Мировой валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение МВФ. Вследствие этого можно определить следующие задачи данной курсовой работы: структура и сущность МВФ, взаимоотношения между РФ и МВФ и тенденции развития МВФ.
Объектом исследования является деятельность МВФ. Предметом исследования- роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МВФ 4
1.1 Сущность и основные цели МВФ 4
1.2 Структура МВФ и порядок вступления 10
2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МВФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ 16
2.1 Проблемы развития МВФ в условия мирового экономического кризиса 16
2.2 Перспективы развития МВФ на современном этапе 23
3 Взаимоотношения между МВФ и РОССИЕЙ 28
3.1 Экономические реформы проводимые при участии МВФ в РФ 28
3.2 Проблемы и перспективы сотрудничества МВФ с Россией 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

курсовик МВФ - копия.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Образование механизма ГКЛ не является единственным новшеством в кредитной системе  МВФ. Исполнительный Совет Фонда  в своем постановлении от 24 марта 2009 года одобрил и ряд других относящихся  к этой системе мер. В их числе: расширение договоренностей о резервных кредитах «стэнд-бай», удвоение лимитов доступа, модернизация предъявляемых условий, адаптация и упрощение механизмов определения стоимости и сроков погашения кредитов. С 1 мая 2009 года структурные критерии реализации были упразднены для всех кредитов МВФ, в том числе для программ, реализуемых в странах с низкими доходами. Структурные

реформы останутся частью программ, поддерживаемых ресурсами МВФ, но только в тех  случаях, когда они считаются решающим фактором подъема экономики страны. Программы, поддерживаемые ресурсами МВФ, разрабатываются с учетом обстоятельств конкретной страны и направлены на решение наиболее неотложных проблем для урегулирования кризиса.

     По  возможности, социальные расходы сохраняются или увеличиваются. Например, в рамках поддерживаемой ресурсами МВФ программы в Таджикистане власти намерены увеличить расходы на социальные нужды и на цели сокращения бедности с 7,3 процента ВВП в 2008 году до 8,7 процента ВВП в 2009 году, и дополнительно до 10 процентов ВВП в 2010 году.[26]

     Особое  место в рамках глобальной антикризисной  стратегии МВФ и Всемирного банка  занимает финансовая помощь странам  с низким уровнем дохода (ниже установленного порогового значения), то есть наиболее бедным станам, в особенности странам Африки к югу от Сахары. 23 апреля 2009 г. Исполнительный совет МВФ принял, по рекомендации «двадцатки», решение о повышении вдвое лимитов заимствования наиболее бедными странами по кредитным договоренностям в рамках использования «Механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту» (действовавший до того времени лимит составлял 140% квоты и 185% при исключительных обстоятельствах) и «Механизма финансирования для преодоления внешних шоков» (прежние лимиты: годовой – 25% квоты, кумулятивный – 50%, кроме исключительных обстоятельств).[1,c.98] В дополнение к удвоению лимитов доступа МВФ модернизировал свои механизмы льготного финансирования, с тем, чтобы повысить их гибкость и обеспечить удовлетворение разнообразных потребностей стран с низкими доходами, поскольку многие из них сильно пострадали от глобального кризиса. Реформа позволяет МВФ предоставлять более действенную краткосрочную и экстренную финансовую помощь. Помимо этого, на льготные кредиты для стран с низкими доходами распространяется охарактеризованный выше новый, смягченный порядок осуществления предъявляемых условий, относящихся к структурной политике. В программах допускается более высокий дефицит и расходы в 2008 и 2009 годах и предусматривается бóльшая гибкость в программах финансовой помощи. Целевые налогово-бюджетные показатели были ослаблены почти в 80 процентах (18 из 23) стран Африки с действующими программами МВФ. Предусматривается больше гибкости в отношении инфляции. По возможности, социальные расходы сохраняются или увеличиваются. Примерно треть программ в странах с низкими доходами включает минимальные уровни расходов на социальные или другие приоритетные цели. Структурные реформы разрабатываются таким образом, чтобы защитить наиболее уязвимые слои населения. Например, в Сальвадоре власти отменили субсидию на электроэнергию для нежилых помещений, создав тем самым бюджетное пространство (до 0,3 процента ВВП) для увеличения социальных расходов. МВФ работает в тесном сотрудничестве с Всемирным банком и донорами над вопросами определения источников внешнего финансирования для социальной защиты и содействия реформе систем социальной защиты. К середине июля 2009 года новые обязательства МВФ в отношении стран Африки к югу от Сахары превысили 2,7 млрд долларов США. 24 страны с низкими доходами получили от МВФ облегчение бремени задолженности на общую сумму примерно в 6 млрд долларов.[26] 

     «Эта реформа представляет собой  существенное расширение поддержки,  оказываемой Фондом государствам-членам с низкими доходами, особо необходимой в условиях текущего глобального кризиса», - заявил Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан. – Благодаря возросшей гибкости и дополнительным ресурсам мы можем более полно удовлетворять потребности наиболее бедных стран мира, которые сильно пострадали в результате глобального экономического спада». [1]

       Расширение кредитных возможностей  МВФ для государств-членов имеет  своей оборотной стороной потребность  в наличии достаточных финансовых  ресурсов у самого Фонда. В связи с этим была разработана «Новая модель дохода Фонда». 7 апреля 2008 г. Исполнительный совет достиг «исторического соглашения» о реформе структуры доходов и расходов Фонда. МВФК МВФ в апреле 2008 г. одобрил предложенные нововведения в механизмы формирования доходов и расходов. В соответствии с его рекомендациями, Исполнительный совет разработал ряд конкретных мер, в числе которых наибольшее внимание привлекают:

     1.Разработка  поправки к Статьям соглашения  о расширении инвестиционных  полномочий Фонда. Эта мера позволила бы Фонду осуществлять более объемные инвестиции на финансовых рынках, что, в свою очередь, могло бы привести к увеличению средней прибыли Фонда, а также к диверсификации источников этой прибыли. В мае 2008 г. Совет управляющих утвердил названную поправку. Она вступит в силу после того, как ее поддержат три пятых государств-членов, обладающих 85 процентами от общего количества голосов.

     2.Создание  фонда, финансируемого за счет  прибыли от продажи части золотого  запаса МВФ. Соответствующее решение было одобрено Исполнительным советом Фонда 18 сентября 2009 года. Продажи золота планируется осуществлять таким образом, чтобы они не вызывали нарушения функционирования мирового золотого рынка и, соответственно, не причиняли ущерба производителям и владельцам золота. Предполагается, что средства, полученные от продаж золота, расширят возможности осуществления Фондом льготного кредитования более бедных стран.

     В связи с быстрым развитием  кризиса просьбы развивающихся  стран, в особенности бывших социалистических стран и стран СНГ, к МВФ о предоставлении кредитов стали резко возрастать. 2 апреля 2009 года саммит Группы 20-ти в Лондоне поддержал значительное увеличение кредитных ресурсов МВФ для содействия борьбе с кризисом. Немедленное удвоение ресурсов МВФ с 250 млрд. долларов США было обеспечено за счет двусторонних обязательств со стороны ряда стран. Так, Япония предоставила МВФ 100 млрд. долл. Увеличение ресурсов до 750 млрд. долларов обеспечивается путем расширения и модернизации новых соглашений о займах (НСЗ). Расширение числа участников с текущих 26, увеличение объема предоставляемого кредита до 500 млрд. долларов (включая примерно 250 млрд. долларов взносов на двусторонней основе) и повышение гибкости НСЗ обеспечит гораздо более сильную поддержку. Общее распределение СДР в размере, эквивалентном 250 млрд. долларов, привело к увеличению объема СДР почти в десять раз. [1] Это означает существенное повышение резервов для многих стран, включая страны с низкими доходами.

     В конце 2009 года МВФ, оценив результаты своей работы по поддержке пораженных кризисом развивающихся стран, в частности, в Восточной Европе, пришел к выводу, что кредиты Фонда позволили этим странам избежать наихудшего и, в частности, предотвратить банковский кризис. В сообщении, размещенном на сайте организации, говорится, что  эффективности помощи со стороны Фонда способствовало то, что кредитование предоставлялось странам вовремя и в большом объеме, условия кредитования были более «сфокусированными» и содержали меньше, чем прежде, требований по проведению, в частности, структурных реформ. Кроме того, при выделении кредитов в большей степени учитывалась специфика стран и их конкретные проблемы. МВФ не настаивал, как это бывало в прошлом, на резком ужесточении кредитно-денежной политики, поддерживал использование властями мер по стимулированию экономики и т.д. МВФ выделил с сентября 2008 года, когда началась острая фаза мирового кризиса, 15 развивающимся странам в общей сложности $163 млрд.[18]

     В настоящее время МВФ вносит вклад в предпринимаемые усилия по формулированию выводов из текущего кризиса для политики, регулирования и реформы глобальной финансовой архитектуры. Глобальные усилия сфокусированы преимущественно на текущем кризисе, но реформы нацелены также и на посткризисный период. Эти изменения в глобальной финансовой архитектуре смогут снизить частоту и глубину будущих кризисов и помочь в получении выгод от растущей открытости и интеграции глобальной экономики. 

2.2 Перспективные  развития МВФ на современном этапе

     В целях формирования послекризисного мира и предотвращения будущих кризисов, МВФ работает в тесном сотрудничестве с правительствами и другими международными организациями. Предпринимаются шаги по совершенствованию анализа рисков, рассмотрения проблем в межстрановом контексте, изучению связей между реальной экономикой, стабильностью финансового сектора и внешней стабильностью, в частности, путем разработки системы раннего предупреждения - совместно с Советом по финансовой стабильности - и пересмотра программ оценки финансового сектора. Ключевое значение имеет также усиление внимания к действенности надзора в  отношении индивидуальных стран, который требует большей объективности, четкости и беспристрастности. МВФ также предоставляет рекомендации относительно того, как пересмотреть глобальное регулирование и надзор за деятельностью рынков.

     26 февраля 2010 года на ежегодном  совещании Бреттонвудского комитета  в Вашингтоне директор-распорядитель  МВФ Доминик Стросс-Кан представил  обновленную стратегию фонда,  которую он назвал «МВФ для XXI века». Директор-распорядитель пояснил, что эта «стратегия учитывает проблемы, с которыми сталкиваются наши 186 государств-членов в послекризисную эру, и позволяет Фонду обновить свой арсенал, с тем, чтобы быть более эффективным, но в то же время оставаться прочно приверженным к основному мандату МВФ, порученному его основателями». Он добавил, что «обновленный мандат» должен охватывать весь спектр макроэкономической политики и политики в отношении финансового сектора, которая имеет отношение к глобальной стабильности в современном мире и укрепляет роль Фонда как «стража общесистемной стабильности». [16]

     Тремя важнейшими приоритетами новой стратегии  МВФ должны стать улучшение методов  предотвращения кризисов, укрепление антикризисных мер и международной валютно-финансовой системы.

     В целях улучшения  методов предотвращения кризисов МВФ будет совершенствовать свой надзор за системными и финансовыми  рисками. В дополнение к надзору  МВФ на уровне стран и усилий Группы 20-ти, которая недавно ввела процесс взаимных оценок, предложена идея новой процедуры многостороннего надзора для оценки системного воздействия экономической политики страны радикально иным образом. Стросс-Кан также усматривает важную роль МВФ в содействии решению более широкого круга проблем международной политики, которые потребуют "расширенного многостороннего подхода для поиска долгосрочных решений". В отношении финансовых рисков основное внимание будет направлено на улучшение работы по "выявлению способов распространения рисков в системе". Это должно включать усиление мониторинга нескольких десятков крупных и сложных финансовых организаций, которые образуют базовую "систему сосудов" международных финансов. Относительно либерализации счета операций с капиталом Стросс-Кан  подчеркнул "прагматическую позицию Фонда, в том числе по вопросу о мерах контроля за операциями с капиталом".[16]

     Для укрепления антикризисных мер кредитование МВФ должно характеризоваться скоростью, охватом и объемом, которые намного превышают прежние ожидания. Фонд рассматривает способы повышения привлекательности своего страхового продукта, гибкой кредитной линии, и методы сотрудничества с региональными пулами резервов, отмечая пример «позитивной и стабилизирующей» роли, которую сыграло кредитование ЕС, предоставляемое параллельно с программами МВФ.

     Также изучаются другие варианты, в том  числе краткосрочные кредитные  линии с участием нескольких стран. В настоящее время МВФ рассматривает  возможность создания нового механизма антикризисного кредитования, который будет охватывать группы стран. Новый кредит  будет предоставляться сразу группе стран, которые, по мнению МВФ, оказались под угрозой в ходе кризиса, а не отдельным государствам.  При этом странам не нужно будет запрашивать помощь: МВФ сам будет открывать кредитную линию, если сочтет их антикризисную экономическую политику обоснованной. Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, намекнув на идею новой кредитной линии, что фонд в будущем хотел бы иметь возможность работать с системными рисками в мировой экономике, получить полномочия выявлять угрозы, возникающие в мировой экономике, и - предупреждать о них страны.[19] Как ожидается, идея нового кредитного механизма будет оформлена к сентябрю 2010года и затем может быть одобрена советом управляющих фонда.

     Относительно  вопроса о поддержке стран  с низкими доходами, предполагается проводить далее реформу своего кредитования и рационализацию предъявляемых условий, предпринятые МВФ в условиях кризиса 2008-2009гг. В качестве дополнительных мер рассматриваются новаторские финансовые решения для стран, сталкивающихся с проблемами уязвимости и безопасности, а также предполагается расширение роли Фонда в страховании от глобальной волатильности или других шоков, в том числе от воздействия изменения климата. МВФ планирует резко увеличить льготную помощь - до 8 млрд. долларов в год - в ближайшие два года для содействия странам с низкими доходами в преодолении последствий глобального кризиса. Ожидается, что эти ресурсы, включая те, которые поступят от планируемой продажи золота МВФ, увеличат объем льготного кредитования до 17 млрд. долларов США за период до 2014 года включительно. Предполагается использование нулевых процентных ставок до конца 2011 года.[26]

     Укрепление  международной валютно-финансовой системы на перспективу будет  заключаться в нахождении способов «ограничения напряженности, возникающей  из-за высокого спроса на страховые  резервы, с одной стороны, и узкого предложения резервов, с другой». Здесь Фонд мог бы сыграть важную роль, предоставляя ликвидность. Относительно более долгосрочного вопроса о необходимости в новом резервном активе, выпускаемом на глобальном уровне, Директор-распорядитель заявил, что «в интеллектуальном плане сейчас целесообразно изучать такого рода идеи, учитывая то, что в какой-то момент в будущем это может потребоваться глобальной системе».[25]

       Однако, как подчеркнул Стросс-Кан,  обновленный мандат МВФ не  будет легитимным до вступления  в действие реформы квот и прав голоса, утвержденной в апреле 2008 года. До настоящего времени лишь 64 из 186 государств-членов МВФ, представляющие примерно 70 процентов из требуемых 85 процентов числа голосов, приняли необходимое законодательство, чтобы реформа вступила в действие.[25] Эти реформы являются первым шагом на пути увеличения доли динамично развивающихся стран с формирующимся рынком и сохранения величины прав голоса стран с низкими доходами. В результате будут увеличены квоты 54 государств-членов с наибольшим увеличением в случае Китая, Кореи, Индии, Бразилии и Мексики. Конкретные размеры новых квот государств-членов МВФ должны быть определены министрами финансов «Группы двадцати» и Фондом, как и планировалось, к январю 2011 года.

     В целях формирования послекризисного  мира и предотвращения будущих кризисов, МВФ работает в тесном сотрудничестве с правительствами и другими  международными организациями. Директор-распорядитель  Доминик Стросс-Кан отметил важность многостороннего подхода. «Если кризис нас чему-то научил, так это тому, что мир сегодня нуждается в еще большем применении многостороннего подхода, чем во время создания Бреттонвудских учреждений в 1944 году». Отметив «беспрецедентное» международное сотрудничество в области экономической политики, которое происходило во время кризиса, он сказал, что XXI век потребует «большего, а не меньшего, сотрудничества такого рода. Большего, а не меньшего, применения многостороннего подхода. Большего, а не меньшего, участия МВФ».[16]

Информация о работе Мировой валютный фонд