Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа
Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.
Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические и экономические аспекты налогообложения малого бизнеса………………………………………..……………………………………6
Экономическое содержание и функции налогообложения………….6
Сущность и содержание малого бизнеса…………………..………...12
Налоговые режимы, применяемые предприятиями малого бизнеса…………………………………………………………………15
2. Анализ, проблемы и пути решения налогообложения субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………………17
2.1. Упрощенная система налогообложения………………..………………17
2.2. Единый налог на вмененный доход…………………………….......…..22
2.3. Упрощенная система налогообложения на основе патента…………..25
2.4. Варианты выбора специальных режимов для России – их достоинства и недостатки……………………………………………………………………...28
2.5. Реалии и прогнозы в России и за Рубежом……………………………..31
2.6. Проблемы и меры совершенствования налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………..…………….….38
3. Заключение……………………………………………………..…………......45
4. Список литературы…………………………………….……………………..46
5. Приложение…………………………………………………………………...49
В качестве дополнения к регулирующей функции можно выделить контрольную и поощрительную функции.
Контрольная функция заключается в том, что через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, достаточный для выполнения государством своих основных функций.
Сущность поощрительной функции состоит в том, что порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Данная функция представляет собой приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства и имеет социальную направленность. Из налогооблагаемого дохода физических лиц производятся вычеты на содержание детей и иждивенцев, на строительство или приобретение жилья, осуществление благотворительной деятельности. Согласно Налоговому кодексу РФ (часть 2), налогооблагаемый доход снижается в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.[3,с.105]
В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):
- налоговое законодательство
основывается на признании
- налоги и сборы
не могут иметь
налоги и сборы должны
иметь экономическое
- акты законодательства
о налогах и сборах должны
быть сформулированы таким
Механизм налогообложения реализуется через его методы и способы.
Методы налогообложения — форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100000 руб. налоговые ставки начинают снижаться).
Существует три способа уплаты налогов: по декларации; с источника дохода; кадастровый способ уплаты налога.
Декларация — это документ, в котором плательщик налога самостоятельно приводит расчет полученного дохода и налога с него.
При взимании налога с источника дохода его оплата производится до получения дохода т.е. получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
При кадастровом способе (от греч. katastichon — лист, реестр) объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и признаков занесен в специальные справочники, и каждая группа имеет индивидуальную ставку налога (налог на владельцев транспортных средств дифференцирован в зависимости от мощности двигателя транспортного средства). [3,с.108]
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
Государственная поддержка
и регулирование малого
Малые предприятия объективно существуют, развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют большое социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к скоротечным потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Необходимо отметить, что для стимулирования развития малого бизнеса государство может использовать только косвенные методы государственного регулирования, т.е. экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
Нормативно-правовой основой названных мер является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2008 г. (далее - Закон N 209-ФЗ). Отдельные положения этого Закона вступают в силу в иные сроки. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с этой даты утратил силу.
Суть концепции Закона N 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.[5, с.46]
Статья 4 Закона N 209-ФЗ закрепляет следующие критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Для юридических лиц - в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля публичных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных граждан и/или юридических лиц не должна превышать 25%. Такое же процентное ограничение установлено для доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
В зависимости от
средней численности
- средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;
- малые предприятия - от 16 до 100 человек;
- микропредприятия - до 15 человек включительно.
В Законе N 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством РФ.
Числовые значения последнего критерия определены постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. N 556, в соответствии с которым установлены следующие предельные значения выручки:
- микропредприятия - не более 60 млн. руб.;
- малые предприятия - не более 400 млн. руб.;
- средние предприятия - не более 1 млрд. руб. [5, с.48]
Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.
Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд. [6, с. 21]
В России наряду с общим порядком налогообложения применяется несколько специальных налоговых режимов. Это упрощенная система налогообложения, которая к настоящему времени, по существу, состоит из нескольких вариантов, единый сельскохозяйственный налог, а также налог на вмененный доход. При этом частота смены режимов, выбираемых добровольно, почти не ограничена, предусмотрен только запрет повторного возврата в течение года к упрощенной системе в случае отказа от нее. Применение нескольких налоговых режимов аффилированными лицами, а также одновременное применение двух режимов одним лицом (один из таких режимов – единый налог на вмененный доход) создают возможности налогового планирования. Отметим, что подобное налоговое планирование возможно и при сделках между неаффилированными лицами, вступившими в сговор, но, поскольку такие сделки сопровождаются трансфертом имущества от одного лица к другому, первое лицо несет риски, связанные с возможным нарушением обязательств вторым лицом. При аффилированности участников сделки риски не всегда устраняются, но снижаются.
В настоящее время предусмотрены правила перехода от общего режима налогообложения к упрощенному и от упрощенного режима к общему. Они довольно сложны, и их влияние на налоговые обязательства и динамику налоговых обязательств недостаточно исследовано. Следует, однако, принимать во внимание, что идеальных налоговых режимов не бывает, и тем более решение проблемы взаимодействия различных режимов при их одновременном применении не может быть абсолютным. Даже ценой избыточных усложнений, порождающих значительные издержки, связанные с уплатой налогов и их администрированием, трудно исключить все несоответствия, возникающие при одновременном применении налогов или при переходе с одного режима на другой. [10, с.7]
2. Анализ, проблемы и пути решения налогообложения субъектов малого бизнеса.
2.1. Упрощенная система налогообложения.
Добровольно можно выбрать только упрощенную систему налогообложения или общую систему, так как применение ЕНВД обязательно в случае принятия нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления, а также органами городов федерального значения.
Если планируется ведение крупного бизнеса с высоким уровнем доходности, то придется остановиться на общей системе налогообложения, поскольку для ее применения нет никаких критериев ограничений.
Если планируется некрупный бизнес, то существует возможность работать на упрощенной системе налогообложения.[4, с.42]
Общий налоговый режим является основным режимом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Применяя данный режим,
налогоплательщики –
При применении общего режима налогообложения исчисляются и уплачиваются следующие основные налоги:
налог на добавленную стоимость;
налог на имущество организаций;
налог на прибыль
организаций (кроме
налог на доходы физических лиц.
Перейти на упрощенную систему налогообложения, равно как выбрать объект налогообложения, можно добровольно.
Основными ограничениями, не позволяющими применять упрощенную систему налогообложения, являются:
Информация о работе Налогообложение предприятий малого бизнеса