Направления минимизации внешней задолженности и её перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты внешней задолженности РФ и выявить направления её минимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития внешнего государственного долга РФ;
- определить сущность и принципы государственного долга;
- провести оценку совокупного внешнего долга РФ;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы внешней задолженности 5
1.1 История развития внешнего государственного долга РФ 5
1.2 Сущность и принципы государственного долга 9
2. Анализ внешней задолженности РФ 15
2.1 Оценка совокупного внешнего долга РФ 15
2.2. Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 18
3. Направления минимизации внешней задолженности и её перспективы 22
3.1 Совершенствование управления внешним долгом 22
3.2 Прогноз погашения внешнего долга России в 2014-2015гг. 27
Заключение 34
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Мировая экономика К.Р..docx

— 414.25 Кб (Скачать)

Таблица 1 – Динамика объема и структуры совокупного внешнего долга РФ  в разрезе видов собственности в 2009–2013 гг. [21]

Показатель

01.01.09

01.01.10

01.01.11

01.01.12

01.01.13

Совокупный внешний долг (млрд. долл. США)

480,5

457,2

489,0

545,15

637,82

Внешний долг государственного сектора (млрд. долл. США)

163,4

181,3

199,6

220,45

251,6

Внешний долг частного сектора (млрд. долл. США)

317,1

285,9

289,4

324,7

417,71

Доля внешнего долга РФ в процентах к ВВП (%)

34,0

35,1

33,0

26,5

18,9


 

Источник: данные Банка России

 

Из данных таблицы 1 видно, что долг за 2012 г. увеличился на 92,67 млрд долл. США, или на 16,99 %, и составил на 1 января 2013 г. 637,82 млрд долл. США.

Как видно из табл. 1, за 5 лет внешний долг государственного сектора увеличился на 88,2 млрд долл., в то время как внешний долг частного сектора – на 100,61 млрд долл.

Таким  образом,  рост  совокупного  внешнего  долга  РФ  в  основном  обусловлен  ростом внешней задолженности банковского и нефинансового сектора экономики.

Нельзя полноценно оценить долговую ситуацию в России без учета корпоративной задолженности.  Внешняя  корпоративная  задолженность  на  1  января  2012  г.  составила 494 млрд долл., что почти в 16 раз больше, чем в начале 2001 г. (31 млрд долл.).

Несмотря на общее увеличение совокупного внешнего долга, его доля в ВВП за последние 5 лет сократилась на 15,1 % и составила в 2013 г. 18,9 % против 34 % в 2009 г. Это  свидетельствует  о  том,  что  темпы  роста  ВВП  в  России  превышают  темпы  роста внешней  государственной  задолженности,  что,  безусловно,  является  положительным моментом.

Существует мнение, что внешние заимствования РФ неэффективны, с чем нельзя не согласиться в силу ряда причин. Во-первых, большая часть государственных внешних займов  используется  для погашения  государственных долговых обязательств, в результате чего образуется долговая пирамида. Это обстоятельство не только не способствует экономическому росту страны, но и усугубляет проблему роста внешней задолженности.

Во-вторых, государственные и корпоративные займы не направляются на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Также в России отсутствует   законодательная  база,  закрепляющая   основные  направления   использования внешних заимствований.

Мы  считаем,  что  несовершенна  и  система  управления  внешним  государственным долгом. В России отсутствует целостная политика в отношении внешних государственных займов, в настоящее время еще не создана единая база данных государственных долговых обязательств, а положения, регулирующие деятельность государства и других субъектов в области внешнего долга, существуют лишь в виде отдельных документов.

 

2.2. Анализ  динамики и структуры внешнего  долга РФ

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1. Кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц.

2. Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации.

3. Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4. Государственным гарантиям Российской Федерации.

5. Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 г. представлена на рис. 1. [21]

 

 

 

 


 

Рис. 1 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 г.

 

По состоянию на 1 января 2012 г. основную долю в структуре государственного внешнего долга России занимает задолженность, оформленная в государственные ценные бумаги, которая составляет 73,38 % от общей суммы долга.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 2,5 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам МФО составляет 10,05 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам ЦБ РФ и по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет менее 5 % от общей суммы долга.

Динамика структуры государственного внешнего долга России с 2006-2013 гг. (млрд. долларов США) представлена в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2 - Динамика структуры государственного внешнего долга России с 2005-2012 гг. (млрд. долларов США) [21]

Показатели

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.01.09

01.01.10

01.01.11

01.01.12

01.01.13

Гос. долг

213 454

257 156

313 176

463 915

480 541

467 245

488 940

545 150

Федеральные органы управления

95 526

69 919

43 234

35 847

28 166

29 475

32 166

32 092

СССР

55 936

34 268

9 390

7 100

4 550

3 189

2 900

2 511

Субъекты РФ

1 633

1 185

1 486

1 534

1 312

1 834

2 359

1 116

Органы денежно-кредитного регулирования

8 244

10 953

3 928

1 912

2 761

14 630

12 035

11 210

Банки

32 341

50 144

101 161

163 656

166 280

127 212

144 225

162 881

Прочие секторы

75 711

124 955

163 368

260 966

282 022

294 094

298 155

337 852


 

 

Из данных таблицы 2 видно, что по состоянию на 1 января 2013 г. размер внешнего долга России увеличился до 538 млрд. долл. против 527 млрд. долл. на 1 октября и практически вернулся к показателям на 1 июля 2012 г. При всем при этом государственный внешний долг повысился лишь на 0,2 млрд. долл. Повышение внешних обязательств произошло, в основном, за счет банковского сектора, который увеличил свою задолженность на 7 млрд. долл., до 164 млрд. долл. Тем временем, ЦБ РФ сообщил, что в сентябре отток капитала из российской экономики составил 13 млрд. долл., а сам регулятор в целях поддержания рубля в прошлом месяце продал валюту на сумму 8 млрд. долл.

Погашение внешнего долга частным сектором стало главной причиной увеличения оттока капитала в 3 кв. 2012 г., поскольку прирост чистых зарубежных активов в этот период снизился. Тем не менее сейчас проблема внешнего долга стоит менее остро, чем в 2009 г., даже если ситуация на зарубежных долговых рынках останется сложной. Показатель валютных интервенций Банка России предполагает, что положительное сальдо счета текущих операций в сентябре сократилось до 5 млрд. долл. против значительного профицита в 10 млрд. долл., зарегистрированного в 1 кв. 2012 г. Уменьшение положительного сальдо счета текущих операций усиливает чувствительность рубля к с изменениям потоков капитала.

Таким образом, основными  существующими проблемами внешнего долга в России являются:

1. Сейчас акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой» вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга.

2. Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание на структуру заимствований по срочности и на проблему неурегулированности вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности. Также трудности возникают и при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что перевод долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее перспективных активов.

 

 

 

3. Направления минимизации внешней задолженности и её перспективы

 

3.1 Совершенствование  управления внешним долгом

 

В  целях  решения  названных  проблем  мы  можем  предложить  следующие  пути  их преодоления.

Основная задача  управления внешним государственным долгом России  – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. Для снижения темпов роста внешней государственной задолженности мы считаем необходимым ограничить новые заимствования, в частности корпоративные заимствования. Конечно, это невозможно без привлечения новых источников финансовых ресурсов.

Для государства такими источниками могут стать внутренние займы у предприятий частного сектора и у населения. Это приведет к росту внутренней задолженности, но позволит сохранить  денежные средства  внутри страны.  Коммерческие  организации  в целях  получения  дополнительных  финансовых  ресурсов  могут  использовать  привлечение  инвестиций как внутри страны, так и за рубежом.

Для сокращения размеров внешнего долга РФ мы считаем необходимым пересмотреть ситуацию с долгом бывшего СССР, так как причины, по которым Россия приняла на себя  все  внешнедолговые  обязательства  бывшего  Советского  Союза,  представляются нам недостаточно объективными.

 Отметим, что Россия самая большая по территории страна, входившая в СССР, и именно она являлась той основой, на которой держался весь Союз. Но внешние заимствования использовались на благо всего СССР, поэтому несправедливо перекладывать все долги на Российскую Федерацию.

Для  урегулирования  внешней  задолженности  одним  из  лучших  способов,  на  наш взгляд, является конверсия долга, то есть обмен внешнего долга на национальные активы,  например  конверсия  долга  в  инвестиции,  погашение  долга  товарными  поставками, обмен на акции или облигации. Этот метод позволит, с одной стороны, ослабить внешнее долговое бремя, а с другой  – привлечь  иностранный капитал с целью обеспечения  экономического роста и структурной перестройки экономики.

В целях повышения эффективности управления внешним государственным долгом целесообразно  создать  целостную  законодательную  базу  и  разработать  продуманную политику  в  области  внешних  заимствований,  определить  полномочия  государственных органов  и субъектов хозяйствования в  ее  реализации.  Необходимо  определить возможные  направления  использования  внешних  займов,  способствующие  экономическому  росту и развитию страны.

Информация о работе Направления минимизации внешней задолженности и её перспективы