Ставка
налога устанавливается в размере
до 5%.
Сумма налога определяется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля цены
товара без учета налога с продаж и включается
налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую
к оплате покупателю.
Таким образом,
оптовое или розничное предприятие
выступает в роли налогового
агента, так как сумма налога
взимается с конечного потребителя
и перечисляется полностью в
бюджет.
Акцизы является косвенным налогом4.
Объектом налогообложения по подакцизным товарам признаются
следующие операции:
- реализация на территории РФ
лицами произведенных ими подакцизных
товаров;
- реализация организациями с
акцизных складов алкогольной продукции,
приобретенной от налогоплательщиков
— производителей указанной продукции
либо с акцизных складов других организаций.
Каждый
налог должен взиматься в то
время или тем способом, когда
и как плательщику должно быть
удобнее всего платить его. Каждый
налог должен быть так задуман
и разработан, чтобы он брал
и удерживал из карманов народа
возможно меньше сверх того, что
он приносит государственному
казначейству.
1.2 Методы формирования
благоприятной деловой среды путем налогообложения
Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие
финансовые взаимоотношения предприятий
с государством и его организациями, отражаются
в составе цены неадекватно. Некоторые
из них входят в состав затрат, иные ограничивают
прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия,
прочие представляют прямую надбавку
к цене. В числе налоговых платежей важное
место занимают отчисления, формирующие
внебюджетные фонды в составе Единого
социального налога: Пенсионный фонд,
Фонд занятости, Фонд государственного
социального страхования. Фонд обязательного
медицинского страхования. Все эти платежи
включаются в себестоимость продукции.
В составе себестоимости продукции учитываются
а также налог на рекламу, земельный налог,
таможенные пошлины, налог на пользователей
автодорог.
Еще один
платеж — налог на имущество.
Хотя он относится на финансовые
результаты деятельности предприятий,
т. е. возмещается за счет прибыли,
но может быть отнесен к
налогам, включаемым в себестоимость
продукции, поскольку уплачивается
из прибыли до ее налогообложения.
На уровень
цен особенно сильно воздействие
налога на добавленную стоимость
и акцизов. Основная ставка НДС
установлена к цене реализации,
а ставка налога на прибыль
— к прибыли, которая составляет
лишь часть цены. Рассчитаем цену
реализации с включением прямых
и косвенных налогов:
Основными
принципами налогообложения являются справедливость, определенность,
удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.
Эти классические принципы были сформулированы
следующим образом:
«Подданные государства должны
по возможности соответственно своей
способности и силам участвовать в содержании
правительства, то есть соответственно
доходу, каким они пользуются под покровительством
и защитой государства. Налог, который
обязывается уплачивать каждое отдельное
лицо, должен быть точно определен, а не
произволен. Срок уплаты, способ платежа,
сумма платежа — все это должно быть ясно
и определенно для плательщика и для всякого
другого лица. Там, где этого нет, каждое
лицо, облагаемое данным налогом, отдается
в большей или меньшей степени во власть
сборщика налогов, который может отягощать
налог для всякого неугодного ему плательщика
или включать для себя угрозой такого
отягощения подарок или взятку»5.
Неопределенность
обложения развивает наглость
и содействует подкупности того
разряда людей, которые и без
того не пользуются популярностью
даже в том случае, если они
не отличаются наглостью и
подкупностью. Точная определенность
того, что каждое отдельное лицо
обязано платить, в вопросе налогового
обложения представляется делом
столь большого значения, что
весьма значительная степень
неравномерности, как это, по моему
мнению, явствует из опыта всех
народов, составляет гораздо меньшее
зло, чем весьма малая степень
неопределенности.6
В современных условиях правильно организованная налоговая
система должна отвечать следующим основным
принципам:
- налоговое законодательство
должно быть стабильно;
- взаимоотношения налогоплательщиков
и государства должны носить правовой
характер;
- тяжесть налогового бремени
должна равномерно распределяться между
категориями налогоплательщиков и внутри
этих категорий;
- взимаемые налоги должны быть
соразмерны доходам налогоплательщиков;
- способы и время взимания налогов
должны быть удобны для налогоплательщика;
- существует равенство налогоплательщиков
перед законом;
- издержки по сбору налогов должны
быть минимальны;
- нейтральность налогообложения
в отношении форм и методов экономической
деятельности;
- доступность и открытость информации
по налогообложению;
- соблюдение налоговой тайны. 7
В
условиях спада производства, продолжающейся
инфляции и ограниченности ресурсов
исключительно важное значение
имеет принятие в налоговом
законодательстве мер по стимулированию
инвестиционной деятельности. Освобождена
от налогообложения прибыль всех
предприятий и организаций, направляемая
на инвестиции, включая развитие
собственной производственной и
непроизводственной базы при
условии полного использования
сумм начисленного износа.
Глава 2. Анализ
динамики развития налогообложения, как
инструмента для создания благоприятной
деловой среды
2.1 Историческая
ретроспектива создания налогообложение,
как благоприятной деловой среды в России
В Российской Федерации развитие налогообложения
малого и среднего бизнеса по линии его
ослабления шло очень медленно. Принимались
нормативно - правовые акты, направленные
на государственную поддержку малых и
средних предприятий в целях создания
благоприятных условий для их функционирования,
и в первую очередь, предоставления льгот
по налогообложению.
Развитие
налогообложения малого и среднего бизнеса
связано с выходом в свет постановления
Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О
первоочередных мерах по развитию и государственной
поддержке малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации»8.
Предусматривались,
комплекс первоочередных мер
по стимулированию и государственной
поддержке малых и средних
предприятий, а также налоговые
льготы для предприятий, работающих
на приоритетных направлениях. Постановление
сыграло положительную роль, что
выразилось в заметном росте
числа малых и средних предприятий
во всех отраслях экономики в 1993 г.
Определенную роль
в развитии налогообложения субъектов
малого и среднего предпринимательства
сыграл Федеральный закон от 14 июня 1995
г. № 88- ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации»9. Он определил общие положения
поддержки малых и средних предприятий,
формы и методы государственного стимулирования
и регулирования деятельности субъектов
предпринимательства.
Позднее, с января 1996
г., начал действовать Федеральный закон
№ 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства», в котором большая
роль отводилась налоговым вопросам. Цель
этого Закона - максимально упростить
бухгалтерский учет, составление налоговой
отчетности и процедуру уплаты налогов,
а также ввести единый налог. На этой основе
Правительство РФ пыталось вывести из
«теневого оборота» субъекты малого и
среднего предпринимательства с численностью
до 15 человек, расширив тем самым налоговую
базу. Предполагалось, что Закон вызовет
массовый переход субъектов малого предпринимательства
на упрощенную систему налогообложения,
однако этого не произошло.
С принятием федеральных
законов 1996 и 1998 гг. налоговая политика
в отношении субъектов малого
и среднего бизнеса стала развиваться
по двум направлениям.
Первое
направление - введение упрощенной
системы учета, отчетности и налогообложения
путем введения единого налога:
- на совокупный доход и валовую
выручку;
- на вмененный доход для отдельных
видов деятельности.
Второе
направление - предоставление на
определенных условиях и на
определенный срок в целях
стимулирования развития малых
и средних предприятий специальных
налоговых льгот:
- снижения налоговой ставки;
- установления налогового минимума;
- исключения из объекта отдельных
его элементов;
- налогового кредита — освобождения
налогоплательщика от уплаты налога на
конкретный период на возвратной основе.10
Принятие
государством меры, хотя и продвинули
налогообложение малого бизнеса
в нужном направлении, но не
достигли ожидаемой цели, поскольку
содержали недостатки, мешающие
росту малых и средних предприятий.
Решающий шаг в развитии налогообложении
малого и среднего бизнеса
сыграло введение в Налоговый
кодекс РФ раздела VIII «Специальные
налоговые режимы», который установил:
- систему налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей
в соответствии с Федеральным законом
от 1 ноября 2003 г. № 147-ФЗ11, вступивший в силу с 1 января 2004 г.;
- упрошенную систему налогообложения,
введенную 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ;
- единый налог на вмененный доход
для отдельных видов деятельности ,введенный 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ.12 Все эти три системы затронули малый и средний бизнес и создали более стабильные условия его развития.
Также, следует подчеркнуть,
что в начале 90-х годов малый и средний
бизнес претерпевал значительные изменения,
многие предприятия обанкротились в результате
введения больших налогов. Прежняя экономическая
политика в области налогов сильно ослабила
малый и средний бизнес. Этот стереотип
«завышенных налогов» остался и в настоящее
время.
2.2 Формирование
системы налогообложения в России
на современном этапе
1
января 1999 года вступил в силу
НК РФ, который призван урегулировать отношения
в сфере отечественного налогообложения.
Налоговый
кодекс сохранил преемственность принципиальных
положений Закон РФ «Об основах налоговой
системы в РФ» действующего с 1992 года.13 Были учтены принципы
налогообложения и сборов, обозначенные
в постановлениях Конституционного Суда
РФ, а также практика применения судебными
и налоговыми органами законодательства
1992-1998. Годов.
Первая
часть Кодекса, устанавливая основные
принципы российского налогового права,
раскрывает правовую концепцию налоговых
отношений в России, а уровень налогового
бремени, то есть экономическое содержание
налоговых правоотношений (экономическая
концепция), будет определяться во второй,
специальной части Налогового кодекса.
Так, в ст.17 НК
РФ определены общие правила установления
налога, существенно отличающие его от
сборов и других платежей. Действующий
в настоящее время Налоговый кодекс РФ
содержит в ст.8 определение налога и сбора:
"налог - обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и муниципальных образований".
Система
налогообложения, складывающаяся в той или иной
стране, есть результат воздействия множества факторов.
Один из них - форма государственного устройства.
Федерация - это сложное государство по
своей структуре и характеру взаимоотношений
составных частей.
Значительной
спецификой характеризуется и
правовое регулирование самих
налогов в федеративном государстве.
Согласно ст.
12 Кодекса предусмотрена трехуровневая
система взимания налогов:
- федеральные налоги и сборы;
- Региональные налоги и сборы;
- Местные налоги и сборы.
Входящие в
систему налогов платежи можно условно
разделить на группы по субъектам платежа.
К ним относятся налоги с физических лиц,
налоги с предприятий, смежные и социальные
налоги.
Для налогоплательщиков
существуют налоговые льготы(см. приложение
1), которые представляют собой полное
или частичное освобождение от уплаты
налога, предоставленное налоговым законодательством
при наличии объекта налогообложения,
а также иное смягчение налогового бремени
для налогоплательщика. Целью данных льгот является сокращение налогового обязательства
налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка
платежа, что, в конечном счете, косвенно
также приводит к сокращению налоговых
обязательств . налоговые льготы делятся на
три группы: