов  программу деятельности на вторую половину срока полномочий. В ней намечены основные направления в сфере  реформирования федеративной системы, борьбы с бюрократизмом, научных  исследований, энергетической политики, бюджетной и финансовой политики, политики в сфере семьи, рынка  труда и в частности реформы  системы здравоохранения.

     В этом же 2006 году немецкий журнал «Шпигель»  проанализировал, деятельность Меркель  и ее администрации, и пришел к  выводу, что сделано ими было на удивление мало. Так, смысл социальной политики, проводимой Меркель, состоит  в последовательной ликвидации институтов социального государства: уменьшении социальных выплат, сокращении числа  детских садов, сворачивании систем бесплатного образования и медицинской  помощи и т.п. Предполагается, что  при этом должны сокращаться налоги, активизироваться бизнесмены, создаваться  новые рабочие места и т.д. Т.е. эта политика мало чем отличалась от политики проводившейся ее предшественником Г. Шредером. При этом курс Меркель  явно усиливал имеющуюся тенденцию  к увеличению разрыва между доходами богатых и бедных: по данным социологов за 1997 – 2007 годы, доходы самых богатых 10% населения выросли на 10%, а самых  бедных 10% упали почти на 5%.

     Ситуация  несколько меняется в 2007 году. Ангела Меркель раздает ряд программных  интервью о том, что «идея социальной рыночной экономики жива, и она  сопровождает нас сегодня». А. Меркель  утверждает, что классического разделения на внутреннюю и внешнюю политику больше не существует и не видит  непреодолимых препятствий перед  развитием идей Людвига Эрхарда в новых условиях. Чтобы достичь их и вывести стандарты социального государства на глобальный уровень, необходимо, по мнению канцлера Германии, консолидировать усилия всех.

     Однако, резких изменений курса в 2007-2009 годах  так и не было, несмотря на все  заявления канцлера.

     В 2009 году, Ангела Меркель сохранила  пост канцлера, сформировав новое  правительство. Христианско-демократический  союз и его баварский политический партнер Христианско-социальный союз (ХСС) разработали программу, в основе которой лежат следующие задачи: снижение подоходных налогов, увеличение финансирования сферы образования  и защита окружающей среды. Немецкий избиратель поверил этой программе.

     На  своей первой после выборов пресс-конференции  Ангела Меркель, подчеркнула, что новое  правительство будет проводить  социальную политику: главной целью  при этом будет рост занятости  и создание социальных гарантий, но не за счет будущих поколений. "Социальная рыночная экономика - наш компас", - подчеркнула Меркель.

     В настоящее время правительством А.Меркель возрождаются идеи «социального государства», в основе программы  нового правительства лежат снижение подоходных налогов (наименее обеспеченные будут платить 13%, а со временем – 12%; для среднего класса предусмотрено  повышение доходной ставки, после  которой налагается 42-процентный налог), увеличение финансирования сферы образования и продолжение реформы здравоохранения, также в перспективе присутствуют существенные налоговые льготы для семей с детьми.

Информация о работе Социализация экономики Германии: достижения и проблемы