Налогообложение как фактор формирования благоприятной деловой среды
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 15:17, курсовая работа
Краткое описание
Цель – проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Для изучения данной темы и достижение цели поставлены следующие задачи: Раскрыть теоретические основы системы налогообложения; Рассмотреть систему налогообложения в России на современном этапе и проанализировать ее; Провести сравнительную оценку систем налогообложения как способа формирования благоприятной деловой среды по странам; Опираясь на экспертное мнение выявить прогнозы развития системы
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. 3 1 Глава. Теоретический аспект формирования и развития налогообложения……………………….…….……………………………….......5 1.1 Сущностная характеристика налогообложения в России……………...5 1.2 Методы формирования благоприятной деловой среды путем налогообложения………………………………………………………………...10 2 Глава. Анализ динамики развития налогообложения, как инструмента для создания благоприятной деловой среды……………………………………….13 2.1 Историческая ретроспектива создания налогообложение, как благоприятной деловой среды в России ………………………………………13 2.2 Формирование системы налогообложения в России на современном этапе…………………………………………………………………………........16 2.3 Сравнительная оценка показателей налогообложения, как фактора для формирования благоприятной деловой среды по странам………………......22 2.4 Анализ динамики развития взаимодействия налогообложения и деловой среды в настоящее время в России…………………………………...26 3 Глава. Прогноз развития и совершенствования системы налогообложения для создания благоприятной деловой среды…………………………………..32 Заключение………………………………………………………………………39 Список литературы………………………………
Она должна
быть основательно откорректирована на
практике. Немаловажное значение в оценке
ее справедливости имеют национальные,
культурные и психологические факторы.
2.4 Анализ
динамики развития взаимодействия налогообложения
и деловой среды в настоящее время в России
Развитие малого
и среднего предпринимательства остается
важной проблемой современной экономики
страны. Малый и средний бизнес — неотъемлемая
часть рыночных преобразований России.
Он способен наладить производство импортозаменяющей
продукции, создать новые рабочие места
и обеспечить приток денег в бюджеты всех
уровней.
Рисунок 3.Число малых
предприятий на 1000 человек на 2012 г.
В экономически
развитых странах государство, считая
малый и средний бизнес важным экономическим
сектором, существенно влияющим на развитие
хозяйства страны и решение социальных
проблем, оказывает ему
существенную поддержку.
Дело в том,
что и сейчас по закону предприниматели
вынуждены платить несколько обременительных
видов налога(см. приложение 2), как на свою
прибыль, так и за наемных работников.
Мнение большинство представителей малого
и среднего бизнеса в России следующее:
если выплачивать все налоги в полном
объеме, то бизнес становится нерентабельным
и убыточным. Тем более это актуально для
начинающих бизнесменов, которые, выплачивая
полностью все налоги, не смогли бы справляться
с высокой конкуренции, характерной для
малого бизнеса.14
Однако суть
проблемы налогообложения лежит несколько
глубже, чем просто в большом налоговом
бремени предприятий. Российские предприниматели
зачастую подвергают критике представителей
государства, чиновников всех уровней,
налоговые и другие ведомства, выражая
свое недовольство их работой, принимаемыми
законодательными актами. Создаваемые
нормативные акты и законы регулирования
налогообложения содержат двусмысленные,
нечеткие формулировки, являясь, по сути,
недоработанными документами. Часть представителей
малого и среднего бизнеса резко оценивают
всю налоговую систему, а именно механизмы
взимания и распределения налогов. Зачастую
для бизнесмена поход в налоговую службу
сопровождается томительным ожиданием,
некачественным консультированием.
Рисунок 4. Агрегатный
показатель давления на бизнес в России
Налицо неявно
выраженная конфронтация малого и среднего
бизнеса и государства. Таким образом,
государство пытается регулировать, дорабатывать
налоговое законодательство, а предприниматели
адаптируются,
минимизируют свои
налоги, прибегая к «серым» схемам,
уходя в теневую экономику.
Итак, выделим
основные проблемы налоговой системы
по отношению к малому и среднему бизнесу:
неразвитые механизмы налогообложения
и перераспределения налогов; постоянно
изменяющееся налоговое законодательство;
сложность и нечеткость принимаемых законов
в области налогообложения; большие размеры
взимаемых налогов; неразвитый сервис
организации работы налоговых ведомств.
Что касается положительных качеств налогообложения
малых и средних предприятий, то здесь
бизнес в отдельных видах деятельности
имеет некоторые льготы по налогам. Но
предприниматели считают недостаточной
государственную поддержку бизнеса и
требуют еще меньше снизить налоговое
бремя для большинства молодых предприятий.
Политика государства
в связи с этим должна быть направлена
на создание налоговых льгот, улучшение
качества принимаемых законов, удобство
сервиса обслуживания налоговых ведомств,
подготовку квалифицированных кадров.
В совокупности с информационной поддержкой
малого и среднего бизнеса данные изменения
позволять значительной части предприятий
выйти из сектора теневой экономики, наладить
взаимоотношения и координировать действия
с исполнительной и законодательной властью
России.
В
нашей стране существует ряд
программ, цель которых стимулировать
развитие малого и среднего бизнеса, а
также стимулировать приток инвестиций
в научно-техническую сферу деятельности.
Инвестиционный
налоговый кредит (ИНК) отличается
от банковского кредита и тем
более от отсрочки по уплате
налоговых платежей - у них разные
основания для получения и
цели, преследуемые кредитором.
Цель
банковского кредита - извлечение
прибыли банком. При это основания
для получения кредита могут
быть любыми, банку достаточно
быть уверенным, что заёмщик способен
предоставить соответствующее обеспечение
и выплатить начисленные проценты.
Цель
предоставления (рассрочки) по уплате
налогов и сборов - недопущение
банкротства налогоплательщика. При
этом количество оснований для
получения отсрочки (рассрочки) ограничено.
ИНК
преследует цель инновационного
развития экономики или выполнение
организациями ряда важных социально
- экономических задач, не имеющих
высокой финансовой рентабельности.
При этом изменение срока уплаты
налога даёт возможность организации
при наличии соответствующих
оснований уменьшать в течение
определённого срока и
в определённых
пределах платежи по налогу
с последующей поэтапной уплатой
сумм уменьшения и начисления
на них процентов.
Таблица
2
Сравнительная
характеристика различных способов кредитования.
Другие отличия: число
оснований для предоставления ИНК ограничено
по сравнению с банковским кредитом, и
заёмщик не является финансово не состоятельным,
как это имеет место в случае с предоставлением
отсрочки (рассрочки).
Кроме
того, государственные органы при предоставление
ИНК не ставят своей целью получение финансовой
выгоды, поскольку процентная ставка по
данному виду кредита не может превышать
ставки рефинансирования.
Вопреки
распространенному заблуждению, ИНК
не являются разновидностью и
бюджетного кредита.
Во-первых,
нормы бюджетного кодекса РФ
не могут быть применены к
налоговым правоотношениям в
силу положений ст.1 БК РФ и
ст.2 НК РФ. Бюджетное законодательство
регулирует отношения по распределению
и использованию денежных
средств, в то время как налоговое законодательство
- порядок их аккумулирования.
Во-вторых,
ИНК не соответствует установленному
в ст.6 БК РФ определению понятия
"бюджетный кредит" - форма финансирования
бюджетных расходов которая предусматривает
предоставление средств юридическим
лицам или другому бюджету
на возвратной и возмездной
основах то есть без предоставления
заемщику денежных средств непосредственность
бюджета кредит рассматриваемого
вида не образует.
Кроме того, государственные
органы при предоставлении ИНК не ставят
своей целью получение финансовой выгоды,
поскольку процентная ставка по данному
виду кредита не может превышать ставки
рефинансирования Банка России.
Глава 3. Прогноз развития
и совершенствования системы налогообложения
для создания благоприятной деловой среды
Государственная
поддержка малого и среднего бизнеса в
первую очередь, направлена на снижение
рискованности. Ресурсная необеспеченность
заставляет государство поддерживать
малый и средний бизнес следующим образом:
финансовая поддержка;
материально-техническая поддержка;
консультативная и информационная
поддержка;
создание рыночной инфраструктуры.
Согласно
всему перечисленному, можно сделать
вывод, что систему государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства
должны составить:
государственные нормативно-правовые
акты, направленные на поддержку и развитие
малого предпринимательства;
государственный аппарат, представляющий
собой совокупность государственных институциональных
структур, ответственных за развитие малого
предпринимательства, обеспечивающих
реализацию государственной политики
в этой сфере и осуществляющих регулирование
сферы малого предпринимательства и управление
инфраструктурой его поддержки;
государственная инфраструктура
поддержки малого предпринимательства,
включающая некоммерческие и коммерческие
организации, созданные с участием или
без участия государства, деятельность
которых инициируется, поощряется и поддерживается
государством, и предназначенная для реализации
системы государственной поддержки, направленной
на развитие малого
предпринимательства.
Налоговое
законодательство, по мнению подавляющего
большинства предпринимателей, сегодня
настроено враждебно по отношению к предпринимателю.
Можно говорить
о ряде необоснованно высоких налогов,
которые предприниматели достаточно легко
обходят, склоняясь к теневой экономике.
Практика показывает, что в данном случае
законодатели субъектов федерации не
смогли профессионально воспользоваться
правами, данными им федеральным законом.
Устанавливаемые на местах ставки налога
зачастую не просчитаны и приводят фактически
к параличу любой предпринимательской
деятельности. Дело не в том, хорош или
плох федеральный закон, а в том, как его
применяют субъекты федерации, создающие
на его базе свои законы. Закон об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности
тоже требует, безусловно, доработки.
Рисунок 5. Структура
налогообложение в Российский бюджет
2013
Особо актуальным
стало совершенствование налогового
процесса посредством создания
рациональной сбалансированной
налоговой системы, соответствующей
складывающейся структуре экономики
и способствующей повышению эффективности
производства, финансовому оздоровлению
экономики страны, устранению диспропорций,
возникших в ходе структурной
перестройки промышленности, ускорению
научно-технического прогресса, созданию
взаимовыгодных условий деятельности
в различных секторах экономики, сдерживанию
роста цен и инфляции. Структура налоговой
системы должна быть нацелена на отслеживание
и учет всех "невидимых" в настоящее
время финансовых потоков. Изменения в
налоговой системе, взаимоувязанные с
бюджетной реформой, должны обеспечить
улучшение ситуации со сбором налогов,
которое может быть достигнуто в результате
двух взаимосвязанных действий: продолжения
реформирования налоговой системы и борьбы
с уклонением от уплаты налогов в рамках
действующей системы.
Необходимо
разрешить существенное противоречие,
связанное с уплатой налога на добавленную
стоимость малыми предприятиями.
Многочисленные попытки
решить указанную выше проблему
приводили либо к чрезмерному
усложнению системы налогообложения
субъектов малого предпринимательства,
либо к появлению множества
возможностей для различных злоупотреблений.
Субъекты малого
предпринимательства, не становясь плательщиками
НДС, рассчитывают специальную часть единого
налога в размере 18% от валовой выручки
с отнесением полученной суммы на цену
реализации продукции. Одновременно с
этим субъекты малого предпринимательства
уменьшают сумму единого налога, подлежащего
уплате в бюджет на сумму НДС, полученного
от поставщиков. Таким образом, сохраняется
действительно единый налог для субъектов
малого предпринимательства и в то же
время в упрощенную систему налогообложения
органично вписывается действительно
упрощенный механизм расчета НДС.
Следует отметить,
что существуют еще два возможных решения
«проблемы НДС» для малых предприятии:
транзитный зачет НДС и «таможенная схема»
зачета НДС. Однако схема интеграции НДС
в единый налог представляется более оптимальной,
поскольку при относительно простом способе
расчета и уплаты единого налога и его
специальной части малые предприниматели
имеют возможность полноценной работы
с НДС.
Российский
фонд поддержки предпринимательства
«Опора» считает, что в результате
принятых мер, возможно, снижение налогового
бремени и направление высвободившихся
средств в следующих направлениях15:
увеличение фонда оплаты труда.
Дополнительные средства в
несырьевых отраслях экономики, могут
быть направлены на увеличение фонда оплаты
труда, тем более, что официальный уровень
оплаты труда в них заметно ниже, чем в
отраслях, связанных с добычей и переработкой
нефти минерального сырья. В этих отраслях
высвобождаемые средства могут быть использованы
на выравнивание заработной платы с целью
привлечения квалифицированных кадров.
При прочих равных условиях рост доходов
населения в результате роста заработной
платы стимулирует платежеспособный спрос
со стороны бедных слоев населения и рост
сбережений со стороны более обеспеченных
граждан.
Дополнительным эффектом может стать
небольшое увеличение импорта потребительских
товаров. Учитывая, что в настоящее время
практические механизмы использования
сбережений населения развиты слабо, маловероятно,
что это приведет к заметному росту инвестиций.
увеличение оборотных средств.
Отдельными предприятиями,
имеющими хорошие перспективы сбыта произведенной
продукции, дополнительные средства могут
быть направлены на пополнение собственных
оборотных средств без дополнительного
увеличения краткосрочного кредитования.
В этом случае в перспективе должно иметь
место увеличение объемов производства,
если увеличение оборотных средств будет
использовано на дополнительные закупки
сырья и материалов. Такой вариант реален,
прежде всего, для лесопромышленного комплекса,
химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности.
увеличение инвестиций в основной
капитал.
Часть дополнительных средств
может быть использовано на инвестиции.
Однако, для формирования благоприятных
условий для вложения налогоплательщиками
высвобождаемых средств в инвестиции
необходимо решение других проблем, в
конечном итоге, определяющих прибыльность
инвестиций. Главной проблемой в настоящее
время является не недостаток инвестиционных
ресурсов, а недостаток инвестиционных
проектов, более выгодных и надежных по
сравнению с вложением в иностранные активы.
В этом смысле предлагаемые меры по снижению
налоговой нагрузки на обрабатывающие
отрасли промышленности, следствием которых
должно стать повышение их рентабельности
и инвестиционной привлекательности в
некоторой степени должно способствовать
переливу сюда капиталов из экспортного
сегмента экономики, а возможно и увеличению
иностранных инвестиций.