Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение МВФ. Вследствие этого можно определить следующие задачи данной курсовой работы: структура и сущность МВФ, взаимоотношения между РФ и МВФ и тенденции развития МВФ.
Объектом исследования является деятельность МВФ. Предметом исследования- роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МВФ 4
1.1 Сущность и основные цели МВФ 4
1.2 Структура МВФ и порядок вступления 10
2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МВФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ 16
2.1 Проблемы развития МВФ в условия мирового экономического кризиса 16
2.2 Перспективы развития МВФ на современном этапе 23
3 Взаимоотношения между МВФ и РОССИЕЙ 28
3.1 Экономические реформы проводимые при участии МВФ в РФ 28
3.2 Проблемы и перспективы сотрудничества МВФ с Россией 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
В последние годы (начиная с 2000 г.) Россия вышла на новый уровень сотрудничества с МВФ, в рамках которого с фондом проводятся в основном консультации по вопросам экономической политики без привлечения новых средств финансовой поддержки.. В рамках осуществления МВФ надзорной функции за финансовыми системами стран-членов проводятся ежегодные консультации по 4-й статье Статей соглашения (Устава) МВФ, а также обзоры выполнения стандартов прозрачности бюджетной и кредитно-денежной систем.
С марта 2005 года решением Совета директоров Фонда РФ участвует в плане финансовых операций МВФ. Россия участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. Сейчас Россия сама стала кредитором развивающихся экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ. Доля России в плане финансовых операций МВФ на 1 апреля 2007 г. составила 188 млн SDR.[17]
Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC). Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. По абсолютным же величинам списания долгов слаборазвитым странам – третье место после Японии и Франции.[17] К настоящему времени наша страна списала или приняла на себя обязательство списать задолженность африканских стран на сумму 11,3 млрд. долл. США, включая более 2 млрд. долл. США в рамках Инициативы ХИПС.[21]
Реформа акционерных квот (долей в капитале фонда каждой страны-участницы) в МВФ остается главным элементом преобразований. В числе стран, доля квот которых в подписном капитале МВФ в результате второго специального раунда увеличения квот не только не увеличивается, а, напротив, уменьшается, оказывается и Россия. Квота России сокращается на 0,29 процентных пункта до 2,49процентов, а доля голосов – на 0,35 процентных пункта до 2,39 процента. Конкретно, это означает, что Россия, во-первых, может привлечь меньшие средства в качестве кредита МВФ (размер финансирования со стороны МВФ ограничен размером квоты) и, во-вторых, будет пользоваться меньшим влиянием при принятии решений. Влияние России не было особенно значительным и до реформ. Принятие решений в рамках МВФ требует для большинства стран (за исключением немногочисленной группы лидеров, к которой Россия не относится) формирования разнообразных коалиций. А с этой точки зрения, во-первых, даже небольшая доля всегда может оказаться решающей, а во-вторых – не менее важным, чем изменение собственно российских показателей, является рост влияния других стран (кстати, также недовольных реформой и считающих ее полумерой) и взаимоотношения России с этими государствами.
Уже
не раз страны БРИК (Бразилия, Россия,
Индия, Китай) призывали сформировать
новый мировой порядок и
Неожиданным и, можно сказать, сенсационным стало предложение России относительно реформирования международной валютной системы, сделанное ею в контексте подготовки к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 г.). Оно состояло в том, чтобы обратиться, в частности, к такому сценарию этого реформирования, как « создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными и финансовыми институтами». Было предложено рассмотреть роль МВФ в этом процессе, а также определить возможность и необходимость принятия мер, которые позволят СДР стать признанной всем мировым сообществом «суперрезервной» валютой». Российское предложение вызвало оживленную дискуссию и нашло значительную поддержку в кругах политиков и финансистов. Посол Италии, являвшейся председателем «восьмерки», в России Витторио Клаудио Сурдо в интервью агентству «Интерфакс» 12 июня 2009 г. заявил, что введение новой наднациональной валюты - это одна из наиболее интересных идей, предложенных для международной дискуссии по сценариям развития после экономического и финансового кризиса. [1]
Глава МВФ Доминик Стросс-Кан в марте 2009 г. заявил, что предложение о введении новой резервной валюты вместо доллара США вполне обоснованно, однако Президент США Барак Обама выступил против формирования новой международной валюты. Судя по всему, обсуждение российских предложений по проблемам валютной реформы будет продолжено в рамках совещаний министров финансов и председателей центральных банков стран «Группы двадцати», в структурах МВФ и в рамках иных межгосударственных форматов. Идея формирования механизма международных расчётов с помощью образования единой международной валюты - это целевая стратегическая установка на долгосрочную историческую перспективу. Однако при существенных расхождениях интересов отдельных государств (а также больших различиях между взглядами экономистов-теоретиков), достижение целей формирования международной валютной системы, которая была бы основана на использовании универсальной наднациональной валютной единицы, - это сложный, противоречивый и длительный процесс.
В рамках коллективной программы антикризисных мер было принято решение провести допэмиссию спецвалюты МВФ – СДР – на 250 млрд. долл. На получение этих кредитных ресурсов под низкий процент и на длительный срок могут рассчитывать все страны – члены МВФ, пропорционально их квотам. Эти деньги фонд предлагает либо использовать на преодоление кризиса, либо на льготных условиях переуступить более нуждающимся. В долларовом эквиваленте доля России составляет 8,84 млрд. долл. Однако российское правительство выбрало промежуточный вариант – денег не брать, но и не переуступать, сохранив для России возможность прибегнуть к этим заимствованиям при необходимости. В то же время страна не откажется от планов занять за рубежом 17,8 млрд. долл. Правда, взяты эти кредиты будут на свободном рынке под более высокие проценты, чем у МВФ. Стоимость денег в этом случае окажется больше, но зато России удастся избежать неизбежных требований со стороны МВФ менять бюджетную стратегию. Насколько либеральными будут условия предоставления кредитов МВФ РФ, в том случае, если российское правительство все-таки будет вынуждено обратиться за финансовой по мощью к Фонду, вопрос дискутируемый.[14]
Российские представители в МВФ всегда поддерживают решения фонда о кредитовании Украины, Белоруссии, Армении и ряда других стран СНГ. В ноябре 2008 года МВФ одобрил программу «стэнд-бай» для Украины на $17 млрд., из которых тремя траншами было выделено около $11 млрд. Перечисление четвертого транша было отклонено в конце 2009 года. 24 марта 2010 года миссия МВФ начала визит в Киев для консультаций с украинскими властями. Главными условиями возобновления сотрудничества Украины с МВФ является укрепление фискальной стабильности, принятия госбюджета, с дефицитом до 6% ВВП и рекапитализация банков. Главный камень преткновения в отношениях Украина - МВФ: невыполнение требований поднять цены на энергоресурсы на украинском рынке до уровня европейских цен. По мнению чиновников МВФ, продажа населению энергоносителей по «справедливым ценам» пополнит казну государства. К этому же склоняется и новое правительство. Несмотря на то, что Виктор Янукович и Николай Азаров много и «плодотворно» критиковали Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко за сотрудничество с МВФ, теперь, оказавшись один на один с бюджетной дырой, они заявляют в один голос о том, что нужно продолжить сотрудничество с МВФ. [9] Премьер-министр Николай Азаров выступил за разработку новой программы сотрудничества между Украиной и Международным валютным фондом, которая была бы реализована после нынешней программы «стэнд-бай» и направлена на поддержание экономических реформ в стране.
Оказавшаяся в сложных условиях из-за сокращения российских энергетических субсидий и снижения платежеспособности на внешних рынках, Белоруссия смогла удержаться от рецессии только за счет внешнего финансирования. В конце марта 2010 года Беларусь получила последний, пятый транш кредита МВФ в размере около $670 млн. в рамках программы «стэнд-бай». Общий объем предоставленных МВФ Беларуси финансовых ресурсов в рамках программы составил более $3,5 млрд.[2] В результате оценки проводимых Белоруссией мероприятий МВФ назвал положительными меры в части корректировок в фискальном секторе, проведения денежно-кредитной политики. Все эти шаги властей способствовали минимизации последствий «нефтяного шока», внесшего важные изменения в экономическую ситуацию в Беларуси. В то же время в части структурных реформ и внедрения рыночных элементов в хозяйственную систему Белоруссии изменений недостаточно. Как результат - не решается основная проблема белорусской экономики: устранение дефицита платежного баланса. Для финансового обеспечения дальнейших структурных реформ МВФ и власти Белоруссии намерены принять совместную программу. В мае текущего года ожидается очередная миссия экспертов фонда, во время которой будут подведены окончательные итоги выполнения программы стэнд-бай, а также обсуждены условия и параметры будущей программы Беларуси и МВФ.
В январе 2010 года Правление МВФ одобрило выделение Молдавии 2-х кредитов в течение 3-х лет общей суммой 574,4 млн $.[9] Один заем, предназначенный для стран-членов МВФ, находящихся на грани нищеты, не будет облагаться процентными ставками до конца 2011 года. Другой кредит включает в свой состав низкие процентные ставки и возможность погашения в течение 10 лет с периодом отсрочки основных платежей в 4,5 года. Эти кредиты направлены на поддержание экономической программы Молдавии, нацеленной на восстановление стабильного положения в стране, (а также) на поддержание финансовой стабильного положения, снижение уровня бедности и рост благосостояния населения.
Армения очень активно пользуется международными финансовыми вливаниями в экономику. В конце марта 2010 года МВФ принял решение о незамедлительном предоставлении стране четвертого транша на сумму приблизительно 73,6 млн. долларов в рамках кредитной программы стэнд-бай . С учетом четвертого транша общий объем выплат составил приблизительно 532,2 млн. долларов. Более половины внешнего долга Армении сформировано из кредитов, предоставленных сроком на 35-40 лет, льготный срок которых составляет 7-10 лет. Объем внешнего долга Армении МВФ - 823 млн. долларов. [21] Задача властей заключается в поддержании хрупкого восстановления экономики, смягчении внешней уязвимости, достижении финансовой консолидации, в регулировании долга и защите социальных расходов. Валютная политика направлена на смягчение потенциального инфляционного давления. МВФ рекомендует Армении углублять реформы в налоговой, таможенной и в финансовой сферах и повышать конкурентоспособность страны.
19 марта 2010г. миссия МВФ завершил пятый обзор экономики Грузии и принял решение выделить новый транш в 149 млн. долларов в рамках антикризисной программы. В рамках программы МВФ сделал некоторые послабления. Пересмотрены критерии по потолку внутренних активов, по минимальному размеру золотовалютных резервов, по бюджетному дефициту и объему привлекаемого или гарантируемого долга. Что касается Азербайджана, то в настоящее время страна получает лишь техническую помощь фонда без кредитных ресурсов МВФ.
В Центральной Азии из бывших советских республик наиболее пострадали от
мировых экономических неурядиц и неэффективного государственного управления Киргизстан и Таджикистан. С 7 по 13 апреля миссия МВФ во главе с Акселем Шиммельпфеннигом находилась в Душанбе и обсуждала реализацию трехлетней программы в рамках расширенного кредитного механизма в размере $116 млн. Во время работы были обсуждены вопросы нынешнего состояния и перспектив дальнейших отношений Таджикистана с МВФ. Также состоялась конструктивная беседа по вопросам механизма финансирования строительства Рогунской ГЭС и его влияния на макроэкономические показатели развития страны, а также устранению преград на пути развития регионального сотрудничества в Центральной Азии. В связи с препятствием со стороны Узбекистана в свободном движении поездов Таджикистана Аксель Шиммельпфенниг, в частности, заявил, что «и Таджикистан и Узбекистан являются членами МВФ и одно из главных условий членства в этой организации является поддержка свободной торговли. Поэтому этот вопрос мы будем обсуждать с Узбекистаном, и будем способствовать решению этой проблемы». [24]
Эксперты Всемирного банка считают, что наиболее сокрушительный удар мировой финансовый кризис нанес по прибалтийским государствам. Так, сокращение мирового спроса вылилось для Латвии и Литвы сокращением продаж на 40% и загрузки мощностей – на 24%.[19] Видя, что с латвийским правительством невозможно работать при помощи общих указаний (тем более, что в 2010 году в Латвии ожидаются выборы в Сейм), международные кредиторы подготовили для подписания два протокола: Меморандум о взаимопонимании с Еврокомиссией» и новое «Письмо о намерениях к МВФ». [11] Эти протоколы составлены в виде расписания с жесткими сроками выполнения каждой задачи. Главным пунктом там оговорено, что любые решения латвийского кабинета министров, касающиеся налогов или госгарантий должны приниматься только после согласования с Европейской комиссией и МВФ. Таким образом, Латвия лишается суверенного права самостоятельно устанавливать и изменять свои налоги.