Налогообложение предприятий малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические и экономические аспекты налогообложения малого бизнеса………………………………………..……………………………………6
Экономическое содержание и функции налогообложения………….6
Сущность и содержание малого бизнеса…………………..………...12
Налоговые режимы, применяемые предприятиями малого бизнеса…………………………………………………………………15
2. Анализ, проблемы и пути решения налогообложения субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………………17
2.1. Упрощенная система налогообложения………………..………………17
2.2. Единый налог на вмененный доход…………………………….......…..22
2.3. Упрощенная система налогообложения на основе патента…………..25
2.4. Варианты выбора специальных режимов для России – их достоинства и недостатки……………………………………………………………………...28
2.5. Реалии и прогнозы в России и за Рубежом……………………………..31
2.6. Проблемы и меры совершенствования налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………..…………….….38
3. Заключение……………………………………………………..…………......45
4. Список литературы…………………………………….……………………..46
5. Приложение…………………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «Налогообложение предприятий малого бизнеса»

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...31.   Теоретические и экономические аспекты налогообложения малого бизнеса………………………………………..……………………………………6

    1. Экономическое содержание и функции налогообложения………….6
    2. Сущность и содержание малого бизнеса…………………..………...12
    3. Налоговые режимы, применяемые предприятиями малого бизнеса…………………………………………………………………15

2. Анализ, проблемы и пути решения налогообложения субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………………17

     2.1. Упрощенная система налогообложения………………..………………17

2.2. Единый налог на  вмененный доход…………………………….......…..22

2.3. Упрощенная система налогообложения на основе патента…………..25

    2.4. Варианты выбора специальных режимов для России – их достоинства                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         и недостатки……………………………………………………………………...28

    2.5. Реалии и прогнозы в России и за Рубежом……………………………..31

    2.6. Проблемы и меры совершенствования налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………..…………….….38

3.  Заключение……………………………………………………..…………......45

4. Список литературы…………………………………….……………………..46

5. Приложение…………………………………………………………………...49

Введение

 

Осуществляемые в нашей  стране экономические реформы при  всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и  развития малого предпринимательства.

Развитие малого бизнеса  становится одним из важнейших направлений  экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

На сегодняшний день малый бизнес является немаловажным элементом роста не только национальной экономики любого государства, но всей мировой экономики в целом. Налогообложение  является основным финансовым инструментом, регулирующим связи крупного, среднего и малого бизнеса с государством. В условиях современного рынка основной задачей налогообложения является снабжение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения социальных и экономических задач. В то же время налогообложение не должно препятствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения.

Тема курсовой работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных  налоговых режимов в России для  субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и  перспективы развития.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

    • изучить    критерии    отнесения  предприятий к субъектам малого

бизнеса;

  • исследовать и дать характеристику систем налогообложения малого бизнеса в РФ;
  • обосновать критерии выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса.

Объектом исследования данной работы является налогообложение малого бизнеса.

Предметом исследования – экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями малого бизнеса в процессе налогообложения.

В работе использованы графический и аналитический  методы исследования.

    Курсовая работа изложена в следующих частях:

-  введение, в котором выделена актуальность, цели и задачи работы;

- первая глава, посвященная экономическим и теоретическим аспектам налогообложения малого бизнеса;

- во второй  главе  представлен анализ налогообложения  малого бизнеса в России и  за Рубежом, их современное  состояние,  проблемы и пути  решения регулирования налогообложения малого бизнеса;

    - заключение, где представлены возможные варианты совершенствования российского законодательства в части налогообложения малого предпринимательства, анализируются их достоинства и недостатки.

 

- список литературы;

Теоретической и методологической основой исследования курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов, материалы периодической печати. В работе использованы законодательные и нормативные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические и экономические аспекты налогообложения малого бизнеса.

 

    1. Экономическое содержание и функции налогообложения.

 

Юридический аспект налога состоит в том, что налог всегда представляет собой отчуждение части  собственности субъектов в пользу государства при внесении платежей в бюджет. Установление налога и его взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налог — это обязательный взнос. По закону налогоплательщики  при определенных условиях обязаны  уплачивать налоги (ст. 57 Конституции РФ). Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов. Другими словами, уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.

Экономический аспект налога состоит в том, что последний вносится в бюджет всегда в денежной форме. Уплата налога имуществом не предусмотрена. Налог, как уже говорилось, — это взнос, а слово «взнос» означает внесенные за что-либо деньги.

Существенным признаком  налога является безвозмездность его  уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозвратностью налогов.

Государство, получая  в бюджет налоги и налоговые платежи, не принимает на себя встречные обязательства  перед налогоплательщиком. Хотя если рассматривать эту проблему более  широко, то плательщик налогов имеет от государства большой перечень благ, таких как бесплатное образование и медицинское обслуживание, дотируемые коммунальные услуги, защиту органами правопорядка и т.д. Все эти блага налогоплательщик получает от государственных институтов, которые содержатся на его отчисления. В то же время налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком.

Налоги вносятся в  бюджет или во внебюджетные фонды, которые  выступают получателями налогов. Они поступают непосредственно как в федеральный бюджет, так и в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Есть варианты, когда налог уплачивается не в бюджет, а вносится на счета определенных организаций — держателей и распорядителей бюджетных счетов. Характерным примером служит производившаяся до 2001 г. уплата налогов в дорожные фонды, т.е. именно организациям, отвечающим за состояние дорог. Такой порядок устанавливается не бюджетным, а налоговым законодательством (целевые налоги).

Налоги являются абстрактными платежами, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается в их названии (например, платежи в дорожные фонды). Но целевые налоги, носящие некоторую содержательную направленность, не нарушают общего признака абстрактности налоговых платежей.

Функции налогообложения  — это проявление его сущности и свойств. В первую очередь в  налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства.

На практике налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.  Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную  систему налогообложения, можно  сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

фискальную;

распределительную (социальную);

регулирующую.

Фискальная функция  является основной функцией налогообложения. Посредством нее реализуется  главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

В составе фискальной можно выделить контрольную функцию. Через налоги государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники доходов и расходов. Денежной оценкой сумм налогов можно количественно сопоставить показатели доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

С первого взгляда  может показаться, что чем выше ставки налогов, тем больше средств  попадет в бюджет, способствуя  увеличению государственных доходов. Однако это не совсем так. Ни предприниматель, ни индивидуальный работник не хотят работать при чрезмерно высоких ставках налогов, так как не видят для себя в этом никакой выгоды. В то же время низкие ставки налогов создадут дефицит государственного бюджета и сократят социальные трансферты правительства. Поэтому нужны грамотные и всесторонне осмысленные подходы при осуществлении фискальной функции налогообложения.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в  перераспределении общественных доходов  между различными категориями населения. Смысл данной функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее обеспеченные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений. Системы налогообложения, существующие в экономически развитых странах, представляют широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий  для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется посредством повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 г. ставка налога на прибыль составляла 90%) налога на вывоз капитала и установления повышенных таможенных пошлин на имущество, акцизов и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.

Налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не столько налоговыми льготами, сколько потребностями развития производства и расширения бизнеса, ожидаемыми прибылями и пр.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу  и непосредственно при дестимулирующем  налоговом подходе. Создание непомерного  налогового бремени практически  всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х гг. XX в. (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. Дестимулирование импорта установлением повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Информация о работе Налогообложение предприятий малого бизнеса