Налогообложение как фактор формирования благоприятной деловой среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
Для изучения данной темы и достижение цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы системы налогообложения;
Рассмотреть систему налогообложения в России на современном этапе и проанализировать ее;
Провести сравнительную оценку систем налогообложения как способа формирования благоприятной деловой среды по странам;
Опираясь на экспертное мнение выявить прогнозы развития системы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Глава. Теоретический аспект формирования и развития налогообложения……………………….…….……………………………….......5
1.1 Сущностная характеристика налогообложения в России……………...5
1.2 Методы формирования благоприятной деловой среды путем налогообложения………………………………………………………………...10
2 Глава. Анализ динамики развития налогообложения, как инструмента для создания благоприятной деловой среды……………………………………….13
2.1 Историческая ретроспектива создания налогообложение, как благоприятной деловой среды в России ………………………………………13
2.2 Формирование системы налогообложения в России на современном этапе…………………………………………………………………………........16
2.3 Сравнительная оценка показателей налогообложения, как фактора для формирования благоприятной деловой среды по странам………………......22
2.4 Анализ динамики развития взаимодействия налогообложения и деловой среды в настоящее время в России…………………………………...26
3 Глава. Прогноз развития и совершенствования системы налогообложения для создания благоприятной деловой среды…………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая экон.docx

— 569.30 Кб (Скачать)
  1. налоговые изъятия;
  2. налоговые скидки;
  3. налоговые кредиты.

Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с части объекта, например с определенной суммы дохода – при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.

      Следует учитывать, что основанием для предоставления льгот могут выступать и нормы национального налогового законодательства, и положения международных договоров РФ по налоговым вопросам. Нормы международного права имеют приоритет над нормами национального законодательства. Поэтому п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ не распространяется на те льготы, которые предоставлены иностранным лицам в соответствии с международными соглашениями РФ.

      Представительные органы местного имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для категорий налогоплательщиков и предусматривать основания для их использования налогоплательщиком.

К тем, кто может воспользоваться налоговыми льготами в России, относятся:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, инвалиды I и II групп;

    • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности;
    • собственниками жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан;
    • граждане, подвергшиеся радиации после аварий;
    • пенсионеры.

      С 2013 года у ИП появился выбор системы налогообложения, так как отменилась  обязательность применения ЕНВД.

      Упрощенная система налогообложения может применяться по всем видам предпринимательской деятельности, по которым ранее применялся ЕНВД. При этом ограничения по торговой площади магазина, площади зала обслуживания объекта общественного питания, количества используемых автотранспортных средств, а также площади помещений используемых для проживания, действующие для ЕНВД, не применяются.

       Так  же, переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

      Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий, с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти.

      СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

      Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач.

  1. Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда;
  2. Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей;
  3. Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений;
  4. Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию;
  5. Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования;
  6. Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

      Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью, сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

     Создание и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия единого четкого законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это означает, что наличие четкого законодательства по данному вопросу является одним из основных условий их создания и эффективного функционирования. 

      Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

      В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

 

 

 

Основные характеристики российских ОЭЗ.                     Таблица 1.

 

      Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;

  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;

  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);

  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

      В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

 

 

 

 

 
2.3 Сравнительная оценка показателей налогообложения, как фактора для формирования благоприятной деловой среды  по странам

    В странах Западной Европы, США и Японии это, в основном, предприятия, где работают не более 20 человек. Малый бизнес обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Его доля в ВВП для стран Евросоюза составляет порядка 60%, для экономики США — около 50%.

      Высокого  уровня развития малый бизнес  в странах с развитой экономикой  достиг, в том числе, благодаря  помощи государства, которое активно  инвестирует в развитие малого  и среднего предпринимательства.

 

 

Рисунок 1. Инструменты государственной поддержки бизнеса в США и странах Европы

 

1. Соединенные  Штаты Америки

      Одним из  основных источников доходов  штатов, которым они делятся с  городами, является налог с продаж, косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную  стоимость. Обычно им не облагаются  продовольственные товары за  исключением ресторанов. В 1993— 1994 финансовом  году налог с продаж применялся  в 44 из 50 штатов США. Налог включает  два элемента. Налогообложение общего  годового оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2,5% и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии последний составляет 1,6%. Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность.

      Города  США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать  налог на имущество. Например, в  Нью-Йорке этот налог обеспечивает  в настоящее время 40% собственных  доходов бюджета. В среднем налог  на имущество в США составляет 1,4%.

      Собственные  налоги, которые собираются только  на данной территории. Сюда относятся  прямые и косвенные налоги. Из  прямых основными являются поимущественные  налоги, промысловые, поземельные, местные  налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма  разнообразно. Оно представлено  как универсальным акцизом, т.е. налогом  с продаж, так и специфическими  акцизами.

      Группа  местных налогов включает надбавки  к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном  проценте в местный . бюджет. По  финансовой сущности эти надбавки  отличаются от местных налогов  только формой мобилизации финансовых  ресурсов.

 

Рисунок 2.Основные инструменты государственной поддержки бизнеса в США

 

 

2.Франция

Налоги Франции можно классифицировать на три крупные группы:

  1. подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения;
  2. налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;
  3. налоги на капитал, взимаемые с собственности, то есть с овеществленного дохода.

      При этом налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными.

Основная ставка налога на добавленную стоимость в настоящее время равна 18,6%. Повышенная ставка —22% — применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кинофототовары, табачные изделия, парфюмерия, ценные меха. Пониженная ставка 5,5% применяется для большинства продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книг и медикаментов.

      Налог на  добавленную стоимость дополняется  рядом косвенных пошлин, которые  также представляют собой налоги  на потребление. Некоторые из  них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты  местных органов управления.

       В отличие от США социальный налог во Франции уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате.

Среди налоговых мероприятий, осуществляемых во Франции для поддержки малого и среднего предпринимательства, можно выделить полное освобождение новых предприятий от налога на прибыль в течение первых двух лет работы и повышение ставок по мере увеличения срока существования; налоговые льготы предприятиям, увеличивающим свой капитал, скидка на исследовательские работы и другое. 

4.Германия

        Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами давления, но им остается 50%, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость распределяется по всем трем бюджетам. Говоря об этом налоге Германии, часто применяют термины «налог с продаж» или «налог с оборота». Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где вменяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов.

      Основными видами налогов в Германии являются: подоходный налог физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.

     Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28%. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7%.

      Налог на доходы корпораций взимается в среднем по ставке 42%.

      Промысловый налог — один из основных местных налогов, им облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности.

Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Например, ставка 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов. При этом необлагаемый минимум составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала.

       В Германии  все ремесленные предприятия  освобождены от промыслового  налога, для малых и средних  предприятий установлен необлагаемый  минимум, который сокращается по  мере роста чистого их дохода. 
      Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. При высоких ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику». Конечно, трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения.

Информация о работе Налогообложение как фактор формирования благоприятной деловой среды