Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:39, реферат
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение.
История налогов.
Понятие и теории налогов.
Классификации налогов
Основные принципы налогообложения.
Функции налогов.
Современная налоговая система.
Проблемы и тенденции.
Налог на индивидуальные доходы.
Налоги с предприятия.
Система налогов на добавленную стоимость.
Заключение.
Список литературы.
Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
Юридические принципы налогообложения
— это общие и специальные
принципы налогового права. К ним
относятся следующие принципы: а)
нейтральности (равного налогового
бремени; б) установления налогов законами;
в) приоритета налогового закона над
неналоговым; г) отрицания обратной
силы налогового закона; д) наличия
в законе существенных элементов
налога; е) сочетания интересов
Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают: а) единство налоговой системы; б) подвижность налогообложения; в) стабильность налоговой системы; г) множественность налогов; д) исчерпывающий перечень налогов.
Функции налогов
Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы — два определяющих источника процветания любой страны.
Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии — 80%, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям (слайд3).
Кроме того, налоги опосредованно
(через систему льгот и
Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.
Фискальная функция — основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
Социальная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
Регулирующая функция
— посредством налоговых
Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие: 1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей; 2) дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.; 3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Современная налоговая система.
Налоговую систему образуют совокупность налогов, сборов, пошлин и
других платежей, взимаемых в установленном порядке. Конечно же она должна
быть по крайней мере ясной и четкой. У А. Смита мы находим: «налог, который
обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а
не может быть произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа–все
это должно быть ясно и четко определено для плательщика. Там, где этого нет
каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей
степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для
всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя под угрозой такого
отягощения подарок или взятку».
Другие требования–её простота и эффективность и самое главное это
конечно справедливость (кто должен платить и в каком количестве).
Справедливость понятие сложное и поэтому вокруг этого вопроса идут
постоянные трения. Согласно Машиной, величина процентных ставок к налогам
делится на прогрессивные (чем выше доход–выше и процент на налоги),
пропорциональные (единая ставка для всех субъектов) и регрессивные (чем
выше доход–ниже и процентная ставка налогов) (4). С точки зрения тех, кто
считает, что «налоги должны платить те, кто могут платить» прогрессивный
налог самый справедливый, хотя он может и тормозить развитие
предпринимательства.
Современная налоговая система (НС) развитых стран включает прямые и
косвенные налоги. Среди прямых налогов решающее значение имеет т.н.
подоходный налог и налог на прибыль корпораций (корпорационный налог).
Подоходный налог (ПН)–один из важнейших личных налогов, взыскиваемых с
дохода любого физического лица. Может быть взимаем как с каждой части
(индулы), так и со всей совокупности дохода (глобальный). Вообще, для 80-х
годов характерно значительное снижение ставок ПН, связанное с преобладанием
в общем налоги других статей и весьма популярной политикой правительств
развитых стран. Хотя в среднем ПД составляет 30-40% от всех налоговых
поступлений. Люди, стоявшие у истоков введения ПД очень ясно предвидели
реакцию граждан–поэтому ПД снимается еще до того, как заработанные деньги
попадут в карман работника, а значит и уплата его проходит весьма
безболезненно, все принимают его как данность.
Вторым по значению прямым личным налогом является налог на прибыль
корпораций, берущий свое начало с первой мировой войны, им облагаются
юридические лица по налоговой декларации. Я не нашел информации по России
(м.б. он назван по другому), но во всем мире этот налог играет важную часть
в местном и государственном бюджете.
Существует и т.н. налог на сверхприбыль, которым облагается часть
прибыли сверх определенных размеров. Мера эта, в основном, чрезвычайная,
хотя им и в мирное время успокаивают некоторые монополии, например
«Microsoft», за их весьма агрессивную политику. Среди прямых налогов
действуют и налоги на прирост капитала, налог с наследства и дарений,
поимущественный и другие.
Помимо прямых, важную роль играют косвенные налоги, которые
представляют собой надбавки к цене соответствующих товаров и услуг. Они
существуют на данный момент в акцизах на товары и услуги частных
предприятий, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. Сейчас
«входит в моду» универсальный акциз–налог на добавленную стоимость НДС.
Объектом выступает часть стоимости товара, добавленной на каждой стадии
производства или обращения, что составляет около 14%.
Фискальный монопольный
налог представляет собой
товары, производство которых является монополией государства. Это могут
быть табачные изделия, алкоголь, соль и многое другое.
Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые при перевозке
товаров через государственную границу. Посредством механизма таможенных
пошлин государство может весьма успешно ограничивать импорт тех или иных
товаров – вести протекционискую политику, но когда государственные интересы
попираются лоббирующими группировками, как в России, эта пошлина приобретает
негативную функцию, способствую контрабанде товаров.
В настоящий момент налоги приобретают новое качество, выступая в роли
одного из рычагов регулирования экономической активности, оказывая
посредством манипуляции налогов на прибыль влияние на процессы накопление
капитала. Пример этому – механизм ускоренной амортизации, при котором гос.
финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд
суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В
результате сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно и
суммы уплачиваемого налога. Этот метод является важным стимулом увеличения
капиталовложений в корпоративном секторе экономики, способствующим
интенсификации научно-технического прогресса, поощрению структурных
изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.
Проблемы и тенденции
После Второй мировой войны и в последующие годы в ряде зарубежных стран были проведены налоговые реформы. Сегодня опыт этих государств со сложившейся рыночной экономикой позволяет выявить общие закономерности развития налоговых систем.
Для стимулирования частного
предпринимательства в 1950–70-е гг.
применялись универсальные
Начало 1980-х гг. почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.
Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, придание универсального значения и усиления роли налога на добавленную стоимость (НДС), который в 1970–80-е гг. стал заменять налог с оборота.
В конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. ведущие страны мира провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности. Это нашло выражение в снижении ставок по корпоративным налогам (слайд5). Исследование фирмы KPMG в различных странах мира показало, что продолжается общая тенденция к понижению этих налогов. Так, по состоянию на начало 2004 г. средняя ставка корпоративного налога в странах ОЭСР снизилась до 29,96% (2003 г. — 30,68%; 2002 г. — 31,39%). В Европейском союзе средняя ставка в 2004 г. составила 31,32% (2003 г. — 31,68%; 2002 г. — 32,53%). В Азиатско-тихоокеанском регионе средняя ставка относительно стабильна и составляет 30,37%. По этому же пути пошла Россия, снизив ставку налога на прибыль организаций в 2001 г. с 35 до 24%.
По состоянию на 1 января
2007 г. средняя ставка корпоративного
налога в мире составила 26,8%, а налога
на добавленную стоимость (НДС) – 15,63%.
В странах ЕС максимальная ставка
корпоративного налога была в Германии
(38,36%); в Азиатско-тихоокеанском