Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также их последствия для экономики.
Основные задачи:
- дать определение монополии и монопольной власти, выявить ее преимущества и недостатки;
- описать основные показатели монопольной власти;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Сущность монопольной власти и её показатели
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
2 Источники монопольной власти…………………...…………………………… 5
3 Экономические последствия монопольной власти..…………………………… 9
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

Монопольная власть- курсовая работа.docx

— 85.71 Кб (Скачать)

        2) Число фирм, действующих на рынке является вторым определяющим фактором кривой спроса на товар, производимый данной фирмой, и, следовательно, ее монопольной власти. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

         Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих значительную долю на рынке). Например, если  на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, это означает, что эти две крупные фирмы имеют большую монопольную власть. Положение, когда только небольшое количество фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.

 

Говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой страх американского бизнесмена - страх перед конкуренцией. Очевидно, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы, так как в этом случае рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли.

         3) Взаимодействие между конкурирующими фирмами является важным, а иногда и решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Они могут конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма  боится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

          Однако фирмы могут и не конкурировать между собой, и даже вступить в сговор (в нарушение антитрестовского и антимонопольного законодательства) и договориться об ограничении объёма производства и повышении цен. Согласованное повышение цен принесёт больше прибыли фирме, чем несогласованное, и, таким образом, сговор может привести к установлению значительной монопольной власти.

           Существуют следующие основные формы монополистических объединений, которые монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.

          1) Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. При этом в картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж.

           2) Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.

           3)  Корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход. Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера  спустя  год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

            Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

           4)  Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

           5) Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

           6) Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

           7) В 60-х годах в США и некоторых других странах появились и   начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

          Таким образом, источниками и факторами монопольной власти являются эластичность рыночного спроса на товар, производимый фирмой, число фирм, действующих на рынке, а также  характер взаимодействия между конкурирующими фирмами. Что касается последнего фактора, то следует сказать, что фирмы могут взаимодействовать различными способами, однако при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

 

3 Экономические последствия монопольной  власти

 

Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Все это начало приводить к централизации, то есть процессу поглощения крупными игроками на рынке более мелких фирм, которые до этого были их конкурентами. С другой стороны НТР усиливает конкуренцию, когда на рынке появляется совершенно новый продукт, изобретенный не монополистом, что разрушает гегемонию монополиста. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

         Современная монополия имеет ряд особенностей. Глобализация и вытекающиё из неё процесс транснационализации обусловил сегодняшние тенденции монополизма. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

        Одна из интересных особенностей сегодняшних монополий – это скрытность. С одной стороны они действуют в рамках жесткой конкуренции с малыми предприятиями, с другой – эти малые предприятия являются для крупных компаний всего лишь подрядчиками и т.д. Тем самым эти малые предприятия и зависимые, и независимые. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

        Одна из интересных особенностей сегодня – это тенденции к централизации капитала. При этом только собственник будущей материнской компании будет иметь выигрыш от этого. Компании, которые поглощаются, просто не имеют другого выхода, так как они находятся под рыночным прессом ТНК. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

       Таким образом, монополии на современном этапе – это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

        Однако есть и намного более существенные отрицательные моменты монополии. Первое и самое важное – это установление монопольных цен. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем рынке. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

        Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

 

       Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше  предельных издержек её производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.

       Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая её по слишком высоким ценам монополия ведёт к сокращению общественного благосостояния.

        Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рис.1). В этом случае монопольный выпуск составит  Qm против конкурентного Qk  при соответствующих ценах Pm и Pk . Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А, перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли.

         Меньший по сравнению с конкурентным объём монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А-В)+(А-С), что даст величину потерь, равную (В+С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причём, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством её налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объём предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

       При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках (МС=АС) на уровне конкурентной цены  Pk (рис.3) в условиях совершенной конкуренции потребительский излишек составит величину, равную Qk(P-Pk)/2. В случае с монополией он сокращается до Qm(P-Pm)/2, а монопольная прибыль составит Qm(Pm-Pk) . Если монополисту удаётся установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу. Однако при монопольном ценообразовании происходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину, равную площади треугольника В, представляющей собой разницу между потерями потребителей и выигрышем монополиста. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мёртвого груза» (W)(deadweight loss) и определяется как W-(∆P∆Q)/2,где ∆P=P-P., а ∆O=Qk-Qm. Qпределив относительную величину монопольной надбавки к цене d=(Pm-Pk)/Pk=∆P/Pk и выразив через неё эластичность спроса Ed=(∆Q/Qk)/( ∆P/Pk)=( ∆Q/Qk)/d,  мы можем определить  ∆Q = Ed dQk и ∆P = Pkd. В этом случае потери «мёртвого груза» равны  W=1/2QkPkEdd2.

      Потери «мёртвого груза» - не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счёт имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размером, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной её является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.

         Хотя потери эффективности из-за монополии могут быть существенными, большинство экономистов склоняются к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Связано это с тем, что чистая монополия встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влиянии, а с другой стороны, сами монополисты сталкиваются с противодействием ряда ранее упоминавшихся нами факторов, которые ограничивают реализацию их рыночной власти.

        Монополия приводит не только к отрицательным последствиям – она даёт и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создаёт более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведёт к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов, и следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия