Налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:39, реферат

Краткое описание

Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Оглавление

Введение.
История налогов.
Понятие и теории налогов.
Классификации налогов
Основные принципы налогообложения.
Функции налогов.
Современная налоговая система.
Проблемы и тенденции.
Налог на индивидуальные доходы.
Налоги с предприятия.
Система налогов на добавленную стоимость.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 67.22 Кб (Скачать)

Главным источником доходов  в римских провинциях служил поземельный  налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог  на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы.

Облагалась налогом и  другая собственность: недвижимость, живой  инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности.

Каждый житель провинции  должен был платить единую для  всех подушную подать.

В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства - 5%. Налогом  с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил  целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения  профессиональных солдат. Их ближайшие  родственники были от данного налога освобождены.

Помимо прямых налогов  в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать:

§ налог с оборота или  акциз на внутреннее потребление  по ставке обычно 1%,

§ особый налог с оборота  при торговле рабами по ставке 4%,

§ налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости,

§ акциз на соль, который  платили только жители провинций.

Августом были введены  новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или  ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин дифференцировалась, в среднем  ставка составляла 5%.

При императоре Диоклетиане (239-313) устанавливается промысловый  налог.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали  налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценка и определение  налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов  государство держало в своих  руках через органы фиска.

Уже в Римской империи  налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного  стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить  излишки продукции, чтобы продавать  их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Многие хозяйственные  традиции и устои Древнего Рима перешли  к Византии. В ранневизантийскую  эпоху до VII в. включительно в империи  существовал 21 вид прямых налогов. Среди  них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог  на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10-12,5 %), пошлина на выдачу государственных  актов и т. д. Если при строительстве  здание превышало установленные  заранее размеры, то взимался штраф, получивший название "налог на воздух". Особые налоги платили сенаторы, а  также чиновники и военные, получившие повышение в должности.

Широко практиковались в  Византии чрезвычайные налоги:

на строительство флота, на содержание воинских контингентов и пр.

Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к финансовому  процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой  базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

 Общее понятие налогов.

Важнейшее место среди  источников поступлений в государственный  бюджет любой

страны занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений  в

развитых странах.

Налоги участвуют в  перераспределении национального  дохода, выступают частью

единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных

отношений, которые и формируют  общественное содержание налогов. Это  дает

возможность проникнуть в  их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и

эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия

налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как  часть

распределительных отношений  общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу–представляют

собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизируемую  государством.

При перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают органы

государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Налоговые

доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе

производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся

собственностью государства  и используются для военно-политических и

социально-экономических  мероприятий.

Налоги могут взиматься  следующими способами:

Кадастровый - объект налога дифференцирован на группы по определенному  признаку. Перечень этих групп и  их признаки заносится в специальные  справочники. Для каждой группы установлена  индивидуальная ставка налога. Такой  метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода и лицом получающим доход.

У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому  оплата налога производится до получения  дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Теории налогов.

Основоположником теории налогообложения считается шотландский  экономист и финансист А. Смита. В 1776 г. он издал книгу «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную  жизнь многих государств. Однако налоговые  теории начали зарождаться в более  ранний период.

Налоговая теория — система  научных знаний о сущности и природе  налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным  вопросам налогообложения. Ниже дается представление об общих теориях  начиная со Средних веков и  до настоящего времени.

Теория обмена — характеризуется  возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как  бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению  и др. Эта теория соответствовала  условиям средневекового строя с  господством договорных отношений.

Атомистическая теория (основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мирабо) — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный  вносит государству плату за различные  услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних  ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и  часто не может считаться справедливой.

Теория наслаждения —  налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд  де Сисмонди писал: «При помощи налогов  покрываются ежегодные расходы  государства, и каждый плательщик налогов  участвует, таким образом в общих  расходах, совершаемых ради него и  его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При  помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение  он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и  собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря  которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря  которому дети получают воспитание, а  у взрослых развивается религиозное  чувство, опять-таки наслаждение. В  дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

Теория налога как страховой  премии (основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох) — рассматривает  налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В  таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости  от доходов страхует свою собственность  от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу  к этой теории, налогоплательщик выступает  как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально  своему доходу и имуществу.

Классическая теория (основатели А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются  как один из видов государственных  доходов, которые должны покрывать  «расходы на общественную оборону и  на поддержание достоинства верховной  власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины  и сборы не рассматриваются в  качестве налогов.

Учение о правовом государстве  приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн¸ А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного  характера налога, трактуя налог  как обязанность, вытекающую из самой  сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования  роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

Кейнсиансая теориия (основатель Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным рычагом  регулирования экономики и выступают  одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как  пассивный источник дохода мешают росту  экономики и подлежат изъятию  с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабилизации позволила связать  налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды  накопления и потребления и т. д.

Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными  компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем  самым уменьшаются неблагоприятные  факторы развития экономики.

Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — в большей степени, чем две  предыдущие, рассматривает налоги как  один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту  предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил  математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Классификация налогов

По уровню бюджета налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги – это  налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством. Они  являются едиными на всей территории страны. Вводятся в действие эти  налоги законодательным органом  РФ. Однако эти налоги могут зачисляться  в бюджеты различных уровней.

Региональные налоги –  это налоги, отличительной чертой которых является установление элементов  налога в рамках законодательства страны законодательными органами субъекта РФ.

Местные налоги – это  налоги, вводимые местными органами власти в соответствии с законодательством  страны. Они вступают в действие на основании решений, принятых на местном  уровне и всегда поступают в местный  бюджет.

Основные принципы налогообложения

Принципы налогообложения  — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно  выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые  были сформулированы А. Смитом.3 В настоящее  время они претерпели некоторые  изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый обязан принимать  участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам  и возможностям. В основу заложены две центральные идеи:

  1. сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
  2. кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение).

Принцип соразмерности предусматривает  сбалансированность интересов налогоплательщика  и государственного бюджета. Этот принцип  характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения  ставок налога, а также зависимость  бюджетных доходов от налогового бремени.4 Эффект кривой состоит в  росте поступлений в бюджет с  ростом налогов, если ставка менее 50%, и  в падении поступлений, если ставка более 50% (рис. 1.1). Данная концепция получила признание в 70–80-е гг. ХХ в.

Принцип учета интересов  налогоплательщиков рассматривается  через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа  должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобности (налог взимается  в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого  принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Информация о работе Налоги