Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также их последствия для экономики.
Основные задачи:
- дать определение монополии и монопольной власти, выявить ее преимущества и недостатки;
- описать основные показатели монопольной власти;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Сущность монопольной власти и её показатели
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
2 Источники монопольной власти…………………...…………………………… 5
3 Экономические последствия монопольной власти..…………………………… 9
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

Монопольная власть- курсовая работа.docx

— 85.71 Кб (Скачать)

Мы получаем возможность сформулировать коренное различие конкурентного и монополизированного рынков: на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам. На монополизированном рынке цена товара превышает предельные издержки. Это является и ключом к пониманию социальных издержек монополии.

Можно выделить следующие основные черты предприятия-монополиста:

 1)  монополист является единственным производителем данного товара;

 2)  продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей, поэтому покупатель вынужден или покупать этот товар у монополиста, или обходиться без него;

3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом ограничений или барьеров экономического, юридического, технического и природного характера, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;

 4) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращение объема продаж прямо пропорционально росту цен). Т.е. главной ограничительной силой рыночной власти монополии является эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.

 Очевидно, что сочетание всех вышеназванных обстоятельств создаёт для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Однако эти преимущества мгновенно улетучились бы при появлении в отрасли хотя бы ещё одного производителя-конкурента. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулёзному учёту потребностей и даже капризов последнего.

  Именно поэтому монополистическая структура рынка долговременно существует только там, где она защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. В связи с этим выделяют следующие основные барьеры, формирующие монополистическую структуру отрасли:

1) Эффект  масштаба - имеет место, когда в  некоторых отраслях (производство  стали, алюминия, автомобилестроения  и др.) существующая технология  такова, что достигнуть минимальных  издержек в долгосрочном периоде  можно только при большом объёме  производства как в абсолютном  значении, так и относительно  доли рынка. Мелкие фирмы, которые  попытаются войти в такую отрасль, не смогут получать прибыль  и удержаться в отрасли в  связи с тем, что не имеют  возможности реализовывать эффект  масштаба и производить продукцию  с меньшими или такими же  издержками, как монополист.

      Когда кривая долгосрочных средних  издержек LAC(при данных фиксированных ценах на ресурсы) представляет собой нисходящую кривую, то самый дешёвый способ удовлетворить потребности в продукции отрасли заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного продукта в рамках одной фирмы. Например, на рисунке 2 отражено, что единственная фирма может производить Q* ед. продукции при средних издержках LAC(Q*), в то время как если бы тот же рынок поделили между собой фирмы, то долгосрочные средние издержки возросли бы до величины LAC(Q*/2). Рынок, который с наименьшими затратами обслуживается одной фирмой, носит название естественной монополии.

2) Финансовые  барьеры – означают то, что  в некоторых отраслях для того, чтобы иметь эффективное производство, необходимы крупные капиталовложения. Для этих целей достаточно  трудно отыскать финансовые средства, что и является барьером для  вступления новых фирм в отрасль;

3) Патенты - в законодательстве многих стран, в том числе Беларуси, предоставляется  правовая охрана изобретению  в течение определённого времени, если оно новое, имеет изобретательный  уровень и промышленно применимо. Изобретение новое, если неизвестно  из уровня техники; имеет изобретательный  уровень, если для специалиста  явным образом не следует из  уровня техники; промышленно применимо, если может быть изготовлено  и использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении  и других отраслях народного  хозяйства. Например, в США изобретателю  предоставляется право контролировать  рынок продукта в течение 17 лет, в Беларуси – 20.

Также крупная фирма имеет возможность финансировать собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки или покупать патенты других фирм, что позволяет её усилить свои рыночные позиции, вытеснить конкурентов и стать монополистом. В мире известны такие фирмы, как «Дженерал моторс», «Ксерокс», «Полароид» и другие, ставшие монополистами в результате обладания патентами.

4) Лицензии. Государство может создавать  барьеры для вхождения фирм  в отрасль путём выдачи лицензий (разрешений) на занятие определёнными  видами деятельности. Таким образом, ограничение вследствие этого  предложения товаров приводит  к монополизации этой отрасли. Например, производство медицинских  препаратов.

5) Частная  собственность на важнейшие виды  невозобновляемых природных или редких ресурсов. Например, фирмы по производству алюминия ("Аluminum Company of America" - "АLCOA"), никеля («Нико», Канада), бриллиантов («De Beers», ЮАР) обеспечили себе монопольное положение вследствие контроля над сырьевыми ресурсами.

6) Нелегальные  методы борьбы с конкурентами (нечестная конкуренция). Истории известны случаи, когда против соперников применялись такие методы борьбы, как лишение сырья, сбыта, кредита, переманивание персонала, договоры с поставщиками ресурсов, банками, покупателями, объявление бойкота, использование демпинга, рекламы, а также агрессивные действия против конкурентов.

В зависимости от характера барьеров выделяются следующие виды монополий [7,188]:

1) Естественная  монополия - имеется в случае, если  масштаб производства настолько  велик, что в отрасли минимум  средних издержек в долгосрочном  периоде достигается при обслуживании  всего рынка одной фирмой (отрасль  представлена одной фирмой). Существование  двух или более фирм в такой  отрасли означает производство  продукции с издержками большими, чем минимально возможные.  Преимущество  в издержках производства монополии  имеют возможность реализовать  не в виде низких цен для  потребителей, а в высоком уровне  рентабельности (за счёт завышенных  цен). Примерами естественных монополий  могут служить кабельное телевидение, предприятия газо-, электро-, водоснабжения. Эти отрасли обычно находятся под контролем государства. Также к естественным монополиям относятся фирмы-собственники уникальных природных ресурсов.

2) Закрытая  монополия – имеет место тогда, когда монопольное положение  фирмы на рынке защищено законодательно  или  какими-либо юридическими  правами, ограждающими её от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия  представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.

3) Открытая  монополия - существует в том случае, если фирма выходит на рынок  с совершенно новым видом продукции  или услуги и в течение некоторого  времени будет единственным продавцом. Специфика этого типа монополии  состоит в том, что она всегда  имеет временный характер, поскольку  связанные с нововведениями рыночные  преимущества могут быть превзойдены  или скопированы конкурентами. Тем  не менее именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у неё рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.

4) Монопсония представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монополист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причём если монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам.

5) Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность ситуации состоит в том, что, хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издержек продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично условиям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель устанавливает цену ниже той, которую запрашивает продавец для каждого данного объёма спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из них вести переговоры.

Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным. 
   Результатом осуществления монопольной власти фирм служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния. Большинство специальных показателей монопольной власти, так или иначе, связаны с показателем прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности капитала, используемого фирмой.

В мировой практике требуемая норма доходности на собственный капитал служит эквивалентом нормальной прибыли. Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:

 1. норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна);

2.коэффициент  Лернера;

3. коэффициент  Тобина;

4. коэффициент  Папандреу.

 

Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли) показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.

                                                                                                      (1)

         где: - бухгалтерская прибыль

      - нормальная прибыль

 В  условиях конкуренции на товарном  рынке и эффективного финансового  рынка норма экономической прибыли  должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо  рынке (для какого-либо актива) превосходит  конкурентную норму, то этот вид  инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины, по которым  дополнительная доходность инвестиций  не уравнивается в долгосрочном  периоде, а это подразумевает  наличие у такой фирмы определенной  рыночной власти. При вычислении  и использовании показателя нормы  экономической прибыли возникает  ряд трудностей, связанных с такими  факторами, как: оценка стоимости  капитала и величины амортизации. Часто для прикладных расчетов  используют не экономические, а  бухгалтерские величины. Бухгалтерское  определение капитала исходит  из исторической стоимости активов  за вычетом амортизации. Адекватное  сравнение норм доходности требует  учета рискованности вложений  капитала, поскольку различия в  нормах могут вызываться не  столько конкурентными причинами, сколько разной степенью рискованности  проектов в разных отраслях. Для  компании, чьи акции котируются  на бирже, в странах с развитым  финансовым рынком существует  возможность оценки риска на  основе различных показателей  ценных бумаг. Для компаний, не  являющихся акционерными обществами, или чьи акции не обращаются  на бирже, оценка параметров риска  инвестиций гораздо сложнее.

Коэффициент Лернера как показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы доходности. При условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене[14,304]:

                                                                                            (2)

 

где: МС - предельные издержки,

         Еd - ценовая эластичность спроса.      

       Коэффициент Лернера принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции. Сложность вычисления коэффициента Лернера связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. В эмпирических исследованиях часто используется такая формула для определения предельных издержек на основе данных о средних переменных затратах:

                                     MC=AVC+(r+d)K/Q                                                    (3)

где: AVC - средние переменные издержки,

          r - нормальная норма прибыли,

          d - норма амортизации,

          К - величина капитальных активов,

          Q - объем выпуска.

Однако прямое использование средних переменных издержек вместо предельных для определения значения коэффициента Лернера ведет к довольно существенным ошибкам. Отклонение величины от коэффициента Лернера тем выше, чем выше норма амортизации, нормальная прибыль и стоимость используемого капитала, и чем ниже общая выручка.

Значение индекса Лернера можно прямо связать с показателем концентрации продавцов на рынке олигополии, предположив, что он описывается моделью Курно. Модель Курно основана на предположении, что устанавливающая объем продаж фирма считает объем продаж других фирм неизменным. Для рынков олигополии, где n фирм взаимодействуют по Курно, показатель Лернера для фирмы будет находиться в прямой зависимости от доли фирмы на рынке (отношение объема продаж рынка к отраслевому объему продаж) и в обратной - от показателя эластичности спроса:

                                                     L=Y/E                                                           (4)

 

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия