Налогообложение предприятий малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические и экономические аспекты налогообложения малого бизнеса………………………………………..……………………………………6
Экономическое содержание и функции налогообложения………….6
Сущность и содержание малого бизнеса…………………..………...12
Налоговые режимы, применяемые предприятиями малого бизнеса…………………………………………………………………15
2. Анализ, проблемы и пути решения налогообложения субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………………17
2.1. Упрощенная система налогообложения………………..………………17
2.2. Единый налог на вмененный доход…………………………….......…..22
2.3. Упрощенная система налогообложения на основе патента…………..25
2.4. Варианты выбора специальных режимов для России – их достоинства и недостатки……………………………………………………………………...28
2.5. Реалии и прогнозы в России и за Рубежом……………………………..31
2.6. Проблемы и меры совершенствования налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………..…………….….38
3. Заключение……………………………………………………..…………......45
4. Список литературы…………………………………….……………………..46
5. Приложение…………………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Обратить внимание:

  1. Можно получить патенты одновременно на несколько видов деятельности.
  2. Если осуществляемый вид деятельности подлежит переводу на ЕНВД и одновременно указан в Перечне видов деятельности, по которым можно перейти на патентную систему, можно самостоятельно выбрать какую систему налогообложения применять в отношении этого вида деятельности: ЕНВД или патентную систему.
  3. При нарушении условий применения патентной системы теряется право на применение патентной системы с начала периода, на который был выдан патент, и нужно за этот период пересчитать и уплатить налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом уплаченная стоимость патента (часть стоимости) возврату не подлежит.
  4. Можно привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, но при этом среднесписочная численность работников не должна превышать за налоговый период 5 человек.
  5. Поскольку патент выдается по месту осуществления деятельности, то, состоя на учете в одном субъекте Российской Федерации, можно подавать заявление на получение патента в налоговый орган другого субъекта Российской Федерации (одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет в этом налоговом органе).
  6. На патентную систему налогообложения переводится только соответствующий вид деятельности. Поэтому, патентная система налогообложения совмещается с другими системами налогообложения.[11, с.9]

2.4. Варианты выбора специальных режимов для России – их достоинства и недостатки

Возможны разные варианты решения вопроса. Путь многих развитых  стран  –  отказ  от  специальных  режимов  с  особым  порядком определения  налоговой базы. В России в настоящее время такой подход нереалистичен, – этому препятствует целый ряд  причин.  В  первую  очередь  это  политические  причины.  Поддержку  введению  действующих  специальных  режимов,  причем  с требованиями больших возможностей выбора, распространения этих режимов  на  более  широкий  круг  предприятий,  снятия  некоторых вполне  обоснованных  ограничений,  оказали  самые  разные  группы политиков и предпринимателей, и активное участие в продвижении весьма льготных условий для малого бизнеса приняли объединения крупных и средних предпринимателей.

Есть также и экономические  причины, не позволяющие за короткие сроки отказаться от использования специальных режимов. Хотя снижению  издержек,  связанных  с  исполнением  налогового  законодательства,  могло  бы  помочь  информационное  содействие  малому бизнесу  на  бесплатной  или  льготной  основе,  а  также  организация частично финансируемой за счет государства юридической помощи, и  эффект  этих  мер  для  коррекции  издержек,  связанных  с  уплатой налогов,  мог  бы  быть  выше,  не  приводя  при  этом  к  уклонению  от уплаты  налогов  и  аллокационной  неэффективности,  для  организации  такого  содействия  требуются  время,  усилия,  ресурсы,  а  также достаточная уверенность в справедливости судебных решений, если разногласия  предприятий  и  налоговых  органов  закончатся  судом.

Быстро  такие  проблемы  не  решаются,  более  того,  для  того  чтобы 

вынудить государство  удовлетворительным образом их решать, немаловажным  условием  представляется  понимание  обществом  в  целом важности решения этих проблем. В настоящее время говорить о близких перспективах  создания  малому  бизнесу  адекватных  условий,  вероятно,  не  приходится.  Поэтому  применение  специальных режимов выглядит паллиативом. 

Однако, по причинам, изложенным выше, необходимо ограничиться одним, максимум двумя режимами.   

Во-первых, применять вмененный налог любого рода или налог на вмененный доход в качестве альтернативного (заменяющего собой налоговые обязательства по  другим  налогам) целесообразно только для самых мелких налогоплательщиков, причем для таких, для которых любой учет, кроме подсчета суммы полученных доходов, сложен. К этой группе не относятся организации, лица,  имеющие  наемных  работников,  а  также  оказывающие  консультационные, информационные (тем более бухгалтерские и аудиторские) услуги. Такие предприятия, к которым применяется налог на вмененный доход или его разновидность в виде патента, должны производить  продукцию  для  населения,  а  не  для  других  предприятий. В то же время подача декларации о сумме полученных доходов не требует больших издержек даже для человека с низким уровнем образования. Для минимизации возможности уклонения в этом случае нужны достаточно низкие пороговые значения валового дохода  (возможно,  не  выше  тех,  которые  дают  право  не  регистрироваться в качестве плательщика НДС; сейчас в России этот порог составляет 2 млн руб. за три месяца), а также ограничения на число и характеристики  собственников.  Например,  можно  применять  такой налог  в  качестве  альтернативного  только  к  предпринимателям  без образования  юридического  лица.  Для  других  такой  налог  можно применять в качестве минимального: это могут быть предприятия, у которых  не  более  3–4  собственников,  и все они являются  физическими  лицами,  причем  если  они,  как  физические  лица,  являются предпринимателями, то не вступают в сделки с данным предприятием. При этом налог может быть обязательным как минимальный и добровольным – как альтернативный (т.е. рассмотренный в первом случае), и он может называться патентом.          

Налог с оборота имеет  значительное число недостатков и с аллокационной, и с распределительной точки зрения. Действующая упрощенная  система  налогообложения  с  объектом  налогообложения «доходы»  является  близкой  к  налогу  с  оборота.  Она  совмещает  в себе налогообложение выручки и налогообложение прочих доходов. Налогообложение выручки несложно для налогоплательщика, однако  сложно  для  тех,  кто  разрабатывает  и  определяет  шкалу  ставок такого налога. Дело в том, что если налог на вмененный доход предполагает установление вмененного (предполагаемого, оцененного по косвенным признакам) значения налоговой базы, то налог от выручки эквивалентен установлению вмененного значения доли издержек в выручке. То есть, например, если мы при базовой ставке 20% прибыли  устанавливаем  ставку  такого  упрощенного  налога  в  10%,  то предполагаем,  что  издержки  составляют  половину  выручки  предприятия в данном виде деятельности, а если ставка 4%, то вмененная доля издержек равна 4/5. В случае соотношения 24% и 6% вмененная доля издержек равна 3/4. При недостаточно точном определении вмененной  доли  издержек  возникают  искажения  в  размещении  ресурсов в экономике и неизбежные потери общества. Кроме того, такой налог не исключает использования его в целях уклонения крупным бизнесом, хотя степень уклонения уменьшается по сравнению с налогом на вмененный доход.

Полагаю,  что такой налог нежелателен в качестве  основы налогообложения малого бизнеса. Если нет возможности контролировать  корректный  учет  некоторых  видов  деятельности,  возможно применение минимального вмененного налога. 

Во-вторых,  основой  налогообложения  малого бизнеса  может послужить налог на реальные денежные потоки. 

Причиной такого выбора является то, что этот налог удовлетворяет ряду желательных свойств и его недостатки относительно невелики, по крайней мере, по сравнению с действующей системой.

Дискуссионным является вопрос использования вмененных налогов, в том числе на основе патента для индивидуальных предпринимателей. Вероятно, в ближайшей перспективе отмена таких налогов нереалистична по политическим причинам, однако постепенный переход  к  снижению  пороговых  значений  таких  режимов  был  бы желателен и по аллокационным, и по распределительным соображениям. 

С учетом вышеизложенного представляется возможным использование для наиболее мелкого бизнеса, оказывающего услуги населению,  добровольного  вмененного  налога  (патента),  для  бизнеса, объемы реализации и затраты которого трудно контролировать, введение минимального обязательного вмененного налога в дополнение к  общему  или  упрощенному  режиму,  и  добровольное  применение для малых предприятий упрощенного режима в виде налога на реальные денежные потоки.  [5, с.111]

2.5. Реалии и прогнозы в России  и за Рубежом.

 

Как показывает мировая  практика, именно малый и средний  бизнес играют одну из главных ролей  в обеспечение экономического роста  и занятости населения (рис. 1).

Однако роль малого бизнеса  в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, ровным счетом, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

 

Если говорить о приоритетных отраслях экономики, таких как разработка и внедрение инновационных технологий, промышленное производство и прикладная наука, то следует подчеркнуть, что в России доля малых предприятий, действующих в этих отраслях, остается ничтожной. Российский малый бизнес сконцентрирован, преимущественно, в сфере услуг и торговле. Таким образом, малый бизнес на сегодняшний день не играет значительной роли в экономическом развитии нашей страны. Незначителен также вклад малого бизнеса в финансовые ресурсы государства. В 2010 г. налоговые поступления от двух специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), составили около 200 млрд. рублей, или 1,5% всех поступлений в бюджетную систему России.

На Западе ситуация складывается совершенно иначе: малый бизнес является непосредственным источником роста  экономики страны. В экономически развитых странах существует настоящий культ малого предпринимательства. Именно поэтому значительная часть американского и европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего». Одной из основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства. Подобная практика не может не вызывать огромный интерес к зарубежному опыту построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса.

В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно его социальная и экономическая значимость, определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.

Политика экономически–развитых  стран направлена на создание благоприятной  макро- и микроэкономической среды  в равной степени для предприятий любого размера. Однако фактически в сфере налогообложения этих стран малые и средние предприятия выделены как отдельная категория. Поэтому важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерии, по которым предприятие можно признать малым. Выделяют два основных вида таких критериев – количественные и качественные.

Рассматривая категорию  «малое предприятие», необходимо опираться  преимущественно на количественные показатели, такие как максимальная численность занятого населения на предприятии и объем выручки (Приложение.1).

В ряде стран кроме  количественных критериев отнесения  предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые качественные критерии, переводящие  малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании. В США критерии классификации малого бизнеса очень часто варьируются в зависимости от отрасли. Так, для каждого штата, сферы деятельности, формы собственности и финансовых показателей существуют свои методы оптимизации налогового режима.

Что касается проблемы, связанной  с критериями определения малых  предприятий в нашей стране, то хотелось бы отметить, что российская налоговая система имеет существенный недостаток – не учитывает связей между взаимозависимыми предприятиями. На сегодняшний день довольно распространена ситуация, при которой бизнес, принадлежащий одной группе лиц и фактически функционирующий как единое предприятие, в целом, не удовлетворяет критериям численности или оборота, позволяющим применять режим налогообложения для малого бизнеса, юридически подразделяется на группу малых, к которым специальный режим вполне применим. Происходит искусственное дробление компании, при этом компании перекрестно участвуют в создании друг друга. Конечно, в Налоговом кодексе РФ учтен случай участия в предприятии, претендующем на упрощенный режим, других предприятий в доле, превышающей 25% , но это, является недостаточной мерой. С одной стороны, это приводит к увеличению барьеров входа на рынок, с другой – к легальному сокрытию налогов. Кроме того, провоцируется неэффективное использование ресурсов за счет роста транзакционных издержек дробящихся предприятий, которые не достигают максимально эффективного масштаба производства.

Следует отметить, что  в сложившейся международной  практике налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства существует два основных подхода:

1) введение на фоне  общей национальной системы налогообложения  налоговых льгот для малого  бизнеса по отдельным видам  налогов (обычно это касается  налога на прибыль организации или налога на добавленную стоимость);

2) введение специальных  режимов налогообложения малого  бизнеса.

Западная система налогообложения  носит целостный характер и при  предоставлении налоговых льгот  этой целостности не теряет, то есть налоговая база для всех предприятий определяется одинаково. Исключения составляют лишь платежи по налогу на вмененный доход, однако, например, в Европе круг лиц, которым такая привилегия доступна, весьма ограничен. В нашей стране все иначе. Существующие специальные режимы налогообложения, предусмотренные гл. 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ, и освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ фактически делают отечественную систему налогообложения разобщенной. На практике данные льготы фактически облегчают положение предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются, например, научно-исследовательскими и инженерно-конструкторскими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними. Таким образом, искусственно создается экономическая пропасть между малыми и крупными предприятиями.

Безусловно, одной из наиболее существенных прямых льгот  для малого бизнеса является снижение ставки налога на прибыль организации. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран, и оказываются за рамками установления налоговых льгот. Проанализируем некоторый зарубежный опыт предоставления налоговых льгот.

В США на федеральном  уровне, наряду с высшей ставкой  корпорационного налога в размере 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в размере 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. В случае, если объем продаж малых предприятий не превышает 200 000 долл., установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы.

Кроме того, в США можно  начать бизнес, купив лицензию на определённый вид деятельности, заменяющую многие местные налоги и сборы (так, в одном из городов Калифорнии он составляет всего $15 в год при продажах менее $15 тыс.). В зарубежных странах широко распространена практика предоставления так называемого «бонуса первого года», распространяющегося на малые предприятия, функционирующие первый год. В США такие налоговые льготы зачастую доходят до 50%, причем государство самостоятельно погашает около 90% кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках. Во Франции предприниматели в первые 2 года функционирования малого предприятия вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от налога на акционерные общества. Кроме того, снижаются другие налоги: для предпринимателей работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения. Германия считается одной из стран в Европе, оказывающей наилучшую государственную поддержку малого бизнеса, в том числе это касается и вопроса налогообложения. В кризис правительство Германии снизило налог на прибыль организации с 39% до 30%, уменьшило отчисления в фонды социального страхования, снизив взнос по безработице с 6,5 до 3,3%.

Информация о работе Налогообложение предприятий малого бизнеса