Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 21:33, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также их последствия для экономики.
Основные задачи:
- дать определение монополии и монопольной власти, выявить ее преимущества и недостатки;
- описать основные показатели монопольной власти;
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Сущность монопольной власти и её показатели
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
2 Источники монопольной власти…………………...…………………………… 5
3 Экономические последствия монопольной власти..…………………………… 9
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………......
где: Р - рыночная стоимость активов фирмы;
С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходости и предельных издержек для отрасли.
Многочисленные исследования установили, что коэффициент Тобина в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.
Коэффициент Папандреу монопольной власти, который основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка[5,103].
Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке совершенной конкуренции эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности остаточного спроса. Но точно так же и уход крупных продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет приводить к снижению ее зависимости от ценовых решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии, фирма не должна иметь близких заменителей, следовательно, для монополии показатель эластичности остаточного спроса (совпадающего с рыночным спросом) также будет стремиться к нулю.
Кроме того,
влияние ценовой политики других фирм
на рынке на объем продаж рассматриваемой
фирмы зависит от ограниченности мощности
других фирм, от того, насколько они смогут
в действительности увеличить объем собственных
продаж и тем самым снизить долю рынка
нашей фирмы.
Для преодоления этой проблемы Папандреу
в 1949 году предложил так называемый коэффициент
проникновения, показывающий, на сколько
процентов изменится объем продаж фирмы
при изменении цены конкурента на один
процент. Формула коэффициента проникновения
(показателя монопольной власти Папандреу)
выглядит так:
где: Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью,
Pj - цена конкурента (конкурентов),
l – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от 0 до 1).
Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль). Перекрестная эластичность спроса на товар фирмы свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов. Другой сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.
Таким образом, мы видим, что структура рынка - это более сложное понятие, чем кажется на первый взгляд. Структура рынка имеет множество граней, что отражается в различных ее показателях. Мы рассмотрели показатели концентрации продавцов на рынке и обсудили их основные свойства. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.
Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти – способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в основном – барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий фирм [5,105-110].
Мы рассмотрели основные показатели, позволяющие характеризовать уровень монопольной власти на рынках и проблемы, связанные с их измерением.
Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка.
Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.
где: I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.
S1 – удельный вес самой крупной фирмы.
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Таким образом, индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов фирм, действующих на рынке. Его величина зависит от количества фирм и доли каждой из них в общем объёме фирм.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых
фирм , то S1=1%, а I=100. Таким образом, чем больше фирм на рынке, тем меньше значение индекса.
Индекс Херфиндаля — Хиршмана предоставляет информацию о сравнительных возможностях фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов - олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.
Значение индекса Херфиндаля—Хиршмана прямо связано с показателем распределения долей фирм на рынке, так что:
- показатель
дисперсии долей фирмы на
Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля—Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель распределения равен нулю и значение индекса Херфиндаля—Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Индекс Херфиндаля—Хиршмана благодаря чувствительности к изменению рыночной доли фирмы приобретает способность косвенно свидетельствовать о величине экономической прибыли, полученной в результате осуществления монопольной власти.
Индекс Джини представляет собой статистический показатель, основанный на кривой Лоренца (Рисунок 3).
Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.
Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат.
Индекс Джини представляет статистический показатель вида:
где: Yi - объем производства i-й фирмы
Yj - объем производства j-й фирмы
n - общее число фирм
Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке,
При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей- Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.
Таким образом, рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара. Она существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
2 Источники монопольной власти
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса на товар, производимый фирмой. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Решающим
фактором, определяющим степень
монопольной власти, является, следовательно,
эластичность спроса на товар,
выпускаемый фирмой. Вопрос заключается
в том, почему некоторые фирмы
(например, ряд универсамов) сталкиваются
с более эластичной кривой
спроса, тогда как другие (например,
производитель фирменной
Итак, существует три основных фактора, которые определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой.
Первый заключается в эластичности рыночного спроса на товар данного типа. Спрос на товар, производимый фирмой, будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос на товар данного типа, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка.
Рассмотрим подробнее каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
1) Эластичность рыночного спроса
Если на рынке действует только одна-единственная фирма (чистый монополист), то кривая спроса на производимый ею товар совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса на товар каждой фирмы. Например, спрос на нефть весьма неэластичен (по крайней мере в краткосрочный период). Вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия