Налоговая система Российской Федерации и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к но­вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..3-4

Глава 1. Сущность Налоговой системы государства …………5-25

1.1.Сущность налогов, Функции налогов и Виды налогов……5-17

1.2.Налоговая система……………………………………………….12-18

1.3..Возможность использования опыта зарубежных стран в
реформировании российской налоговой системы………………19-25

Глава 2. Совершенствование Налоговая система Российской Федерации: проблемы и тенденции.

2.1.Принципы эффективного формирования налоговой системы и налогообложения государства………………………………………26-31

2.3.Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………….32-38

Заключение………………………………………………………………..39-40

Список литературы……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

2. Однократное налогообложение доходов. Многократное обложение дохода и капитала снижает стимулы к развитию производства. Примером осуществления данного принципа служит замена во многих странах налога с оборота на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом один раз.

3. Обязательность уплаты налогов. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны делать выгодными своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми и удобными как для налогоплательщика, так и для учреждений, собирающих налоги.

6. Налоговая система должна учитывать национальные и территориальные интересы, т.е. налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, местный.

Эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:

   1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на централизованные и местные;

   2) гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической коньюктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

   3) социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

Подводя итог рассмотрению перспектив совершенствования управления налоговой системой в России существующая практика налоговой и социальной политики государства должна быть ориентирована на вмешательство государства в процесс перераспределения доходов в обществе, путем снижения доходов богатых и повышения доходов бедных. Основной задачей государства должно стать стимулирование людей к предпринимательской деятельности. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

В целом повышение эффективности налоговой системы Российской Федерации возможно лишь при наличии современной научной концепции совершенствования налогового законодательства, построенной на основе системного подхода, с учетом реализации основных правообразующих факторов и создания оптимального взаимодействия всех частей налоговой системы.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления – федерального и территориального – в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов предусмотренных законодательством, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. Налоги как экономическая категория являются частью производственных отношений, поскольку они возникают и функционируют в процессе распределения и перераспределе­ния национального дохода, создаваемого на всех стадиях производства и обращения.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и увеличение выпуска товаров народного потребления.

Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует, налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

В условиях современной экономики Российской Федерации возрастает значение регулирующей функции нало­гов, влияния государственной налоговой политики на развитие предпринимательства и повышение деловой активности в России. В процессе анализа налоговой политики государства  по данной работе можно сформулировать следующие выводы:

Все налоги выполняют регулирующую функцию: любое изменение в элементах налоговой системы (изменение по­рядка исчисления налога, изменение налоговых ставок и льгот) влияет на экономические процессы в стране, по­скольку все налоги включаются в цены товаров (работ, ус­луг). Исходя из этого отметим, что простым переносом налогового бремени с производителей на потребителей не будет достигнута цель ре­формирования налоговой системы по стимулированию развития предпринимательства, которая может быть выполнима только снижением совокупной налоговой нагрузки с перераспределением ее между факторами производства.

Характеристика эффективности налоговой системы, выделены и предложены критерии эффективности налоговой системы. В качестве показателей эффективности в отраслевом масштабе был предложен темп роста производства, размер прибыли, рентабельность предприятий различных отраслей, в территориальном масштабе – состояние доходной базы региональных и местных бюджетов, на уровне хозяйствующих субъектов – обоснованное соотношение распределения прибыли между бюджетами и предприятиями, для населения  – доходы физических лиц.

  дополнительных средств на поддержку малого бизнеса.

Подводя итог рассмотрению перспектив совершенствования управления налоговой системой в России автор отмечает, что существующая практика налоговой и социальной политики государства должна быть ориентирована на вмешательство государства в процесс перераспределения доходов в обществе, путем снижения доходов богатых и повышения доходов бедных. Основной задачей государства должно стать стимулирование людей к предпринимательской деятельности.

Одним из направлений повышения эффективности управления налоговой системой автором указывается стимулирование малого предпринимательства. Значимость малого предпринимательства для общего экономического и социального развития государства подтверждается как экономическими, так и социальными исследованиями. Важность развития малого и среднего бизнеса на территории России состоит еще и в том, что именно этот бизнес может стать основой для социальной защищенности населения - защищенности населения не через патерналистское получение пособий от государства, а через увеличение занятости, конкуренции в борьбе за работников на рынке труда и предоставление гражданам России возможности самим обеспечить себе достойный уровень жизни. Вопросы государственной, в том числе финансовой, поддержки малого предпринимательства, а также его налогообложения являются наиболее важными на сегодняшний день для субъектов малого предпринимательства России. В финансовых отношениях с участием субъектов малого предпринимательства наиболее ярко проявляется существование принципа прямых и обратных связей в государстве: финансовые потоки государства, направляемые на поддержку малого бизнеса, а также на создание благоприятных налоговых условий для малого бизнеса, увеличивают объем продукции, работ и услуг, производимых в данном секторе экономики, что, в свою очередь, увеличивает базу для налогообложения у субъектов малого предпринимательства, способствует оздоровлению бюджета и выделению дополнительных средств на поддержку малого бизнеса.

Задача государственной власти России- обеспечить посредством правильно выстроенных налоговых отношений сбалансированность между властью и остальными сферами общества, конкретно: сбалансированность между налоговыми платежами (доходами бюджетов всех уровней) и достаточностью у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов для интенсивного развития; между расходами бюджетов всех уровней и финансированием социальных программ; сбалансированности доходов и расходов бюджетов всех уровней и уровня экономического и социального развития страны и регионов.

Одним из способов прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Однако налоговая система России по оценкам экономистов чрезмерно загружена экономически не обоснованными налоговыми льготами и преференциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. – т. 4, стр. 308

[2]В.Д. Камаев Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. В.Д. Камаев, М.А. Абрамова, Л.С. Александрова, М.:ВЛАДОС, 2003–640 с.

 

[3] Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ О.В.Качур.-М.: Кнорус,2007.-5-12

 

[4] Миляков Н.В.  Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд. Перераб. И доб.-М.: ИНФРА-М,2007.-41

 

[5] Миляков Н.В.  Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд. Перераб. И доб.-М.: ИНФРА-М,2006.-42-43

  Перов А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005-43

 

[6] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — 6-е изд., доп. и     перераб. — М.: Международный центр финансово- экономического развития, 2004. —9

 

[7] Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

 

[8] Миляков Н.В.  Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд. Перераб. И доб.-М.: ИНФРА-М,2006.-49

    Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогоожения. — М.: Юристъ, 2003. —439

[9] Перов А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.-29

[10] Булатов А. Налоговые гавани и оффшорные центры Европы. // Внешняя торговля. – 1992. - №11-12. - С. 13-17

[11] Налоговые системы стран дальнего и ближнего зарубежья: [Мировой опыт]// Вестник ВХС РБ. – 2005. - №9. –213

[12] 

[13] Лыкова Л.Н. Налоговая политика: эффективность рычагов и стимулов. Вопросы экономики. - 1993. - № 9. - С. 36

 

[14] Доклад Минфина о формировании основных направлений налоговой политики

 

[15] www.library.ualiberty.com/3/11/14/download

 

[16] www.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=2411

 

[17] www.rspp.ru

[18] 

 

[19] 

             

[20] 


Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и основные направления ее совершенствования