Содержание
Введение
3
1. Теоретические основы
внешней задолженности
5
1.1 История развития внешнего
государственного долга РФ
5
1.2 Сущность и принципы государственного
долга
9
2. Анализ внешней задолженности
РФ
15
2.1 Оценка совокупного
внешнего долга РФ
15
2.2. Анализ динамики и
структуры внешнего долга РФ
18
3. Направления минимизации
внешней задолженности и её перспективы
22
3.1 Совершенствование управления
внешним долгом
22
3.2 Прогноз погашения внешнего
долга России в 2014-2015гг.
27
Заключение
34
Список использованных источников
37
Введение
В современном мире практически все государства
прибегают к внешним заимствованиям. Внешняя
задолженность порождает многочисленные
проблемы, затрагивающие устойчивость
мировой экономической системы в целом.
Наличие значительного по величине внешнего
долга в настоящее время является неотъемлемым
атрибутом экономического развития целого
ряда государств. Практически все
страны мира, проводя экономические преобразования,
прибегают к внешним источникам финансирования.
Рациональное использование иностранных
займов, кредитов и помощи способствует
ускорению экономического развития, решению
социально-экономических проблем. Однако
отсутствие целостной государственной
политики по привлечению и использованию
внешних финансовых ресурсов ведет к образованию
внешней задолженности, которая становится
серьезным препятствием на пути экономических
преобразований.
Проблема обслуживания
государственного внешнего долга – один
из ключевых факторов макроэкономической
стабильности в стране. От характера решения
долговой проблемы будет зависеть бюджетная
дееспособность страны состояние ее валютных
резервов, а, следовательно, стабильность
национальной валюты, уровень процентных
ставок, инвестиционный климат, характер
поведения всех сегментов отечественного
финансового рынка.
Экономические и
политические события 2014 года, обусловили
переход вопросов управления государственным
долгом в разряд первостепенных. Более
того, можно с уверенностью утверждать,
что данная тема будет оставаться важнейшим
предметом для обсуждения и в ближайшей
перспективе.
Цель данной работы
– рассмотреть теоретические и практические
аспекты внешней задолженности РФ и выявить
направления её минимизации.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- изучить историю развития внешнего
государственного долга РФ;
- определить сущность
и принципы государственного долга;
- провести оценку совокупного
внешнего долга РФ;
- проанализировать динамики
и структуры внешнего долга РФ;
- выявить направления
совершенствования управления внешним
долгом;
- представить прогноз погашения
внешнего долга России в 2014-2015гг.
Предмет исследования работы
– динамика изменения внешней задолженности.
Объект исследования – внешняя задолженность
России.
Теоретико-методологическую
базу исследования составили следующие
источники:
- авторские издания по исследуемой
проблематике;
- учебники и учебные пособия,
справочная и энциклопедическая литература;
- научные статьи в периодических
журналах по исследуемой проблематике;
- официальные сайты и ресурсы
Интернет.
При исследовании аспектов
внешней задолженности и путей её решения
были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей
базы по рассматриваемой проблематике;
- обобщение и синтез
точек зрения, представленных в
базе;
- метод табличного и
графического исследования.
Работа состоит из введения,
глав основной части, заключения, списка
использованных источников, приложений.
1. Теоретические
основы внешней задолженности
1.1 История
развития внешнего государственного
долга РФ
История российского внешнего
долга началась в 1769 г., когда Екатерина
II сделала первый заем в Голландии. За
последующие два с половиной столетия
Российская империя заняла на рынке примерно
15 млрд. руб. Большая часть этих средств
накануне революции была погашена. К этому
моменту старейшими займами в составе
русского государственного долга оставались
6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли
93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января
1913г. равнялась 38 млн. руб. [1, с.11]
На протяжении всего XIX в. и в
начале XX в. расходы государства превышали
его доходы. Во второй же половине XIX в.
правительство активно финансировало
строительство железных дорог, а также
выкупало в казну частные линии. Стремясь
сгладить влияние экстраординарных расходов
на структуру бюджета, правительство разделяло
бюджет на обыкновенный и чрезвычайный.
Первый пополнялся из традиционных
источников доходов (налоги, акцизы и пр.),
доходную часть второго на 90% составляли
средства, полученные от внутренних и
внешних займов. Именно заемные средства
шли на финансирование строительства
железных дорог, ведение войн и борьбу
со стихийными бедствиями.
При благоприятной ситуации
часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие
расходов по оплате государственных займов.
В основном же, платежи по займам (проценты
и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного
бюджета. Основу государственного долга
составляли долгосрочные займы, которые
могли заключаться на достаточно длительные
сроки - 50-80 лет.
Также существовало формальное
определение внутренних и внешних займов.
Первые ориентировались на иностранного
покупателя и обращение за границей. Вторые
были рассчитаны на российский рынок.
Данное деление не имело никакого экономического
значения, так как никаких ограничений
на покупку иностранных выпусков для российских
подданных и внутренних иностранцев не
существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась
статья 114: «При обсуждении государственной
росписи не подлежат исключению или сокращению
назначения на платежи по государственным
долгам и по другим принятым на себя Российским
Государством обязательствам». Законодатели
заранее пресекали соблазн нарушить одно
из основных правил рынка - платить вовремя
и полностью. [4, с. 36]
Российское правительство в
результате длительных усилий сумело
создать репутацию надежного заемщика,
который действует на рынке аккуратно,
не злоупотребляя своим государственным
статусом.
Заимствование финансовых ресурсов
использовалось с разными целями, и далеко
не всегда для реализации какого-либо
конкретного проекта. Интересы финансовой
стабильности, пусть даже в краткосрочном
периоде, имели первостепенное значение.
Это позволяло следовать выработанной
экономической политике, не меняя ее курса.
В соответствии с мировой практикой
закупку машин и оборудования на Западе
Советский Союз осуществлял, как правило,
на условиях фирменного и банковского
кредита; с начала 80-х гг. в кредит стали
закупаться товары широкого потребления
и продовольствие (для насыщения дефицитного
внутреннего рынка необходимыми продуктами
питания и потребительскими товарами).
Основная особенность фирменных
и банковских кредитов промышленно развитых
стран состояла в том, что привлекались
и погашались они на обычных рыночных
условиях. Обычно на кратко- и среднесрочной
основе, причем исключительно в денежной
форме, т.е. в свободно конвертируемой
валюте, которую Советский Союз зарабатывал
за счет экспорта за рубеж сырья, главным
образом нефти и газа, или за счет новых
кредитов. И даже столь популярные с конца
70-х гг. так называемые компенсационные
кредиты, погашение которых предусматривалось
продукцией предприятий, закупленной
в кредит, в своем большинстве также выплачивалось
экспортной выручкой от нефти и газа. Это
лишь укрепляло зависимость страны от
уровня мировых цен на эти товары и курса
доллара США.
Первые внешние заимствования
Советский Союз осуществил во времена
хрущевской «оттепели», но они были несущественны.
Перелом в политике внешних заимствований
в СССР наступил в 1985 г., после прихода
к власти М. С. Горбачева.[4, с. 39]
Одновременно Советский Союз
сам являлся кредитором, развивая внешнеэкономические
связи и сотрудничество по линии экономического
и технического содействия, а также в рамках
военно-технического сотрудничества.
Среди более чем 50 стран, получавших советские
кредиты, преобладали государства, помощь
которым оказывалась по политическим
и военно-стратегическим соображениям.
Важнейшая особенность советских
кредитов состояла в том, что они не только
предоставлялись в товарной форме, но
и погашались в основном в товарной форме,
как правило, продукцией местного производства,
в лучшем случае - продукцией построенных
при помощи СССР предприятий. Другая особенность
кредитной помощи СССР заключалась в том,
что предоставлялись кредиты на исключительно
льготных для страны-заемщика условиях:
на 10-15 лет и 2,5-4% годовых.[2, с. 76]
В середине 90-х годов усилилась
активность РФ как кредитора на внутреннем
рынке. Если ранее предпочтение отдавалось
бюджетному финансированию, то в 1994-1995
гг. происходит перенос силы тяжести на
кредитные отношения, которые рассматриваются
как более эффективные, позволяющие сэкономить
достаточный объем бюджетных ресурсов.
Напротив, деятельность РФ как кредитора
на международной арене остается свернутой
и в основном ограничивается странами,
ранее входившими в состав СССР.
Государственные кредиты предоставляются
за счет бюджетных средств экономическим
субъектам, региональным и местным органам
власти, иностранным государствам, международным
организациям. При этом в зависимости
от категории заемщика различают бюджетные
кредиты, бюджетные ссуды и собственно
государственные кредиты.
Бюджетный кредит – форма финансирования
бюджетных расходов, предусматривающая
предоставление средств юридическим лицам
на возвратной и возмездной основе.
Способами обеспечения исполнения
по возврату бюджетного кредита могут
быть только банковские гарантии, поручительства,
залог имущества. Возврат предоставленных
юридическим лицам бюджетных средств,
а также плата за пользование ими приравниваются
к платежам в бюджет. Бюджетный кредит
может быть предоставлен только тем юридическим
лицам, которые не имеют просроченной
задолженности по ранее предоставленным
бюджетным средствам на возвратной основе.
Бюджетная ссуда – бюджетные
средства, предоставляемые другому бюджету
на возвратной, безвозмездной или возмездной
основах на срок не более шести месяцев
в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств
федерального бюджета могут выступать
[БК РФ, ст.118]:
- бюджетные учреждения;
- государственные и муниципальные
унитарные предприятия;
- юридические лица, не являющиеся
государственными или муниципальными
унитарными предприятиями и бюджетными
учреждениями;
- органы исполнительной власти
нижестоящих бюджетов [21].
Государственными кредитами,
предоставляемыми Российской Федерацией
иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным организациям, являются
кредиты (займы), по которым у иностранных
государств, их юридических лиц и международных
организаций возникают долговые обязательства
перед Российской Федерацией как кредитором
[БК РФ, ст. 122].