Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:26, курсовая работа
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Содержание.
Введение
Система налогообложения и принципы её построения
а) Элементы налоговой системы
б) Принципы её построения
Виды налогов и платежей
Характеристика отдельных видов налогов
а) налог на прибыль предприятий и организаций
б) налог на добавленную стоймость
в) акциз
г) налог на имущество физических лиц
д) налог на имущество переходящего в порядке наследования или дарения
Налоговая реформа в России
Оценка российской налоговой политики
Заключение
Список литературы
В
то же время нельзя не отметить и
другие факторы. В условиях острейшего
товарного кризиса и отсутствия конкуренции
производителей в монополизированной
экономике налог на добавленную стоимость,
оплачиваемый по очень высокой ставке
– 20 %, приводит к дополнительному повышению
розничных цен, требует дополнительных
компенсаций в социальной сфере и усиливает,
таким образом, инфляционные процессы.
Последствием его введения становится
увеличение не только доходов, но и расходов
(хотя и в меньшей степени) государственного
бюджета России и местных бюджетов. Тяжесть
налогового бремени, хотя и распределенная
по этапам производства и дальнейшего
движения продукта, в конечном счете ложится
на покупателя.
Косвенные
налоги на потребление действуют
практически во всех странах с
развитой рыночной структурой. Обычно
они выступают в двух основных формах:
налог на добавленную стоимость или налог
с продаж. Поэтому имеет смысл сравнить
ставки на целевое назначение этого налога
в различных странах. В США одним из главных
доходных источников бюджетов штатов
является налог с продаж. Отчисления от
него направляются и в муниципальные бюджеты.
Ставка колеблется от 3 % в штатах Вайоминг
и Колорадо до 8,25 % в Нью-Йорке. В Японии
налог с продаж взимается по ставке 3 %,
в Канаде - 7,5 %. В европейских странах косвенные
налоги на потребление обычно выше. Так,
в Германии налог с продаж составляет
14 %, а по основным продовольственным товарам
– 7 %. В Финляндии уплачивается налог на
добавленную стоимость в размере 19,5 %.
Сравнение
позволяет сделать вывод о
более фискальной, нежели стимулирующей
роли налога на добавленную стоимость
в нашей стране, о вынужденных
мерах уменьшить бюджетный
Налог
на добавленную стоимость
Налогообложение доходов юридических лиц имеет определенные преимущества. Главное из них состоит в том, что государство получает реальную возможность свести к минимуму свое вмешательство в размеры выплачиваемой на негосударственных предприятиях и в организациях заработной платы.
Оно может лишь в порядке социальной защиты населения устанавливать минимальный уровень заработной платы и не регулировать верхнюю шкалу. Ведь налоги получены еще до выплаты заработной платы. Есть и другие факторы. Тем не менее, в 1992 году введен в действие Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Основным аргументом в пользу введения, как и раньше, налога на прибыль было то, что, как показывает мировая практика, введение подоходного налога с юридических лиц оправдано лишь в условиях сбалансированной экономики с отработанным механизмом рыночных цен, примерно одинаковым уровнем рентабельности, налаженной законодательно утвержденной системы антимонопольного регулирования и ряда других факторов, позволяющих равномерно распределить налоговое бремя на всех налогоплательщиков.
Переход
к налогообложению дохода вместо
прибыли мог негативно
В то же время введенный в 1992 году налог на прибыль претерпел крупные изменения по сравнению с аналогичным налогом, действовавшим ранее. Отмечен механизм применения предельного уровня рентабельности для исчисления налога.
Введен
порядок, согласно которому льготы даются
не отдельным предприятиям или организациям,
а приоритетным отраслям производства.
Предусмотрено частичное
С
1992 года все юридические и физические
лица стали плательщиками налога
на имущества. Предприятия и организации
платят его в региональные бюджеты
(республик, краев, областей). Регулируется
его размер региональными органами
власти, но верхний уровень устанавливается
законодательно. Физические лица вносят
0.1% от стоимости своего недвижимого имущества
и крупных транспортных средств (исключая
автомобили) в местные бюджеты.
Вообще
характерной чертой новой налоговой
системы России становится появление
большой группы местных налогов и сборов.
Местные органы согласно законодательству
могут вводить 21 вид налогов, из которых
3 являются общеобязательными. Остальные
18 устанавливаются (или не устанавливаются)
по решению местных органов управления.
По большинству местных налогов предельная
ставка ограничена законодательством
Российской Федерации.
С 1993 года введены сниженные ставки НДС. В размере 10 % они применяются по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам детского ассортимента. По всем остальным товарам, а это в основном промышленные, ставка НДС составляет 20 %.
Такое
изменение размера налога направлено
на снижение налогового бремени для
населения. В то же время понятно,
что это не может однозначно вести
к снижению розничных цен на товары,
уровень которых в значительной степени
определяется спросом и предложением.
Нельзя
не отметить еще одно важное изменение
в порядке взимания НДС. В прошлом
году многие предприятия, опасаясь разрыва
хозяйственных связей и высоких
темпов инфляции, приобретали сырье и
материалы, комплектующие изделия впрок.
Это понятное явление. Однако в результате
суммы налога, уплаченные поставщикам
этих материалов, которые подлежали вычету
из сумм налога по реализованной продукции,
значительно уменьшили платежи в бюджет.
Теперь такое положение исправлено. Вместо
сумм налога, уплаченного по приобретенному
сырью и материалам, будут вычитаться
суммы налога по использованному в производстве
сырью и материалам.
В нынешнем году сохраняется налоговое регулирование средств, расходуемых предприятиями на оплату труда. Однако в то же время с суммы превышения фактических расходов на оплату труда против удвоенной нормируемой величины этих расходов налог исчисляется по ставке 50 %. И это по всем предприятиям.
В
условиях спада производства, продолжающейся
инфляции и ограниченности ресурсов исключительно
важное значение имеет принятие в налоговом
законодательстве мер по стимулированию
инвестиционной деятельности. Освобождена
от налогообложения прибыль всех предприятий
и организаций, направляемая на инвестиции,
включая развитие собственной производственной
и непроизводственной базы при условии
полного использования сумм начисленного
износа (амортизации).
Для сдерживания роста цен на продукцию детского питания не будет облагаться налогом прибыль, полученная предприятием от производства продуктов детского питания. В целях стимулирования развития и совершенствования образовательного процесса установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке. Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль и на другие социально-культурные нужды.
Поскольку диапазон действия акцизов невелик, то у потребителя появляется относительная возможность переориентации на замещающие товары и услуги и “ухода” таким образом от уплаты этих налогов. К примеру, акцизный налог на театральные билеты, не распространяющийся на другие виды зрелищ, очень сложно переложить на потребителя через повышение цены, потому что подъем цен повлечет за собой использование потребителями альтернативных видов развлечений.
Более высокие цены вызовут столь заметное сокращение продаж, что продавец предпочтет скорее нести на себе тяжесть значительной доли акцизного налога, чем допустит резкое падение продаж. Тем не менее в случае многих акцизов умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж или вовсе не отражается на продажах. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях имеется мало хороших товаров-заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен. Продавец этих товаров находится в лучшей ситуации в отношении перекладывания налоговых издержек на потребителя.
В
общем, можно утверждать, что основная
масса акцизов обычно перекладывается
на потребителей через повышение цен.
Налоговая
реформа охватывает
и налоги с физических
лиц. Принципиальные изменения претерпел
порядок взимания подоходного налога.
Объектом налогообложения теперь служит
не месячный заработок, а совокупный годовой
доход, что отвечает мировой практике.
Кроме денежных поступлений в понятие
совокупного годового дохода входят доходы,
полученные в натуральной форме, оплаченные
предприятиями услуги работнику, дивиденды
по акциям. Существенно изменена прогрессия
шкалы подоходного налога.
Новым
является то обстоятельство, что от
уплаты подоходного налога никто
не освобождается, хотя многим категориям
граждан предоставляются
Практика подоходного
Таким образом,
Облагаемый доход = Валовый доход - Вычеты
При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.
Американские
эксперты во главе с профессором
Лаффером теоретически доказали, что
при ставке подоходного налога более
50 % резко снижается деловая активность
фирм и населения в целом.
Трудно
рассчитывать на то, что можно теоретически
обосновать идеальную шкалу
Подоходной налог с граждан дает возможность обеспечить госбюджет устойчивым и возрастающим источником дохода. В этом Законе видится и одно из средств достижения социальной справедливости именно в связи с заложенным в него принципом прогрессии в налогообложении. Если по старому закону ставка налога была неизменной, что с дохода в размере 700 руб., что с 5000 руб.
С недавних пор введен так называемый прогрессивный налог .
В
США также действует система
прогрессивного личного налогообложения.
Законом о налоговой реформе 1986
года предусмотрены две налоговые
ставки (15 % и 28 %) вместо четырнадцати существовавших
ранее. Ставка 15 % применяется ко всем налогоплательщикам,
имеющим доход ниже 29750 долларов в год,
любой, превышающий этот уровень доход
облагается в основном налогом 28 %. Кроме
того, личный подоходный налог в США индексируется
по отношению к темпам инфляции, то
есть к её уровню корректируются не только
размеры стандартных скидок и льгот, но
и налоговые группы (с целью предотвратить
переход налогоплательщиков в группу
с более высоким уровнем налогообложения
только из-за роста цен).
Знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.
Информация о работе Налоги и налоговая система в современной России