Налоговая система Российской Федерации и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к но­вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..3-4

Глава 1. Сущность Налоговой системы государства …………5-25

1.1.Сущность налогов, Функции налогов и Виды налогов……5-17

1.2.Налоговая система……………………………………………….12-18

1.3..Возможность использования опыта зарубежных стран в
реформировании российской налоговой системы………………19-25

Глава 2. Совершенствование Налоговая система Российской Федерации: проблемы и тенденции.

2.1.Принципы эффективного формирования налоговой системы и налогообложения государства………………………………………26-31

2.3.Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………….32-38

Заключение………………………………………………………………..39-40

Список литературы……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 265.00 Кб (Скачать)


12

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

Курсовая работа на тему:

 

"Налоговая система Российской Федерации и основные направления ее совершенствования"

 

Выполнила студентка

1-го курса дневного отделения

Группы 719    

                     Кудреватых Валерия Евгеньевна

 

Научный руководитель:

                                                                               Беляева Светлана Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2009 год

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………..3-4

 

Глава 1. Сущность Налоговой системы государства …………5-25

 

1.1.Сущность налогов, Функции налогов и Виды налогов……5-17

 

1.2.Налоговая система……………………………………………….12-18

 

1.3..Возможность использования опыта зарубежных стран в

реформировании российской налоговой системы………………19-25

 

Глава 2. Совершенствование Налоговая система Российской Федерации: проблемы и тенденции.

 

2.1.Принципы эффективного формирования налоговой системы и налогообложения государства………………………………………26-31

 

2.3.Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………….32-38

 

Заключение………………………………………………………………..39-40

 

Список литературы……………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к но­вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Проблема налоговой системы, на сегодняшний день,  одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга.

В России столь сложной и запутанной, является проблема налоговых  отношений.  Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных  уровнях,  затрагивает экономические  интересы  всех  налогоплательщиков,  зависит  от   социально-экономических  целей,  которые  ставит  перед  собой  общество,   определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.  Изучая модели  налоговых  систем  в  странах  с  развитой рыночной экономикой,  Россия  не  слепо  копирует  этот  опыт,  а  учитывает исторические особенности страны  и  формирует  налоговую  систему  в  тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Актуальность этой темы в том, что Налоговая система России ещё не усовершенствована полностью, и требует исправления недостатков, так же рядом изъянов, каждый из  которых  подлежит  анализу,  необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.

    В экономической  литературе  сложились  две  точки  зрения  на  процесс совершенствования налоговой системы в  России.  Одни  экономисты  предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание  новой:  другие  считают, что  сложившаяся  в  стране  трехуровневая  налоговая  система  должна  быть усовершенствована путем устранения недостатков.

Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.

Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.

Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налоговой системы, как инструмент государственного регулирования.

Второй задачей является непосредственно анализ налоговой системы, принципы её формирования и совершенствования.

В этой работе раскрывается понятие налоговой системы, приводит принципы, в соответствии, с которыми формируются национальные налоговые системы, говорит о целевых установках налоговых систем, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.

 

 

 

 

Глава 1. Сущность Налоговой системы государства

1.1.Сущность налогов, функции налогов и виды налогов

 

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня, осуществляемые в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности  производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов  изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности  населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс[1]. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты установленные законом.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.[2]

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1.   Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2.   Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3.   Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4.   Стимулирующая функция.

Основная функция налогов – фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регули­рующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и основные направления ее совершенствования