Налоги и налоговая система в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Оглавление

Содержание.
Введение
Система налогообложения и принципы её построения
а) Элементы налоговой системы
б) Принципы её построения
Виды налогов и платежей
Характеристика отдельных видов налогов
а) налог на прибыль предприятий и организаций
б) налог на добавленную стоймость
в) акциз
г) налог на имущество физических лиц
д) налог на имущество переходящего в порядке наследования или дарения
Налоговая реформа в России
Оценка российской налоговой политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

nal.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

    Налоги  не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению  согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе это сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.

Как  показывает  весь мировой опыт, пока существуют налоги,

    существует  и стремление налогоплательщиков  снизить размер

 уплачиваемых  ими сумм.

             Конечно,  сегодня у налоговой  службы еще не хватает возможностей  проверить всех налогоплательщиков.

 Не всегда  обеспечивается и высокое качество  работы налоговых инспекторов,  вследствие    чего при проверках  иногда не удается выявить все нарушения налогового  законодательства.

    Но  действующее законодательство обязывает  налогоплательщиков хранить все   бухгалтерские  и  налоговые    документы  за последние пять  лет, не считая текущего года. И уже    сегодня имеется немало фактов обнаружения  нарушений  налогового    законодательства, допущенных еще в 1991 году.

   

         Есть  еще  одна сторона этой  проблемы. Не всегда налогоплательщик  сознательно нарушает налоговое  законодательство.

 В  ряде  случаев  это объясняется низкой квалификацией экономических кадров предприятий и фирм, недостаточным знанием ими налогового законодательства, а также  несовершенством  отдельных  нормативных актов,  допускающих двойственное толкование некоторых положений. 

Поэтому Госналогслужба России постоянно работает над совершенствованием налогового законодательства, стремясь сделать его более простым и понятным для налогоплательщика.

В  этих  же  целях  в прошлом  году  был  принят Указ Президента России о налоговой  амнистии. 

Смысл данного Указа заключался в том, чтобы  дать  налогоплательщикам, вольно и невольно нарушившим налоговое законодательство, возможность исправить свои ошибки. 

          Большие надежды возлагаются и на организацию совместной

    работы  налоговых  органов и органов налоговой полиции по контролю за выполнением обязательств перед бюджетом юридическими и физическими лицами.  Это близкие, но вполне самостоятельные органы.

    Налоговая  полиция призвана наряду с  решением других задач  заниматься  особо  крупными, разветвленными связями налогоплательщиков, делающих попытки утаивать огромные суммы налогов.

    Налоговая  же служба занимается контролем  за  своевременностью  и  полнотой  перечисления всех видов налогов  в бюджет каждым налогоплательщиком,  вне  зависимости  от размеров этих налогов и организационно-правовой формы деятельности налогоплательщика.

         Стратегическая цель налогового  законодательства -  укрепить

    централизованные  финансы страны и на этой  основе придать финансовой стабилизации  необратимый характер.

Достижение  этой  цели    обеспечивается двумя направлениями дальнейшего  развития налоговой системы.

   

ПУТЬ - финансовая поддержка важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечение их устойчивой работы в целях развития экономики страны в целом. Дополнительные финансовые средства для этого будут обеспечены за счет перераспределения  ресурсов между отраслями народного хозяйства.

     

    В 1996 году предусмотрен целый ряд усовершенствований  и корректировок всех основных видов  налогов, расширены права регионов  и самоуправлений в области налогов, введено множество новых льгот. Вместе с тем не все из представленных нововведений можно считать в достаточной степени обоснованными: многие из них  могут иметь последствия неоднозначные, а некоторые - просто однозначно нежелательные.

    Повышение  ставок налога на прибыль, имущества, введение специального  и транспортного  налогов при увеличении налоговых  льгот не дали и не могли дать  ожидаемого результата. В свете неизбежного  роста числа как переобремененных, так и привилегированных плательщиков. Если оценивать существующее налоговое бремя как предельное (для исправных плательщиков), то его дальнейший рост ставит предприятия на грань выживаемости, что, в свою очередь, выливается в реальное сокращение налоговой основы либо в яростное уклонение от налогов. В любом случае фискальный итог является минимальным при огромных моральных издержках.  

    Контроль  за величиной общего налогового бремени - первейшая функция государства, и отказ  от нее противоречит задаче формирования единого российского рынка. Необходимо любой ценой обеспечить государственный контроль  за налоговой политикой регионов. С 1994 года их права в области налогов безграничны, поэтому нельзя не ждать при современной общей налоговой культуре тяжелых местных налоговых реформ.

    Заключение

    Созданная целостная система налогообложения  четко и недвусмысленно устанавливает  перечень налогов, которые могут  применяться на территории РФ, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

    Налоговая система в нашей стране создается  практически заново. Поэтому в  ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

    Вносимые  в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов.      Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.            

    Налогоплательщик  должен знать и меры предусмотренной  законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.

    По  оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30 % своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра может быть и больше. В прошлом году налоговыми органами было выявлено и доначислено в бюджет 10,6 млрд. рублей (из них только по Москве - 1 млрд. 200 млн.). Активность в поиске утаенных доходов едва ли снизится: до 10 % средств, дополнительно взысканных в ходе проверок, поступает в фонд социального развития налоговой службы.  

    В целом последние решения по налогообложению не дают оснований для оптимистических ожиданий. Нестабильность налоговой политики, как и политики экономической, предопределяется сегодня общей политической нестабильностью. Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою  роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования.

      Вот почему, я считаю, одной из  главных задач для кандидатов  на предстоящих президентских  выборах  будет убедить народ  в намерении проводить более  гуманную и эффективную налоговую политику чем конкуренты по предвыборной борьбе.

      Но для создания такой политики  необходимо определить место  налогов в механизме стабилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

      Список  литературы  

    1. Шаталов С.Д. К новой системе  налогообложения 

                        //Финансы.-1991. -№12  

    2. Налоговый портфель Книга I. Основы  налоговой системы. - М.,1993  

    3. Налогообложение предприятий и  граждан //Дело&право.-1994.-№ 

    4. Закон РФ от 06-12.91 № 1992-1 (ред. от 01.04.96г.) “О налоге на добавленную стоимость” и изменения к нему. 

    5. Федеральный закон от 23.02.95г. №  25-ФЗ “О спецналоге с предприятий,  учреждений и организаций для  финансовой поддержки важнейших  отраслей народного хозяйства  РФ и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей”. 

    6. Инструкция Госналогслужбы РФ  от 17.07.95г. № 36 (ред. от 09.11.95г.) “О  порядке исчисления и уплаты  акцизов”. 

    7. Инструкция № 33 о порядке исчисления  и уплаты в бюджет налога  на прибыль предприятий и организаций от 10.08.95г. 

 
  1. Налоги  и отчетность в нормативных документах. М.: ИНТЭК ЛТД; НОЛИДЖ-1997. (Справочник бухгалтера 97г.)
 
 
  1. Современная экономика. 1995г. Мамедов О.Ю.
 
 
  1.  Налоги. Учебное пособие. 1995г. Черник Д.Г.

Информация о работе Налоги и налоговая система в современной России