Национальная экономическая безопасность российского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение экономических основ формирования национальной экономической безопасности российского хозяйства.
Для достижения данной цели в рамках работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить национальную экономическую безопасность: понятие
и виды;
2) проанализировать экономическую безопасность, как элемент
национальной безопасности страны;
3) выявить основные критерии безопасного функционирования российской экономики;
4) рассмотреть угрозы национальной экономической безопасности на современном этапе;
5) показать основные меры по обеспечению национальной экономической безопасности российского хозяйства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Национальная экономическая безопасность: понятие и виды
1.1 Экономическая безопасность, как элемент
национальной безопасности страны…………………………………………..5
1.2 Механизм и проблемы обеспечения
экономической безопасности…………………………………………………..7
2 Характеристика национальной экономической
безопасности российского государства
2.1. Основные критерии безопасного функционирования
российской экономики…………………………………………………….…...14
2.2. Региональный аспект экономической безопасности
страны……………………………………………………………………………17
3. Обеспечение национальной экономической безопасности
российской экономики
3.1. Угрозы национальной экономической безопасности на
современном этапе……………………………………………………………...23
3.2. Основные меры по обеспечению национальной
экономической безопасности российского хозяйства……………………....29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Национальная экономическая безопасность российского хозяйства. Кузнецов 121.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Другой важный аспект стратегии экономической  безопасности - устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия в области обеспечения  экономической безопасности разрабатывается  и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными  приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения  личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

В этих целях  должна быть создана отлаженная и  надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику, в частности, границы государственного сектора, а также обеспечить развитие эффективных методов государственного регулирования.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

- последовательная  децентрализация инвестиционного  процесса;

- повышение  роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);

- значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

- использование  части централизованных (кредитных)  инвестиционных средств на реализацию  особо эффективных и быстро  окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;

- стимулирование  привлечения иностранных инвестиций.

Следует заметить, что важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:

- выявление  случаев, когда фактические или  прогнозируемые параметры экономического  развития отклоняются от пороговых  значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных  мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

- организация  работы по реализации комплекса  мер с целью преодоления или  недопущения возникновения угроз  экономической безопасности Российской  Федерации. В ходе этой работы  Совет Безопасности Российской  Федерации должен рассматривать  концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

- экспертиза  принимаемых решений по финансовым  и хозяйственным вопросам с  позиции экономической безопасности  Российской Федерации. Законодательные  и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной  системы контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения  экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить:

- формирование  оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;

- исходя из  имеющихся конкурентных преимуществ,  выявление и целенаправленное  освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

- достижение  благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

- обеспечение  доступа российских предприятий  в качестве экспортеров и импортеров  на мировые рынки машин, оборудования  и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;

- долгосрочное  регулирование валютно-финансовых  проблем во взаимоотношениях  как со странами и международными  организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Многообразная роль системы государственного и  хозяйственного управления в обеспечении  экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена  выполнением присущих его механизму  функций, в том числе следующих.

Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий;

В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит  от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

При внимательном чтении отечественной литературы, специально посвященной проблемам ЭБ либо просто использующей этот термин, возникает впечатление, что каждый из исследователей наполняет этот термин своим, порой только ему понятным смыслом. К концу 1990-х гг. ситуация несколько стабилизировалась благодаря формированию круга «наиболее авторитетных» дефиниций экономической безопасности, на которые ссылаются авторы, ограничивающие свои цели разработкой прикладных вопросов ЭБ. Однако и между этими дефинициями сохраняются расхождения.

Определения экономической безопасности через «интересы» пользуются наибольшей популярностью. Вот, пожалуй, архетипический пример такого определения: «...сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»1. Определение через «устойчивость», в свою очередь, фокусирует внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов. Иллюстрацией такого подхода служит следующая формулировка: «Национальная экономическая безопасность - это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства»2. Что касается определения экономической безопасности через «независимость», то оно практически никогда не фигурирует «в чистом виде», а входит составной частью в определения через «интересы» или «устойчивость». Наиболее представительная, на наш взгляд, трактовка данного подхода интерпретирует экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию»3.

Аналитический инструментарий

О зрелости концепции  можно судить по тому, насколько  развитым является ее аналитический инструментарий. Он должен (а) иметь надежный фундамент в базовой области знания; (б) обладать прочными связями со смежными концепциями, благодаря чему обеспечивается возможность обсуждать вопросы в единой системе терминов; (в) являться общепринятым среди специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой. Применительно к концепции экономической безопасности на сегодняшний день можно констатировать следующее.

Во-первых, хотя почти все отечественные авторы оперируют категориями «угроз», «приоритетов», «критериев» и их «пороговых значений» и т.д., единого понимания этих категорий нет и пока не предвидится. Во-вторых, большинство отечественных работ по тематике экономической безопасности страдает полным отсутствием ссылок на работы зарубежных авторов, хотя такие работы имеются в изобилии. Это характеризует разработку проблемы экономической безопасности не с самой лучшей стороны. В-третьих, даже те аналитические инструменты, которые получили в работах отечественных авторов значительную степень проработки, в качестве средств научного исследования вызывают массу вопросов (и это еще дипломатично сказано). Проиллюстрируем данный тезис наиболее ярким примером, связанным с использованием «пороговых значений индикаторов экономической безопасности», представляющих собой «количественные параметры, очерчивающие границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики». Классификации и перечни соответствующих «пороговых значений» фигурируют во многих работах; однако все они умалчивают о методологических вопросах. Что является основанием для определения «пороговых значений» - экономико-математические модели (если да, то какие?), сравнительные эконометрические исследования на материале статистики по группам стран (где опубликованы их результаты?), экспертные оценки («а судьи кто»?) или - во что не хочется верить - индивидуальные предпочтения авторов? К чему они относятся - к интенсивности угроз, к условиям, которые делают страну уязвимой перед лицом угроз, или к чему-либо еще? Применимы ли эти критерии ко всем странам или рассчитаны специально для России с точки зрения понимания теми или иными авторами ее национальных интересов?

Указанные слабости методологии  «пороговых значений» были отмечены в серии критических публикаций Института экономического анализа (ИЭА) под руководством А.Н.Илларионова в 1998 г. В них было показано, что ни одна из стран мира (включая США, Японию и страны ЕС) не удовлетворяет всем фигурирующим в отечественной литературе «пороговым значениям» экономической безопасности; «за критической чертой» по тем или иным критериям (причем подчас сразу по многим) оказываются как экономически развитые страны, так и развивающиеся страны, демонстрирующие высокие темпы экономического роста. Но если жизнь «за критической чертой» не мешает странам процветать и развиваться, то какова польза от концепции экономической безопасности?

Информация о работе Национальная экономическая безопасность российского хозяйства