Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа
Целью работы является изучение экономических основ формирования национальной экономической безопасности российского хозяйства.
Для достижения данной цели в рамках работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить национальную экономическую безопасность: понятие
и виды;
2) проанализировать экономическую безопасность, как элемент
национальной безопасности страны;
3) выявить основные критерии безопасного функционирования российской экономики;
4) рассмотреть угрозы национальной экономической безопасности на современном этапе;
5) показать основные меры по обеспечению национальной экономической безопасности российского хозяйства
Введение………………………………………………………………………....3
1. Национальная экономическая безопасность: понятие и виды
1.1 Экономическая безопасность, как элемент
национальной безопасности страны…………………………………………..5
1.2 Механизм и проблемы обеспечения
экономической безопасности…………………………………………………..7
2 Характеристика национальной экономической
безопасности российского государства
2.1. Основные критерии безопасного функционирования
российской экономики…………………………………………………….…...14
2.2. Региональный аспект экономической безопасности
страны……………………………………………………………………………17
3. Обеспечение национальной экономической безопасности
российской экономики
3.1. Угрозы национальной экономической безопасности на
современном этапе……………………………………………………………...23
3.2. Основные меры по обеспечению национальной
экономической безопасности российского хозяйства……………………....29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34
В настоящее время в России принято политическое решение о вступлении во Всемирную торговую организацию.
Бывший президент Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. отмечал: «Самоизоляция - это путь в тупик. Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и раскрытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы, эффективно защищать свои экономические интересы»6.
Сегодня на этом пути решены практически все проблемы со странами-членами ВТО (кроме Грузии). Проблема состоит в том, как сделать присоединение максимально полно учитывающим национальные интересы Российской Федерации. Для этого нужно весьма тщательно изучить угрозы и вызовы, которые Россия может встретить при вступлении в Организацию.
Отметим, что при анализе этого вопроса исследователи используют различные термины, характеризующие последствия присоединения России к ВТО.
Так, Е.Д.Халевинская и Е.В.Вавилова в своей монографии посвятили данному вопросу главу, которая называется «Последствия присоединения России к ВТО: выгоды и издержки»7.
А.П.Портанский говорит о возможностях и рисках участия в мировой многосторонней торговой системе8.
В работе петербуржских ученых под редакцией С.Ф.Сутырина идет речь об угрозах и возможностях использования механизмов ВТО в интересах России9.
В результате «выгоды», «риски», «издержки», «вызовы», «угрозы», «возможности» и т.д. соединяются в набор недостаточно четкой терминологии, с которой трудно оперировать. Поэтому следовало бы четче определить содержание понятий угрозы и вызова национальной безопасности.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. приводится следующее определение: «угроза национальной безопасности» — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства»10.
Термин «вызов» в Стратегии не определен. Прямая и косвенная разновидности явления не могут состоять в одной таксономической группе, поскольку они могут различаться не только количественно, но и качественно.
Заслуживают обсуждения и другие аспекты приведенного определения.
Оба эти термина активно используются в отечественной и зарубежной политической практике в сфере безопасности. Они также широко обсуждаются в научной литературе. Чаще всего встречается классификация опасностей на вызовы и угрозы национальной безопасности.
Ряд исследователей, однако, не ограничиваются «двоичной» системой опасностей «вызов - угроза».
Например, В.Ф.Ницевич провел содержательный анализ понятий вызова, риска, угрозы и опасности, которые рассматриваются с точки зрения возрастания вероятности ущерба объекту11. Этот же подход содержится и в более ранних работах российских исследователей В.Л.Манилова и М.И.Дзлиева.
Они предложили свою классификацию угроз национальным интересам, которая включает риск, вызов, опасность и угрозу.
По их мнению, риск- это существование или возможность возникновения ситуации, при которой формируются предпосылки (накапливается потенциал) противодействия реализации национальных ценностей, интересов и целей обеспечения национальной безопасности.
В свою очередь, вызов - это противодействие реализации национальных ценностей, интересов и целей решению задач обеспечения национальной безопасности в форме официальных и неофициальных политико-дипломатических действий, торгово-экономической экспансии и пр.
Под опасностью указанные авторы понимают нанесение ущерба важным национальным интересам и национальной безопасности в ограниченных (локальных) масштабах.
Наконец, угроза в их классификации - это непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные границы и относится к основным национальным ценностям (суверенитету, государственности, территориальной целостности)12.
Представляется, что сам по себе подход, в соответствии с которым виды опасности классифицируются в зависимости от степени вероятности их осуществления, дает практике возможность лучше планировать противодействие им. Однако определение угрозы и вызова как видов возможности недостаточно обосновано. Возможность не определяется количественно, поэтому угроза как вид возможности не может ранжироваться.
Термин «возможность» в политологическом дискурсе часто путается с термином «вероятность», хотя содержательно они не являются синонимами
Например, известный политолог Ф.Лукьянов, говоря о прогнозах на мировое развитие во второй десятилетке XXI в., пишет, что «невероятное может очень быстро становиться реальным», хотя по смыслу можно понять, что он имеет в виду возможность и действительность.
Вероятность - это понятие, с помощью которого как раз и определяется мера возможности.
Если согласиться с предлагаемым нами подходом, то возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства можно было бы определить как опасность. В свою очередь, опасность можно было бы классифицировать на вызовы, риски и угрозы национальной безопасности как соответственно низкую, среднюю и высокую вероятность нанесения этого ущерба
Соответственно в приведенном выше в Стратегии национальной безопасности определении угрозы следовало бы слова «прямая или косвенная возможность» заменить словами «высокая вероятность»
Использование понятия вероятности как родового для терминов угрозы и вызова позволило бы использовать в исследованиях проблем национальной безопасности методы теории вероятности, исследования операций и другие научные методы, что очень важно для применения расширения междисциплинарных подходов в современной науке.
Дискуссии в ученой среде касаются не только угроз, но и других упомянутыx выше терминов.
Так, известный исследователь развития цивилизаций А.Тойнби называет вызовом такие обстоятельства, которые возникают при резком изменении условий жизни.
Вызов состоит в том, что общество не может мгновенно дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни. Социуму присуща довольно значительная инерция, которая одновременно может являться и спасением от резких зигзагов, и тормозом развития вследствие консерватизма. Резко рванув из места вызова, общество может оказаться в цивилизационном тупике. С другой стороны, не замечая вызова, такое общество может просто погибнуть. Подход А. Тойнби может служить в качестве дополнительного важного аспекта в понимании сущности вызовов национальной безопасности России.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что вызовы отличаются от угроз рядом важных характеристик Субъекты обеспечения безопасности имеют меньше возможностей для противодействия угрозам, чем вызовам. Это связано с тем, что в угрозах противоречия сторон гораздо больше обострены, поскольку в отношении них не были своевременно приняты необходимые меры. Еще одно отличие состоит в том, что угрозы нередко связаны с условиями деятельности, в существенной степени не зависящими от воли человека.
Например, эксперты утверждают, что Россия обречена на неуспех в конкуренции со странами ВТО, расположенными в благоприятных природных условиях.
Особенно заметно это отразится при производстве сельскохозяйственных и других товаров, где природные условия имеют весьма существенное значение.
И это действительно так, ведь невозможно перенести Россию в африканские субтропики.
В Египте, например, в течение года собирают по четыре урожая картофеля.
Очевидно, что российский картофелевод при прочих равных условиях не в состоянии конкурировать с египетским.
Однако в то же время человек не может только констатировать различия в условиях. Его творческая природа должна находить конструктивные факторы решения возникающих проблем
В этом плане можно отметить, что в 2008 г. удельная энергоемкость ВВП по паритету покупательной способности в России составляла 0,49 т нефтяного эквивалента (н э.)/тыс. долл.
В наиболее близких по климату странах — Финляндии и Канаде — этот показатель находится на уровне 0,26 и 0,22 т н.э., то есть такой же, как и в находящихся в благоприятной климатической зоне США (0,23), и близкий к среднемировому (0,21).
В Японии и Норвегии этот показатель составляет и того меньше — 0,16 т н.э.
Но это и есть вызов нашим ученым и энергетикам, как, впрочем, и всему российскому народу, состоящий в потребности находить эффективные методы энергосбережения, новые виды энергии и пр. И если наше поколение не найдет ответов на этот вызов, то для следующего поколения (а может быть и раньше) он уже превратится в угрозу
Говоря о различиях между угрозой и вызовом, необходимо затронуть еще один аспект. По нашему мнению, угрозу, в отличие от относительно одномерного вызова, можно рассматривать как комплексную многоаспектную опасность для национальных интересов.
Л.Зевин пишет: «При неоправданно низкой доле в мировой торговле - порядка 2% — выяснять отношения с Россией собралось в Рабочей группе шесть десятков государств. Некоторые из них объединены в группы «по интересам». Такую активность лишь отчасти можно объяснить большими размерами страны, рудиментами советской системы в регулировании производства и внешней торговли.
Похоже, доминирующие в ВТО страны решили использовать переговорный процесс для решения не только торговых (в том числе не входящих в мандат ВТО) вопросов, но и для продвижения своих экономических и даже политических интересов»13.
Очевидно, что подобный комплексный повод со стороны наших зарубежных партнеров при разрешении, казалось бы, чисто экономических противоречий представляет серьезную угрозу для нашей страны.
Еще одно такое комплексное обстоятельство, связанное с присоединением России к ВТО, отмечает Е.М Графова и пишет: «Возникает ряд проблем, связанный с федеративным устройством страны, так как все страны, претендующие на участие в ВТО, должны обеспечить выполнение требований Соглашений на уровне своих регионов»14.
Другими словами, присоединение к Организации приведет не только к серьезным проблемам в экономике. Возникнут и новые поля напряжения в других сферах. Особое внимание необходимо обратить в этом плане на те сферы, где и сегодня у России имеются проблемные области. К таким сферам с полным правом можно отнести как раз проблемы федерализма и пространственной организации в нашей стране.
При присоединении России к ВТО, как и в любом крупном политическом проекте, имеются благоприятные и неблагоприятные возможности. В соответствии с предлагаемой нами классификацией неблагоприятные возможности (или опасности) подразделяются на вызовы, риски и угрозы. С учетом малой практики участия нашей страны в ВТО на настоящий момент, на наш взгляд, достаточно было бы классифицировать связанные с этим шагом опасности на вызовы и угрозы. По мере углубления участия нашей страны в деятельности ВТО, выявления новых обстоятельств, оказывающих влияние на безопасность России, можно было бы расширить категориальный аппарат анализа опасностей нашим национальным интересам в этой международной организации.
Анализ последствий для национальной безопасности других стран, присоединившихся в последние годы к ВТО, показал, что у них возникали примерно одинаковые угрозы. К ним можно отнести:
- угрозы отечественной обрабатывающей промышленности, не выдерживающей конкуренции с более развитыми странами;
- рост безработицы и социальной напряженности в обществе;
- отток квалифицированных кадров из отечественных предприятий в иностранные;
- утрату контроля над целыми сегментами экономики (например, финансовой системой) и внутреннего рынка.
С точки зрения российских политиков существует и угроза разделения отечественного бизнеса на выигравших и проигравших от вступления в ВТО.
Но наиболее серьезные угрозы - это такие, которые непосредственно отражаются на безопасности России. Такова, например, угроза сельскохозяйственному производству нашей страны при открытии этого рынка зарубежным конкурентам. Серьезность ситуации заключается в том, что сдача этого рынка зарубежным компаниям приведет к потере продовольственной независимости России.
Согласно имеющимся представлениям, продовольственная безопасность требует, чтобы импортное продовольствие не превышало 20% потребляемого населением продовольствия. Между тем, уже сегодня некоторые регионы России в гораздо большей степени зависят от импорта продовольствия из-за рубежа.
Подавляющее большинство обстоятельств, которые сегодня представляются как преимущества, выгоды, плюсы и пр. присоединения России к ВТО, в свете нашего подхода являются вызовами национальной безопасности России.
Это означает, что ни одно из этих преимуществ и выгод само собой не реализуется. Больше того, все эти выгоды имеют вероятностный характер и смогут реализоваться только в случае их эффективного использования. Многие из них, кроме того, зависят от целого ряда условий и факторов, предсказать развитие которых в настоящее время вряд ли представляется возможным.
Информация о работе Национальная экономическая безопасность российского хозяйства