Налоговая система Российской Федерации и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к но­вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..3-4

Глава 1. Сущность Налоговой системы государства …………5-25

1.1.Сущность налогов, Функции налогов и Виды налогов……5-17

1.2.Налоговая система……………………………………………….12-18

1.3..Возможность использования опыта зарубежных стран в
реформировании российской налоговой системы………………19-25

Глава 2. Совершенствование Налоговая система Российской Федерации: проблемы и тенденции.

2.1.Принципы эффективного формирования налоговой системы и налогообложения государства………………………………………26-31

2.3.Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………….32-38

Заключение………………………………………………………………..39-40

Список литературы……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию. Во время спада необходимо проводить стимулирующую фискальную политику, т.е. снижение налоговых ставок или увеличение госрасходов. Во время проведения стимулирующей фискальной политики мы наблюдаем дефицит бюджета, который компенсируется в период подъема, когда налоговые ставки повышаются, а госрасходы уменьшаются.

Налоговая политика формирует организационный механизм налоговой системы и определяет содержание администрирования налоговой системой. Самой актуальной задачей налоговой администрации является оптимизация налоговой системы в целом, всей ее многосторонней деятельности. Вопросы совершенствования налогового законодательства, соблюдения пропорций в налоговых отношениях, не могут быть решены и иметь для экономики в целом, для социальной сферы и для налогоплательщиков правильный ответ и реальный результат без знаний причин и анализа последствий налогового администрирования. Можно говорить, что этот принцип является важнейшим для функционирования всех служб налоговой системы при осуществлении ими своих административных обязанностей.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению на­логовой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять эконо­мический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добав­ленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Экономическая эффективность налогообложения подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Эффективность распределения ресурсов в современной экономике обеспечивается действием рыночных сил. В то же время налоговая система выступает по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Если она оказывает искажающее воздействие на поведение экономических агентов, эффективное размещение ресурсов может не достигаться. Например, при избыточном налогообложении производства капитал может уходить в другие сферы экономической деятельности, включая теневую, что в конечном итоге негативно отражается на темпах экономического роста.

Можно выделить некоторые общие принципы налогообложения:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, уровня его доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, т.к. возможности разных юридических и физических лиц неодинаковы. Этот принцип во многих странах не соблюдается, и некоторые налоги рассчитываются пропорционально.

2. Однократное налогообложение доходов. Многократное обложение дохода и капитала снижает стимулы к развитию производства. Примером осуществления данного принципа служит замена во многих странах налога с оборота на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом один раз.

3. Обязательность уплаты налогов. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны делать выгодными своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми и удобными как для налогоплательщика, так и для учреждений, собирающих налоги.

6. Налоговая система должна учитывать национальные и территориальные интересы, т.е. налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, местный.

Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Окончательно оформилась структура налоговой системы России. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе  межбюджетных отношений.[14]

Одним из направлений повышения эффективности управления налоговой системой это стимулирование малого предпринимательства. Значимость малого предпринимательства для общего экономического и социального развития государства подтверждается как экономическими, так и социальными исследованиями.

Эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.[15]

Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:

   1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на централизованные и местные;

   2) гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической коньюктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

   3) социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

Подводя итог рассмотрению перспектив совершенствования управления налоговой системой в России существующая практика налоговой и социальной политики государства должна быть ориентирована на вмешательство государства в процесс перераспределения доходов в обществе, путем снижения доходов богатых и повышения доходов бедных. Основной задачей государства должно стать стимулирование людей к предпринимательской деятельности. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

 

 

 

2.3.Основные направления совершенствования налоговой системы России

 

    Налоговая  система  России  плохо  увязана  с  развитием  экономики   и деятельностью непосредственных  субъектов  –  предприятий.  Она  развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное  давление,  -  сами  по себе. 

   Налоговая  система  противоречива, в ней очень много недостатков и путаниц  она  страдает,  рядом принципиальных изъянов, каждый из  которых  подлежит  анализу,  необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер. Имеющиеся недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства законов и иных нормативных правовых актов по налогам и сборам, не обеспечен в полной мере комплексный подход к проблеме налогообложения, не учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов.
Недостатки  налоговой   системы: 

1. Система создает два  различных  налоговых  режима.  Первый  –  финансовый прессинг – для производителей  и  инвесторов,   выставляемых  в  качестве кормильцев мира; второй – сравнительно льготный  –  для  физических  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

2. Обложение  преимущественно  доходов  от  трудовой  и  предпринимательско   деятельности с неблагоприятными социальными и  экологическими  эффектами, такими как: рост алкоголизма,  загрязнение  окружающей  среды.  То  есть, вместо   стимулирования,    снижения    экологических,    социальных    и экономических издержек, эта система оказывает негативное  воздействие  на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой  сферы,  стимулирует рост теневой экономики.

3.  Необеспеченность   региональных   и   местных   бюджетов   естественными стабильными и значительными источниками финансирования  при  существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.

4. Налоговая система не стимулирует  повышение  платежной  дисциплины.  Хуже того, использование метода  учета  производства  продукции  и  дохода  по поступлению выручки на расчетный счет привело  к  стремлению  предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на  расчетный  счет, а  использовать  разнообразные  схемы  обналичивания  и  утаивания   этих средств.

5. Налогоплательщик  и  налоговые  органы   поставлены   в   неравноправное положение.

Сегодня на территории страны взимается несколько имущественных налогов, в том числе земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. Однако в процессе совершенствования имущественных налогов предлагается заменить эти налоги и постепенно перейти на налог на недвижимость, объектом налогообложения которым будут земельные участки и имущественные объекты, связанные с землей.

              Первое направление: Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя  его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит  от массы произведенной продукции. Весь  мировой  опыт  свидетельствует  о  том, что, достигнув определенной точки  роста,  налоги  должны  затем  снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к  производственной  и  иной деятельности, появляется соблазн укрывать  свои  доходы.  Такая  сегодняшняя близость  к  критической  точке  налоговых  изъятий  заставляет  всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога.

Второе направление: Слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения  от уплаты  налогов,  что  не  только  уменьшает  налоговые  поступления,  но  и стимулирует  прилив  капитала  в  торгово-посреднические  сферы,   а   также способствует  развитию  криминогенного   предпринимательства

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.

     Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Важно отметить, что  в 2007 г. с учетом уже принятых в 2005 г. [16]решений, касающихся налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и налога на прибыль организаций, вступающих в силу с 1 января 2007 г., будет иметь место дальнейшее снижение налоговой нагрузки. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ с 1 января 2007 г. будет осуществлен переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам  экспортерами, что обеспечит существенную дополнительную экономию их средств. Также, начиная с 2007 г. в соответствии с федеральным законом от 6 июня 2005 г.  № 58-ФЗ организации получат право в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Только осуществление данных мер обеспечат сохранение в 2007 г. в распоряжении организаций  значительного  дополнительного объемов денежных средств.

С учетом изложенного предлагается осуществить  в 2007-2009 гг. следующие основные меры  в области налоговой политики:

1. Начиная с 2009 года предлагается установить единую ставку НДС в размере 15 процентов  с  одновременной отменой действующей ныне льготной ставки для некоторых товаров и услуг (при условии сохранения благоприятной финансовой ситуации, в частности, высоких мировых цен на энергоносители).

Установление единой ставки НДС будет способствовать созданию для всех субъектов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего  одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности, что является одной из целей налоговой политики. Кроме этого, данная мера наряду со снижением налогового бремени в отношении основной массы налогоплательщиков позволит, помимо прочего, облегчить  администрирование этого налога как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Опыт государств, отказавшихся от пониженных ставок (включая Украину и Казахстан), подтверждает эффективность этой меры.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и основные направления ее совершенствования