Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также их последствия для экономики.
Основные задачи:
- дать определение монополии и монопольной власти, выявить ее преимущества и недостатки;
- описать основные показатели монопольной власти;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Сущность монопольной власти и её показатели
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
2 Источники монопольной власти…………………...…………………………… 5
3 Экономические последствия монопольной власти..…………………………… 9
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

Монопольная власть- курсовая работа.docx

— 85.71 Кб (Скачать)

 

      4 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь

 

        Монополия как экономическое  явление представляет собой обусловленный  собственностью и властью тип  экономических отношений между  ее субъектами, которые реализуют  собственный интерес и влияют  на общественное производство  или его отдельные сферы. Ее  сущность состоит в обладании  субъектом (группой) собственностью  на факторы производства и  исключительными правами, обеспечивающими  господствующее положение в определенной  сфере (сферах) деятельности, контроль  над рынком и диктат своих  условий, регулирование цен и  объемов производства, присвоение  монопольной прибыли и ограничение  конкуренции.

       Монопольная власть обусловлена  экономическими и внеэкономическими  причинами. Она достигается не  только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может  быть искусственно предоставлена  государством, местными органами  власти.

     В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим - административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

        Политическая надстройка закрепляла  юридическими и идеологическими  формами государственно-экономическую  монополию, охватившую основные  производственные процессы. В ее  рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости  отраслей и предприятий, органов  управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство  и непроизводственная сфера, экономика  и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки  практика, образ жизни и мышление  – всё это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.

Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы влас-тно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

Государственный сверхмонополизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

С помощью централизованного  планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а также предприятия и организации, монополизивавшие выпуск отдельных товаров и услуг.

В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.

       При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том что, будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.

       Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

       В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

        Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Бел-легпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель - проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.

Сохраняются наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.

Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.

       Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.

Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.

Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1995 г. была изменена система лицензирования: на 25 единиц сокращено количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86), отменены 24 специальные решения правительства по данному вопросу. Однако и в настоящее время выдачу лицензий осуществляют более 40 государственных органов, а число лицензируемых видов деятельности составляет более 100 .

          Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на пролажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.

В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств и наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования. Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организации (особенно торговых - розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономики» в республике составляет 21-25% ВВП.

В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.

        Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете директоров АК «Слав-нефть» представлены 4 зам. министров. Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).

Примерами усиления государственной монополистической практики являются: государственная интервенция в акционерные компании - введение в 1997 г. «золотой акции».

Особого нрава государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний, принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных нрав на экспорт шерстяных тканей концерну «Беллег-пром». Указ «О некоторых мерах по координации деятельности Национального банка» (март 1998 г.) юридически закрепил фактическое руководство правительства денежно-кредитной политикой, установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка. Парламент республики узаконил право Совета Министров проводить единую денежно-кредитную политику. Все это дало основание некоторым авторам назвать Беларусь полигоном для антиконкурентных действий правительства.

Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия