Налогообложение предприятий малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические и экономические аспекты налогообложения малого бизнеса………………………………………..……………………………………6
Экономическое содержание и функции налогообложения………….6
Сущность и содержание малого бизнеса…………………..………...12
Налоговые режимы, применяемые предприятиями малого бизнеса…………………………………………………………………15
2. Анализ, проблемы и пути решения налогообложения субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………………17
2.1. Упрощенная система налогообложения………………..………………17
2.2. Единый налог на вмененный доход…………………………….......…..22
2.3. Упрощенная система налогообложения на основе патента…………..25
2.4. Варианты выбора специальных режимов для России – их достоинства и недостатки……………………………………………………………………...28
2.5. Реалии и прогнозы в России и за Рубежом……………………………..31
2.6. Проблемы и меры совершенствования налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………..…………….….38
3. Заключение……………………………………………………..…………......45
4. Список литературы…………………………………….……………………..46
5. Приложение…………………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

В качестве дополнения к  регулирующей функции можно выделить контрольную и поощрительную  функции.

Контрольная функция  заключается в том, что через  налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, достаточный для выполнения государством своих основных функций.

Сущность поощрительной  функции состоит в том, что  порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Данная функция представляет собой приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства и имеет социальную направленность. Из налогооблагаемого дохода физических лиц производятся вычеты на содержание детей и иждивенцев, на строительство или приобретение жилья, осуществление благотворительной деятельности. Согласно Налоговому кодексу РФ (часть 2), налогооблагаемый доход снижается в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.[3,с.105]

В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):

- налоговое законодательство  основывается на признании всеобщности  и равенства налогообложения.  При установлении налогов учитывается  фактическая способность плательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

- налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и применяться исходя  из различий между налогоплательщиками;

налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование  и не могут быть произвольными;

- акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги, когда и в какой сумме  он должен платить.

Механизм налогообложения  реализуется через его методы и способы.

Методы налогообложения — форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100000  руб. налоговые ставки начинают снижаться).

Существует три способа  уплаты налогов: по декларации; с источника дохода; кадастровый способ уплаты налога.

Декларация — это  документ, в котором плательщик налога самостоятельно приводит расчет полученного  дохода и налога с него.

При взимании налога с  источника дохода его оплата производится до получения дохода т.е. получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

При кадастровом способе (от греч. katastichon — лист, реестр) объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и признаков занесен в специальные справочники, и каждая группа имеет индивидуальную ставку налога (налог на владельцев транспортных средств дифференцирован в зависимости от мощности двигателя транспортного средства). [3,с.108]

 

    1. Сущность и содержание малого бизнеса.

 

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из современных  экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

В большинстве определений  подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной  форме собственности. При этом все  же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

 Государственная поддержка  и регулирование малого бизнеса  - необходимый и неизбежный процесс,  задачами которого в развитых  рыночных экономиках являются  поддержание и обеспечение равного  доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации, а потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными процессами, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежную бюрократизацию всякого государственного регулирования.

Малые предприятия объективно существуют, развиваются как относительно самостоятельный сектор современной  рыночной экономики и имеют большое  социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к скоротечным потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

Необходимо отметить, что для стимулирования развития малого бизнеса государство может  использовать только косвенные методы государственного регулирования, т.е. экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.

Нормативно-правовой основой  названных мер является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2008 г. (далее - Закон N 209-ФЗ). Отдельные положения этого Закона вступают в силу в иные сроки. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с этой даты утратил силу.

Суть концепции Закона N 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.[5, с.46]

Статья 4 Закона N 209-ФЗ закрепляет следующие критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для юридических лиц - в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля публичных  образований, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, иностранных граждан и/или юридических лиц не должна превышать 25%. Такое же процентное ограничение установлено для доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.

 В зависимости от  средней численности работников  за предшествующий календарный  год выделяются три категории  хозяйствующих субъектов:

- средние предприятия  - от 101 до 250 человек включительно;

- малые предприятия  - от 16 до 100 человек;

- микропредприятия - до 15 человек включительно.

В Законе N 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и  среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством РФ.

Числовые значения последнего критерия определены постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. N 556, в соответствии с которым установлены следующие предельные значения выручки:

- микропредприятия - не более 60 млн. руб.;

- малые предприятия  - не более 400 млн. руб.;

- средние предприятия  - не более 1 млрд. руб. [5, с.48]

Категория субъекта хозяйственной  деятельности определяется по наибольшему  показателю. Например, если по средней  численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев  определяется ежегодно по данным предшествующего  календарного года. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд. [6, с. 21]

 

    1. Налоговые режимы, применяемые предприятиями малого бизнеса.

 

В России наряду с общим  порядком налогообложения применяется  несколько  специальных  налоговых  режимов.  Это  упрощенная система налогообложения, которая к настоящему времени, по существу, состоит из нескольких вариантов, единый сельскохозяйственный налог, а также налог на вмененный доход. При этом частота смены режимов,  выбираемых  добровольно,  почти не  ограничена, предусмотрен  только  запрет  повторного  возврата  в течение года  к упрощенной системе в случае отказа от нее. Применение нескольких налоговых  режимов  аффилированными  лицами,  а  также  одновременное применение двух режимов одним лицом (один из таких режимов – единый налог на вмененный доход) создают возможности налогового планирования. Отметим, что подобное налоговое планирование возможно и при сделках между неаффилированными лицами, вступившими в сговор, но, поскольку такие сделки сопровождаются трансфертом имущества от одного лица к другому, первое лицо  несет  риски,  связанные  с  возможным  нарушением  обязательств вторым лицом. При аффилированности участников сделки риски не всегда устраняются, но снижаются. 

В настоящее время  предусмотрены правила перехода от общего режима налогообложения к  упрощенному и от упрощенного  режима к общему. Они довольно сложны, и их влияние на налоговые обязательства и динамику налоговых обязательств недостаточно исследовано. Следует, однако, принимать во внимание, что идеальных налоговых режимов не бывает, и тем более решение проблемы взаимодействия различных режимов при их одновременном применении не может быть абсолютным. Даже ценой избыточных усложнений, порождающих значительные издержки, связанные с уплатой налогов и их  администрированием,  трудно  исключить  все  несоответствия, возникающие при одновременном применении налогов или при переходе с одного режима на другой.  [10, с.7]

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ, проблемы и пути решения налогообложения субъектов малого бизнеса.

 

2.1. Упрощенная система  налогообложения.

 

Добровольно можно выбрать  только упрощенную систему налогообложения  или общую систему, так как применение ЕНВД обязательно в случае принятия нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления, а также органами городов федерального значения.

Если планируется ведение  крупного бизнеса с высоким уровнем  доходности, то придется остановиться на общей системе налогообложения, поскольку для ее применения нет никаких критериев ограничений.

Если планируется некрупный  бизнес, то существует возможность  работать на упрощенной системе налогообложения.[4, с.42]

Общий налоговый режим является основным режимом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Применяя данный режим, налогоплательщики – юридические  лица (т.е. организации) должны в обязательном порядке вести бухгалтерский и налоговый учеты и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.

При применении общего режима налогообложения исчисляются и уплачиваются следующие основные налоги:    

 налог на добавленную  стоимость;    

 налог на имущество организаций;    

 налог на прибыль  организаций (кроме индивидуальных  предпринимателей);    

 налог на доходы  физических лиц.

Перейти на упрощенную систему налогообложения, равно как выбрать объект налогообложения, можно добровольно.

Основными ограничениями, не позволяющими применять упрощенную систему налогообложения, являются:

  • размер дохода по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должен превышать 15 млн. руб.;
  • размер дохода за календарный год в период применения упрощенной системы налогообложения не должен превышать 20 млн. руб.;
  • средняя численность работников не более 100 человек;
  • стоимость имущества не более 100 млн. руб.

Информация о работе Налогообложение предприятий малого бизнеса