Национальная экономическая безопасность российского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение экономических основ формирования национальной экономической безопасности российского хозяйства.
Для достижения данной цели в рамках работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить национальную экономическую безопасность: понятие
и виды;
2) проанализировать экономическую безопасность, как элемент
национальной безопасности страны;
3) выявить основные критерии безопасного функционирования российской экономики;
4) рассмотреть угрозы национальной экономической безопасности на современном этапе;
5) показать основные меры по обеспечению национальной экономической безопасности российского хозяйства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Национальная экономическая безопасность: понятие и виды
1.1 Экономическая безопасность, как элемент
национальной безопасности страны…………………………………………..5
1.2 Механизм и проблемы обеспечения
экономической безопасности…………………………………………………..7
2 Характеристика национальной экономической
безопасности российского государства
2.1. Основные критерии безопасного функционирования
российской экономики…………………………………………………….…...14
2.2. Региональный аспект экономической безопасности
страны……………………………………………………………………………17
3. Обеспечение национальной экономической безопасности
российской экономики
3.1. Угрозы национальной экономической безопасности на
современном этапе……………………………………………………………...23
3.2. Основные меры по обеспечению национальной
экономической безопасности российского хозяйства……………………....29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Национальная экономическая безопасность российского хозяйства. Кузнецов 121.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Критика А.Н.Илларионова - своего рода «либеральная контратака» на концепцию экономической безопасности - была одним из наиболее ярких эпизодов в дискуссиях по соответствующей тематике на протяжении 1990-х гг. Она с полным основанием должна была привести к переосмыслению господствующих подходов к проблематике «пороговых значений» экономической безопасности ввиду их эмпирической несостоятельности и концептуальной неоднозначности. К несчастью, автор сам испортил дело, попытавшись предложить собственный критерий («признак») критического состояния в сфере экономической безопасности - «отсутствие положительных темпов экономического роста», обусловленное интенсивностью вмешательства государства в экономику. Такой критерий ничуть не менее произволен, чем альтернативные критерии, а аргументация о том, что «при увеличении масштабов деятельности государства темпы экономического роста, как правило, снижаются», является результатом тривиальной логической ошибки. В результате этого, но в первую очередь вследствие неприятия большинством сторонников концепции ЭБ либеральной позиции Илларионова, его безусловно здравые замечания по поводу обоснованности доминирующих взглядов на «пороговые значения индикаторов экономической безопасности» не оказали должного влияния на развитие дискуссии. В последующих разделах мы вернемся к этой проблематике.

Таким образом приходим к тому, что проблем в данной сфере осталось слишком много, чтобы можно было сделать вывод об удовлетворительной степени концептуальной проработки соответствующей тематики. Данное обстоятельство делает актуальным обращение к более широкой теоретической перспективе рассмотрения соответствующих вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика национальной  экономической безопасности российского государства

2.1 Основные  критерии безопасного функционирования  российской экономики

 

Экономическая безопасность - это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень - социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Состояние экономики, от которого зависит экономическая безопасность государства, общества и личности, характеризуется макроэкономическими показателями, анализируя которые можно выявить внутренние и внешние угрозы экономической безопасности и выработать меры и механизмы их предотвращения.

В Государственной стратегии  экономической безопасности РФ от 1996 г. декларируется, что выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения. Далее в Законе перечислены наиболее вероятные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти.

1. Увеличение имущественной  дифференциации населения и повышение  уровня бедности, что ведет к  нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

- расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

- увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. п.;

- рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

- задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т. д.

2. Деформированность  структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

- усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

- отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

- низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

- приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

- рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности  социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами  этой угрозы являются:

- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

- нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

- увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества  и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

- рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

- сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

- ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Государственная стратегия  экономической безопасности Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. была ориентирована на реализацию осуществляемых экономических преобразований в ближайшие 3—5 лет, однако все вышеперечисленные угрозы остаются и сегодня полностью актуальными, хотя срок, на который разрабатывалась государственная стратегия, уже истек. Более того, ситуация меняется, что предполагает возникновение новых угроз, и следовательно, требуется разработка новой Государственной стратегии экономической безопасности РФ, которая учитывала бы их в полной мере.

Для того чтобы успешно  выявлять внешние и внутренние угрозы, необходимо разработать систему  критериев и параметров экономической безопасности, на основании которых можно оценивать значение определенного макроэкономического показателя с точки зрения угроз безопасности РФ. Например, какое значение показателя уровня безработицы считать угрозой экономической безопасности РФ, а какое — нормальным состоянием экономики.

Перечень критериев  экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных и качественных параметров, утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 (см. гл. 6, приложение № 2 к постановлению Правительства РФ «О первоочередных задачах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации». К сожалению, критерии экономической безопасности РФ выработаны не были, поэтому выработка мер и механизмов экономической политики, направленной на обеспечение экономической безопасности, была затруднена, что и сказалось на их эффективности.

Основным субъектом экономической безопасности является государство. Согласно Государственной стратегии, деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям.

1. Выявление случаев,  когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

2. Организация работы  в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

- Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

- Правительство РФ координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых  решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент РФ.

Для того чтобы оценить  текущее состояние экономики, т. е. насколько оно обеспечивает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, выявить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности страны, далее в этой главе будет рассмотрены макроэкономические показатели4.

2.2 Региональный  аспект экономической безопасности  страны

 

Проблема защиты экономической безопасности весьма остро стоит не только для страны в целом, но и для отдельного региона. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы безопасности, которые определяются особенностями региона: географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения и культурно-историческими традициями его поведения.

Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по предотвращению и преодолению  опасных для экономики регионов тенденций и явлений и обеспечению  экономической безопасности этих регионов.

Экономическая безопасность региона рассматривается  как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены  внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового  потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения. Рост благосостояния населения региона - основа отсутствия (или слабого проявления) социальных конфликтов, сепаратистских намерений и обеспечения единства Федерации.

Система экономической  безопасности региона включает в себя следующие блоки. Первый блок - интересы региона в области экономики. Второй блок - оценка внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона. Третий блок - формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства. Необходимо создание таких методов формирования экономической политики региона, которые обеспечивали бы органичное встраивание в этот процесс детальной проработки проблем экономической безопасности. И четвертый блок - это организационное обеспечение защиты экономической безопасности региона. Защита экономической безопасности требует постоянной деятельности по выявлению и диагностике угроз региональным интересам в области экономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.

Для реализации этих блоков системы экономической  безопасности региона необходим  определенный инструментарий. Таким инструментарием служат индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения. Пороговые значения количественно выражают региональные интересы в области экономики, встраиваемость экономики региона в экономику страны и общероссийский рынок. Они являются важнейшим инструментом практической деятельности по защите этих интересов.

Региональные  социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения должны учитывать соответствующие параметры  в этой сфере в целом по России, во всяком случае, не противоречить им, но не обязательно повторять их, а также специфику экономики и социальной сферы данного региона.

Главными региональными  национальными интересами в области  экономики, на наш взгляд, являются повышение благосостояния населения  и интеграция региональной экономики, кооперация ее отраслей с другими регионами (доля продукции региона в общероссийском товарообороте).

В сферу регионального  интереса входит увеличение всех видов  доходов населения, снижение уровня бедности и безработицы, доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи и коммунальных услуг. Особое значение следует придать оплате наемного труда. Первоочередным условием защиты главного регионального интереса в социальной сфере необходимо сделать достижение того, чтобы квалифицированный, добросовестный труд мог обеспечить достойный уровень жизни работника и его семьи.

Социальная  безопасность, оторванная от своих  корней - экономики, не достижима. Это  будет очередная утопия, вроде построения социализма в отдельно взятой стране. Вместе с тем, социальные индикаторы с учетом их взаимодействия с другими индикаторами экономической безопасности могут и должны являться ориентиром при установлении региональной системы пороговых значений экономической безопасности региона.

Информация о работе Национальная экономическая безопасность российского хозяйства