Национальная экономическая безопасность российского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение экономических основ формирования национальной экономической безопасности российского хозяйства.
Для достижения данной цели в рамках работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить национальную экономическую безопасность: понятие
и виды;
2) проанализировать экономическую безопасность, как элемент
национальной безопасности страны;
3) выявить основные критерии безопасного функционирования российской экономики;
4) рассмотреть угрозы национальной экономической безопасности на современном этапе;
5) показать основные меры по обеспечению национальной экономической безопасности российского хозяйства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Национальная экономическая безопасность: понятие и виды
1.1 Экономическая безопасность, как элемент
национальной безопасности страны…………………………………………..5
1.2 Механизм и проблемы обеспечения
экономической безопасности…………………………………………………..7
2 Характеристика национальной экономической
безопасности российского государства
2.1. Основные критерии безопасного функционирования
российской экономики…………………………………………………….…...14
2.2. Региональный аспект экономической безопасности
страны……………………………………………………………………………17
3. Обеспечение национальной экономической безопасности
российской экономики
3.1. Угрозы национальной экономической безопасности на
современном этапе……………………………………………………………...23
3.2. Основные меры по обеспечению национальной
экономической безопасности российского хозяйства……………………....29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Национальная экономическая безопасность российского хозяйства. Кузнецов 121.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Критерии и  параметры экономической безопасности региона

Учитывая специфику  проблем обеспечения региональной экономической безопасности необходима выработка особой системы параметров, ориентированной на регионы. В соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ (основные направления), утвержденной Указом Президента РФ в 1996 г., в ряде публикаций рассматривались проблемы определения показателей (пороговые значения) экономической безопасности. Однако в них предметом обсуждения были в основном системы показателей для оценки экономической безопасности на федеральном уровне. Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей для регионов, основанная на регионально-ориентированном методическом подходе, который должен обеспечить:

* оценку кризисных  ситуаций в экономике и социальной  сфере регионов;

* оценку влияния  региональных кризисных ситуаций  на национальную безопасность России;

* выделение  приоритетов и траекторий социально-экономического  развития региона;

* разработку  и обоснование программно-целевых  мероприятий по обеспечению экономической  безопасности региона.

Разработка  системы критериев и параметров экономической безопасности регионов должна базироваться на использовании следующих общеметодологических признаков: во-первых, комплексности, необходимости анализа и учета всех сторон объекта изучения; во-вторых, системности, учета ряда взаимосвязей и взаимозависимостей; в-третьих, вариантности (альтернативности), выявления и обоснования нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации; в-четвертых, безусловного примата экономической безопасности как важного элемента оценки жизнедеятельности населения и экономики в регионе; в-пятых, приемлемого риска, т.е. выявления и реализации доступных мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций.

Анализ положения  в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической  безопасности, который позволит выявить  и качественно оценить грядущие угрозы, а также реализовать комплекс программно-целевых мер по стабилизации обстановки.

К принципиальным требованиям системы параметров экономической безопасности регионов относятся:

* возможность  использования данного параметра  в федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Федерации;

* совместимость  данного параметра с действующей  в стране системой учета, статистики  и прогнозирования;

* достаточная  степень конкретности и определенности, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики страны в целом, отрасли и региона с позиций обеспечения экономической безопасности;

* возможность осуществлять  мониторинг и прогнозирование  факторов, влияющих на уровень  угроз безопасности региона.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность, целостность общества и экономики, относятся:

* способность  экономики функционировать в  условиях режима расширенного  воспроизводства;

* границы критической  зависимости экономики от импорта  важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;

* госконтроль  над стратегическими ресурсами;

* устойчивость  финансовой системы; поддержание  научного и инновационного потенциала;

* сохранение  экономического единства в регионе;

* обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

Для экономической  безопасности региона принципиальными  являются пороги показателей - предельные значения, несоблюдение (превышение или недостижение) которых приведет к началу разрушительных нерегламентированных процессов в регионе.

Интересы экономической  безопасности России сегодня, как никогда, требуют объективного и всестороннего  мониторинга экономики и общества с использованием индикаторов экономической безопасности, который предполагает прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов), а также реализацию специально разработанных механизмов противодействия угрозам безопасности и достижения устойчивого состояния экономики.

Можно выделить следующие группы объектов для индикативного  анализа экономической безопасности региона:

* макроэкономические  показатели состояния экономики (общий объем производства, ВВП на душу населения и др.);

* демография, уровень  и качество жизни (рождаемость  и смертность, продолжительность  жизни, заболеваемость; средняя и  минимальная заработная плата  и пенсии в сравнении с прожиточным  минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования);

* динамика занятости,  в том числе по крупным экономическим  районам, половозрастным и социальным  группам населения;

* динамика производства, обеспеченность ресурсами, работоспособность  и степень изношенности важнейших  производственных мощностей, основных  коммуникационных и других жизнеобеспечивающих  систем, техническая аварийность;

* состояние  финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд, расчетная дисциплина, дотации, убыточность;

* развитие рыночных  структур, структура собственности,  доля собственников в общей  численности населения, социальная  активность населения;

* действенность  системы государственной власти, механизмов правового и административного  регулирования.

Очевидно, что  в переходный период необходимо отслеживать  взаимосвязи между масштабами и  скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций в социально-экономическом развитии - тенденций, угрожающих безопасности страны в целом. В распоряжении власти постоянно должен находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный (сценарный) набор решения данных проблем, позволяющих найти компромисс, увязать противоречивые интересы и тенденции развития общества.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики экономической  безопасности по предупреждению и компенсации ущерба, является определение системы общих пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Представляется, что общие пороговые значения безопасности можно охарактеризовать системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономического и финансово-экономического плана, отражающих предельно допустимые уровни снижения:

* экономической  активности, объемов производства, инвестирования, без сохранения  которого невозможно самостоятельное экономическое развитие региона;

* уровня и  качества жизни основной массы  населения, за границами которого  возникает опасность неконтролируемых  социальных, трудовых, межнациональных  и других конфликтов, создается  угроза выживанию нации;

* затрат на сохранение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого лежит опасность разрушения элементов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.

Очевидно, что  индикаторы имеют свои пороговые значения, за пределами которых экономика функционирует в экстремальных режимах.

Система параметров (пороговых значений) экономической  безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической  безопасности связан с оценкой кризисной  ситуации в определенной сфере экономики. В этой связи общая схема выявления возможных угроз и схема их преодоления включает следующие действия.

1. Оцениваются  траектории развития конкретной  ситуации в случае:

* ориентации  угрожаемых процессов на саморегулирование;

* ориентации угрожаемых процессов на государственное регулирование и использование компенсационных ресурсов;

* определения сроков возможного выхода системы из критического состояния.

2. Отрабатываются  альтернативные варианты преодоления  кризисной ситуации.

Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет выйти на их пороговые значения, только в системе можно получить объективную оценку. Отдельные, даже критериальные оценки (основные) не позволяют сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. При этом пороговые значения показателей могут определяться только с учетом особенностей периодов развития экономики, что обусловливает необходимость использования вариантной оценки.

Практика показывает, что нужно не просто определить чисто  макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны государства, причем как в стратегическом, так и в тактическом плане. Речь идет о выявлении «болевых точек» и способах воздействия на них.

Критическая величина экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного  краха экономики в целом или отдельных ее областей. Она прежде всего свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций. Поэтому установление общепризнанных пороговых пределов деструктивного развития экономики позволяет ограничить существующую ныне свободу оценок ситуации в стране и найти точки взаимопонимания различных политических сил.

Система параметров безопасности может корректироваться с учетом особенностей региона. При  доработке системы показателей  для конкретного региона необходимо учесть ряд моментов.

1. Целесообразно  разделить все показатели на  две группы: показатели-критерии, четко  ориентированные на оценку уровня  экономической безопасности, и аналитико-информационные  показатели, дополняющие общую картину.

2. Необходимо исключить показатели, которые не поддаются расчетам или по которым пороговые значения безопасности определить невозможно.

3. Расчет показателей,  рассматриваемых изолированно друг  от друга, не позволяет выйти  на их пороговые значения, только  в системе можно получить их объективную оценку.

4. Пороговые  значения показателей могут определяться  только с учетом особенностей  периодов развития экономики,  что обусловливает необходимость  использования вариантной оценки  пороговых значений показателей.

Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости. Поэтому совершенно не ясно, например, что означает превышение отдельных предельно допустимых уровней -- либо мы уже находимся в условиях экономического краха, пока не ощущая в должной мере его последствий, либо пределы допустимого для России являют собой еще неведомый миру феномен, либо мы просто не знаем реального положения дел в стране (поскольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому не можем сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны.

 

 

 

 

 

3. Обеспечение  национальной экономической безопасности  российской экономики

3.1 Угрозы национальной  экономической безопасности на  современном этапе

 

Термины «угроза» и «вызов»  весьма часто используются в исследованиях  проблем национальной безопасности России. Вместе с тем, анализ современной научной литературы показал, что многие авторы не видят между ними особой разницы и часто используют их как синонимы.

На примере угроз  и вызовов безопасности России при  ее присоединении к Всемирной торговой организации мы хотели бы показать, что содержание этих весьма важных терминов теории национальной безопасности требует дополнительного обсуждения Уточнение их определений может способствовать более полной реализации национальных интересов нашей страны на этом стратегическом направлении современной российской внешней политики5.

Информация о работе Национальная экономическая безопасность российского хозяйства