Направления минимизации внешней задолженности и её перспективы
Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:00, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты внешней задолженности РФ и выявить направления её минимизации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить историю развития внешнего государственного долга РФ; - определить сущность и принципы государственного долга; - провести оценку совокупного внешнего долга РФ;
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические основы внешней задолженности 5 1.1 История развития внешнего государственного долга РФ 5 1.2 Сущность и принципы государственного долга 9 2. Анализ внешней задолженности РФ 15 2.1 Оценка совокупного внешнего долга РФ 15 2.2. Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 18 3. Направления минимизации внешней задолженности и её перспективы 22 3.1 Совершенствование управления внешним долгом 22 3.2 Прогноз погашения внешнего долга России в 2014-2015гг. 27 Заключение 34 Список использованных источников 37
Предоставление государством
кредитов трех видов ведет к формированию
государственных финансовых активов или
долгу перед государством. Государственные
финансовые активы представляют собой
результат взаимосвязей исполнительных
органов государственной власти РФ с физическими
и юридическими лицами, исполнительными
органами государственной власти других
стран и международными организациями
в части предоставления им средств взаймы.
Разница между государственным
долгом и финансовыми активами представляет
собой чистый государственный долг. Он
как результативная величина показывает,
в каком качестве в большей степени выступает
государство на финансовых рынках – в
роли заемщика или кредитора.
1.2 Сущность
и принципы государственного долга
С появлением государства возникли
и его потребности, которые надо было финансировать.
Это вызвало к жизни такие финансовые
категории, как государственные налоги,
расходы, бюджет. С развитием государства
расширялись его функции, росли потребности.
Это привело к увеличению государственных
расходов. Однако налоговых поступлений
для их покрытия скоро стало не хватать.
Это способствовало появлению новых форм
государственных доходов - неналоговых
платежей [7, c. 123].
С течением времени налогов
и неналоговых доходов для покрытия всех
государственных расходов оказалось недостаточно,
и государство вынуждено было прибегать
к займам у монастырей, ростовщиков, богатых
феодалов и тому подобных. Монарх и его
правительство направляли средства, полученные
с помощью займов, в общий фонд финансовых
ресурсов и использовали на покрытие государственных
расходов, а с долгами рассчитывались
за счет поступлений по налогам и неналоговым
доходам. Заимствования явились первой
и самой распространенной формой государственного
долга.
Государственный кредит - это
специфические отношения по поводу перераспределения
части стоимости валового внутреннего
продукта и национального богатства, иностранного
ссудного капитала, связанные с формированием
дополнительного к бюджету фонда финансовых
ресурсов органов власти и использованием
бюджетных (реже - заимствованных) средств
на возвратной основе или для обеспечения
гарантий. В этих отношениях орган власти
выступает как заемщик, гарант или кредитор.
Особенность государственного
долга как финансового явления состоит
в возвратности, срочности и платности
предоставляемых взаймы средств. Однако
эти отношения нельзя смешивать с банковским
кредитом. Частный ссудный капитал используется
для кредитования хозяйствующих субъектов
в целях обеспечения бесперебойности
процесса расширенного воспроизводства
и повышения его эффективности.
Банковское кредитование отражает
производительное в основном использование
ссудного капитала (или на цели развития
социальной инфраструктуры производственных
коллективов). Использование кредитных
ресурсов как капитала создает условия
для погашения кредита и уплаты процентов
за счет увеличения производимой добавленной
стоимости.
Когда речь идет о государственном
долге, то взятые взаймы денежные средства
поступают в распоряжение органов публичной
власти, превращаясь в их дополнительные
финансовые ресурсы. Они, направляются,
как правило, на покрытие бюджетного дефицита,
а источником погашения государственных
заимствований и выплаты процентов по
ним выступают средства бюджета или новые
заимствования [6].
Принцип возвратности подразумевает
возврат выданных взаймы денежных средств.
Принцип срочности означает,
что в кредитном договоре должен устанавливаться
срок кредитования и этот срок должен
заемщиком соблюдаться.
Принцип платности заключается
в том, что за пользование заемными средствами
заемщик, как правило, уплачивает кредитору
ссудный процент.
Особенностями государственного
кредита является отсутствие обеспеченности,
отсутствие целевого характера, а также
верховенствующая роль государства, несмотря
на то, что государство является заемщиком,
а не кредитором.
Государственный кредит выполняет
три функции как финансовая категория:
распределительную, регулирующую и контрольную.
Положительное воздействие
распределительной функции государственного
кредита заключается в том, что с ее помощью
налоговое бремя более равномерно распределяется
во времени, то есть налоги, которые взимаются
в период финансирования расходов за счет
государственного займа не увеличиваются.
Объективная необходимость
использования государственного кредита
для удовлетворения потребностей общества
обусловлена постоянным противоречием
между величиной этих потребностей и возможностями
государства по их удовлетворению за счет
бюджетных доходов. Финансовая поддержка
предприятий, социальная политика государства,
выполнение им своих функций по обороне
страны и управлению ею требуют постоянно
увеличивающихся бюджетных расходов.
Немалых средств стоит и международная
деятельность государства. Между тем доходы
государственного бюджета всегда ограничены
определенными рамками - уровнем экономического
развития, величиной налоговой нагрузки,
действующим законодательством и многими
другими факторами. Поэтому органы власти
прибегают к помощи государственного
кредита как инструмента мобилизации
дополнительных средств.
Государственный долг может
быть внутренним и внешним. Российские
законодатели долгое время не могли определиться
с делением государственных заимствований
на их внутреннюю и внешнюю части. И только
авторы действующего Бюджетного кодекса
РФ попытались внести ясность в вопрос
о классификации государственного долга.
Однако в основу классификации
долгов на внутренние и внешние они заложили
сомнительный признак – валюту, в которой
выражены долговые обязательства государства.
Но события, предшествовавшие 17 августа
1998 г., со всей определенностью показали,
что рублевый долг, приходящийся на иностранных
инвесторов, не есть обычный внутренний
долг, что он имеет черты внешнего долга.
Поэтому можно сказать, что государственным
внутренним долгом являются обязательства,
возникающие перед внутренними кредиторами,
а государственным внешним долгом – обязательства,
возникающие перед иностранными кредиторами.
Государственный долг бывает
капитальным, основным и текущим. Капитальный
долг представляет собой всю сумму выпущенных
и непогашенных государством долговых
обязательств и гарантированных им обязательств
других лиц, включая начисленные проценты,
которые должны быть выплачены по этим
обязательствам [6].
Основной долг – это номинальная
стоимость всех долговых обязательств
государства и гарантированных им заимствований.
Текущий долг составляют предстоящие
расходы по выплате доходов кредиторам
по всем долговым обязательствам, принятым
на себя государством, и по погашению обязательств,
срок оплаты которых наступил.
Согласно существующим уровням
государственной власти различают государственный
долг Российской Федерации и долг субъектов
Российской Федерации. Долговые обязательства,
выпущенные органами местного самоуправления,
формируют муниципальный долг.
Сейчас действуют два вида официальной
классификации государственного долга
России: одна – в отношении внутреннего
долга, вторая – в отношении внешнего
долга и внешних активов.
Привлечение средств за рубежом
и обслуживание внешней задолженности
является составной частью внешнеэкономических
отношений стран. Внешний долг оказывает
огромное влияние на всю экономику страны.
Заемные внешние средства вливаются в
национальную экономику страны, что может
способствовать экономическому росту,
а обслуживание внешнего долга изымает
средства из национальной экономики. Причем
в случае накопления большого объема задолженности
обслуживание долга может стать тяжелым
бременем для страны.
Необходимо отметить, что в
настоящее время понятия внешнего долга
могут различаться. Каждый из подходов
обосновывается целями представления
информации. Российский бюджетный кодекс
рассматривает внешний долг как долг,
выраженный в иностранной валюте [БК РФ,
ст.6], и этот подход целесообразен для
бюджетных целей, поскольку информация,
представленная в соответствии с этим
подходом, позволяет судить о валютной
нагрузке на государственные органы власти,
но в этом случае не берется в расчет «резидентность»
или «нерезидентность» кредитора.
Например, Минфин России, пользующийся
методологией Бюджетного кодекса, учитывает
в составе внешнего долга задолженность
перед Банком России в размере 6,4 млрд.
долл. США. Подход, реализованный в платежном
балансе, тоже важен, поскольку информация,
представленная в соответствии с этим
подходом, позволяет судить об уровне
выплат нашей экономики, т.е. по методологии
платежного баланса внешний долг – это
долг перед нерезидентами.
На наш взгляд, валютный государственный
долг (внешний государственный долг в
бюджетной методологии) отличается от
внешнего долга платежного баланса на
рублевую задолженность перед нерезидентами,
которая присутствует в платежном балансе,
и валютную задолженность перед резидентами,
которая присутствует во внешнем долге
по бюджетной методологии.
В соответствии с бюджетным
кодексом информацию публикует Минфин
России, а в соответствии с методологией
платежного баланса – Банк России [5, с.
10].
Таким образом, внешний долг —
суммарные денежные обязательства страны,
выражаемые денежной суммой, подлежащей
возврату внешним кредиторам на определенную
дату, то есть общая задолженность страны
по внешним займам и невыплаченным по
ним процентам. Может взиматься:
- правительством страны и субъектами
федерации (руководством областей и городов)
- кредитно-финансовыми организациями
(банками, фондами и т.п.)
- напрямую крупными предприятиями
страны
- у кредитно-финансовых организаций
других стран
В современной редакции Бюджетного
кодекса Российской Федерации, под внешним
долгом понимаются все долги в иностранной
валюте. Однако следует особо отметить,
что зачастую такие долги могут передаваться
регионам, в том числе в виде государственных
программ. В данном случае долг подсчитывается
при первичной передаче, чтобы избежать
учёта одного заимствования повторно.
Валовой внешний долг представляет собой
непогашенную сумму фактических и ничем
не обусловленных обязательств резидентов
данной страны перед нерезидентами, которая
требует выплаты основного долга и/или
процентов, на определенный момент времени.
2. Анализ внешней
задолженности РФ
2.1 Оценка
совокупного внешнего долга РФ
В последние годы
любая страна, осуществляя внешнеэкономическую
деятельность, прибегает к внешним займам,
Россия не исключение. Поэтому одной из
наиболее актуальных и сложных
проблем для современной российской
экономики является проблема внешней
государственной задолженности.
Данную проблему ранее поднимали
в своих статьях А.А. Глинкин [8], В.Н. Бобков
[13], Ю.Н. Грицун [9] и другие российские экономисты.
Безусловно, они внесли большой вклад
в разработку проблемы внешнего государственного
долга РФ, однако указанная проблема
все еще остается нерешенной,
что дает основания для ее
дальнейшего рассмотрения.
Внешние займы являются
одним из ключевых факторов
экономического развития современной
России, так как они выступают
источником дополнительных финансовых
ресурсов. Их эффективное использование
(например, вложение в высокотехнологичное
производство или финансирование
научных разработок) может обеспечить
стабильный экономический рост.
Однако, на наш взгляд,
внешний долг оказывает в
большей степени негативное воздействие
на национальную экономику. Его
обслуживание связано с выделением из
государственного бюджета значительных
денежных средств. В связи
с этим государство вынуждено
сокращать расходы на финансирование
других отраслей экономики либо
искать источники дополнительных доходов.
В большинстве случаев дополнительные
средства в бюджет привлекаются
за счет новых займов, что
приводит к дальнейшему росту государственного
долга, или за счет повышения налогов,
что ложится тяжелым бременем на
население страны и приводит
к снижению уровня жизни.
Поэтому, рассматривая влияние государственного
долга на национальную экономику, необходимо
учитывать, что его чрезмерный
рост является опасным для
государственного бюджета и экономики
страны в целом. Также рост внешнего государственного
долга приводит к увеличению зависимости
РФ от иностранных государств, предоставивших
кредиты, к сокращению объема средств,
которые могут быть направлены на инвестирование,
что ограничивает экономический рост.
В связи с этим происходит ослабление
позиций России на мировых рынках товаров
и капиталов.
Динамика объема и структуры
совокупного внешнего долга РФ в разрезе
видов собственности в 2009–2013 гг. представлена
в таблице 1.