Национальная экономическая безопасность российского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение экономических основ формирования национальной экономической безопасности российского хозяйства.
Для достижения данной цели в рамках работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить национальную экономическую безопасность: понятие
и виды;
2) проанализировать экономическую безопасность, как элемент
национальной безопасности страны;
3) выявить основные критерии безопасного функционирования российской экономики;
4) рассмотреть угрозы национальной экономической безопасности на современном этапе;
5) показать основные меры по обеспечению национальной экономической безопасности российского хозяйства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Национальная экономическая безопасность: понятие и виды
1.1 Экономическая безопасность, как элемент
национальной безопасности страны…………………………………………..5
1.2 Механизм и проблемы обеспечения
экономической безопасности…………………………………………………..7
2 Характеристика национальной экономической
безопасности российского государства
2.1. Основные критерии безопасного функционирования
российской экономики…………………………………………………….…...14
2.2. Региональный аспект экономической безопасности
страны……………………………………………………………………………17
3. Обеспечение национальной экономической безопасности
российской экономики
3.1. Угрозы национальной экономической безопасности на
современном этапе……………………………………………………………...23
3.2. Основные меры по обеспечению национальной
экономической безопасности российского хозяйства……………………....29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Национальная экономическая безопасность российского хозяйства. Кузнецов 121.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

В настоящее время  многие исследователи не делают различий по существу между угрозами, вызовами, рисками, опасностями, проблемами и пр., характеризуя сложный процесс присоединения России к ВТО. Между тем, точное использование данных терминов было бы полезным для более глубокого понимания данной проблематики.

Возможны несколько  взаимосвязанных вариантов понимания  разницы между вызовами и угрозами национальной безопасности России в ВТО'

- один из них - это  различение данных терминов по  степени вероятности нанесения ущерба нашей стране;

- другой их классификация по комплексности вероятной опасности для России.

Оба варианта, по нашему мнению, могут быть плодотворно использованы в теории и практике обеспечения национальной безопасности нашего Отечества, в том числе и при его присоединении к Всемирной торговой организации.

Используя этот вывод, мы изучили имеющуюся литературу по проблеме присоединения России к ВТО и выявили ряд угроз и вызовов национальной безопасности нашей стране на этом направлении. По нашему мнению, главная из угроз - это фиксация России в качестве сырьевого придатка развитых стран на долгосрочную перспективу. Такая перспектива развития страны резко отрицательно отразится на всех сферах ее общественной жизни.

Важнейший из вызовов  состоит в том, что в условиях догоняющего развития государства  «золотого миллиарда» будут передавать России через механизмы ВТО на аутсорсинг производство таких товаров и услуг, которые отражают прошлое и настоящее, но не будущее мирового развития. В условиях жесточайшей конкуренции на мировом рынке Россия вряд ли сможет в полной мере реализовать имеющиеся у нее конкурентные преимущества.

Еще один вывод носит  методологический характер.

Продемонстрированное  выше разнообразное использование  различных терминов при обсуждении одной и той же научной и практической проблемы присоединения России к ВТО имеет определенные основания.

Авторы, исследующие эту  тематику, работают в различных отраслях науки: экономической, политической, философской и др. Они пользуются в своих работах научным аппаратом соответствующей науки. Однако потребность в системности, комплексности и целостности выходного научного продукта требует более активного использования междисциплинарного подхода. Поэтому актуальная задача сегодняшнего дня науки состоит в том, чтобы попытаться совместить последние достижения в разработках понятийного аппарата на самых актуальных направлениях научного поиска, одним из которых, вне всякого сомнения, является проблема присоединения России к ВТО.

 

 

3.2 Основные  меры по обеспечению национальной  экономической безопасности российского  хозяйства

 

С целью повышения  конкурентоспособности, устойчивости и эффективности финансовой системы России может быть предпринят комплекс следующих мер:

- инвестиции в финансовую  систему, имеют для экономики  едва ли не больший эффект, нежели капиталовложения в любую  другую ее высокоэффективную  отрасль. Таким образом, для России необходимы законодательные и прочие усилия, а также вложения в финансовую сферу, направленные на снижение в ней уровня рисков, развитие национальных финансовых институтов и тем самым повышение уровня безопасности, который и является основой ее конкурентоспособности15;

- чрезвычайно деструктивное  влияние на экономику оказывает  инфляция, в основе которой лежит  рост издержек - цен на энергоносители. Поэтому необходимы целенаправленные усилия по снижению уровня инфляции вплоть до применения мер таргетирования;

- кроме того, следует учитывать, что формированию долгосрочных ожиданий в обществе, также лежащих в основе конкурентоспособности национальной финансовой системы, препятствует нуждающаяся в каком-либо определенном решении так называемая «проблема собственности».

1. Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.

Реализуется государственная  политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним  условиям. Созданы предпосылки для  укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей – свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.

В целом сформированы предпосылки для надёжного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации  в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных  политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски  для развития личности, общества и  государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

2. Основными направлениями  обеспечения национальной безопасности  Российской Федерации являются  стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

3. Стратегия национальной  безопасности Российской Федерации  до 2020 года – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Концептуальные положения  в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной  взаимосвязи и взаимозависимости  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

4. Настоящая Стратегия  является базовым документом  по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

5. Основная задача  настоящей Стратегии состоит  в формировании и поддержании  силами обеспечения национальной  безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

6. В настоящей Стратегии  используются следующие основные  понятия:

«национальная безопасность» – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

«национальные интересы Российской Федерации» – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства;

«угроза национальной безопасности»  – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;

«стратегические национальные приоритеты» – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности;

«система обеспечения  национальной безопасности» – силы и средства обеспечения национальной безопасности;

«силы обеспечения национальной безопасности» – Вооружённые  Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

7. Силы и средства  обеспечения национальной безопасности  сосредоточивают свои усилия  и ресурсы на обеспечении национальной  безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования,  в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

II. Современный мир  и Россия: состояние и тенденции  развития

8. Развитие мира идёт  по пути глобализации всех  сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.

Между государствами  обострились противоречия, связанные  с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением  разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.

Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов  и угроз.

В результате укрепления новых центров экономического роста  и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.

 

Заключение

 

Считаю, что для России наиболее приемлема роль самостоятельного суверенного субъекта мировой политики, связующего звена и арбитра между Западом и Востоком. Ее геополитическое положение, тысячелетняя история и природные ресурсы позволяют претендовать на эту роль.

В нашей стране есть ряд  трудностей и во внутренней политике.

Во-первых, недостаточно активно решаются проблемы межотраслевого и межрегионального перераспределения  рабочей силы. Они остро проявляются  в ряде отдаленных районов Севера и Дальнего Востока. Ситуация осложнена  проблемами переселенцев и беженцев из бывших республик СССР и некоторых регионов Северного Кавказа.

Во-вторых, кризис затронул сферу общественного сознания. Происходит деградация нравственных устоев значительной части российского общества. Материальная заинтересованность, вместо того, чтобы служить стимулом развития экономики, становится побудительным мотивом криминализации общества, коррупции, организованной преступности, что подрывает у людей доверие к закону и государству.

В-третьих, остро стоит  проблема формирования здоровой среды обитания, обеспечения безопасности, защиты от природных и техногенных катастроф. Медленно заменяются устаревшие энерго- и материалоемкие, загрязняющие природную среду технологии и оборудование.

В-четвертых, экономическая  и социальная политика последних десяти лет XX в. привела к резкому сокращению численности российского населения, что влечет за собой дополнительные угрозы экономической и военной безопасности. Серьезная проблема также - значительное старение населения. По классификации ООН население страны считается старым, если доля людей от 65 лет и старше превышает 7% общего числа жителей. В России она превышает 12,5%. Особенно сильно процессы депопуляции коснулись Сибири и Дальнего Востока. Дальнейшее сокращение численности населения может привести к тому, что не удастся сохранить восточные районы в составе России.

В-пятых, одна из проблем  общественного развития России - порядка 140 этнотерриториальных конфликтов на территории бывшего СССР, которые вряд ли будут урегулированы в ближайшем будущем, что создает опасность их эскалации.

Информация о работе Национальная экономическая безопасность российского хозяйства