Мировой валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение МВФ. Вследствие этого можно определить следующие задачи данной курсовой работы: структура и сущность МВФ, взаимоотношения между РФ и МВФ и тенденции развития МВФ.
Объектом исследования является деятельность МВФ. Предметом исследования- роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МВФ 4
1.1 Сущность и основные цели МВФ 4
1.2 Структура МВФ и порядок вступления 10
2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МВФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ 16
2.1 Проблемы развития МВФ в условия мирового экономического кризиса 16
2.2 Перспективы развития МВФ на современном этапе 23
3 Взаимоотношения между МВФ и РОССИЕЙ 28
3.1 Экономические реформы проводимые при участии МВФ в РФ 28
3.2 Проблемы и перспективы сотрудничества МВФ с Россией 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

курсовик МВФ - копия.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В международных экономических отношениях одну из главных ролей играют валютно-финансовые организации, что является одним из наиболее впечатляющих результатов современной эволюции мировой экономики. Валютно-финансовые организации возникли в результате интернационализации мировой экономики, что в наше время называют глобализацией. В условиях глобализации обостряются проблемы межгосударственных и межнациональных отношений, не обойтись без новых адекватных механизмов мирохозяйственного регулирования. Роль международных финансовых организаций в развитии мирового хозяйства проявляется при регулировании финансовых потоков.

     Центральное место в международной системе  валютно-финансовых отношений занимает Международный валютный фонд (МВФ). За время своего существования МВФ превратился в универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-финансовых отношений, авторитетного центра международного кредитования.[1,c.85] Актуальность темы состоит в изучение сущности, методов работы и роли МВФ в мировой экономике для создания полной «картины» функционирования международных экономических отношений.

     Целью данной курсовой работы является изучение МВФ. Вследствие этого можно определить следующие задачи данной курсовой работы: структура и сущность МВФ, взаимоотношения между РФ и МВФ и тенденции развития МВФ.

     Объектом  исследования является деятельность МВФ. Предметом исследования- роль МВФ  в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

     Работа  включает в себя: введение, основная часть состоящая из трех глав и  заключение, в котором мы подведем итоги изучения данной курсовой работы.

1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МВФ

1.1 Сущность и основные цели МВФ

     Международный валютный фонд, МВФ - учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Официальная дата создания МВФ 27 декабря 1945 года.  Идея создания Фонда и основных принципов его деятельности принадлежит американцу Гарри Дестеру Уайту и англичанину Джону Мейнарду Кейнсу. В соответствии с их замыслом, мировая финансовая система должна направляться и регулироваться постоянно действующей международной организацией, воздействующей на развитие глобальных экономических процессов, как в отдельных странах, так и в мире в целом. Инструментом этого воздействия должна была стать свободная конвертация национальных валют, основанная на их приравнивании друг к другу и взаимном обмене по официально согласованному курсу на базе паритетов, выраженных в золоте и долларах США.

     МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 186 государств. Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Членство в МВФ является обязательным условием при вступлении страны в Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и для получения льготных кредитов Международной ассоциации развития.

     Официальные цели МВФ:

     «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

     «содействовать  расширению и сбалансированному  росту международной торговли»  в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

     «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные  отношения валютной области среди  государств-членов» и не допускать  «обесценивания валют с целью  получения конкурентных преимуществ»;

     оказывать помощь в создании многосторонней системы  расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

     предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые  давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

     Основные  функции МВФ:

     - содействие международному сотрудничеству в денежной политике

     - расширение мировой торговли

     - кредитование

     - стабилизация денежных обменных курсов

     - консультирование стран дебиторов

     - разработка стандартов международной финансовой статистики

     - сбор и публикация международной финансовой статистики

     На  протяжении первых 20 лет деятельности МВФ кредитовал по большей части развитые государства, на долю которых в 1947-66 гг. пришлось 56,4% всех кредитов.[22] С конца 70-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных балансов развивающихся стран, а с начала 80-х гг. - на урегулирование их внешней задолженности. Рост внешнего долга ряда стран с низким уровнем дохода в 1970-х и 1980-х гг. в сочетании с медленными темпами экономического роста, падением цен на сырьевые товары и другими экономическими шоками привел к тому, что многие страны имеют крайне высокое бремя задолженности, тормозящее их экономическое развитие. В августе 1982 г., когда Мексика и вслед за ней ряд других развивающихся стран заявили о невозможности осуществлять долговые платежи по графику и обратились к кредиторам с просьбой о реструктуризации долга на многосторонней основе соответственно через Парижский клуб (официальная задолженность) и Лондонский клуб (долги банкам). О своей неплатежеспособности за короткий срок объявило более 40 стран, в том числе крупные должники. Кризис платежеспособности принял глобальный характер, поскольку угроза банкротства с вытекающими отсюда последствиями для всемирного хозяйства нависла над многими ТНБ.

     К 1992 г. 33 страны с низкими доходами и наиболее высоким уровнем долга имели сумму задолженности, текущая стоимость которой более чем удвоилась за последние десять лет, более чем в шесть раз превысив их годовой экспорт. Самые крупные должники, чей долг превышает 100 млрд долл. или приближается к нему: Мексика (165), Китай (118), Индия (108), Индонезия (94), Аргентина (90) (конец 1995 г.).[24]

     С конца 1980-х гг. члены Парижского клуба кредиторов и другие двусторонние кредиторы переоформили и простили большую часть этих долгов. Но к середине 1990-х гг, из-за увеличения задолженности перед многосторонними кредиторами (Всемирный банк, МВФ и региональные банки развития), назрела необходимость принятия специальной инициативы по облегчению бремени задолженности, которая позволила бы устранить ситуацию, при которой задолженность бедных стран препятствует сокращению бедности.

     В 1996 г. МВФ и Всемирный банк провозгласили Инициативу в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК). Инициатива призывает всех кредиторов к добровольному облегчению бремени задолженности, как многосторонней, так и двусторонней и коммерческой в отношении бедных стран. В сентябре 1999 г. она была подвергнута пересмотру, «чтобы обеспечить более глубокое, широкое и ускоренное облегчение долгового бремени», и ее стали называть «Расширенной инициативой ХИПК». Эта программа предусматривает предоставление кредиторами (правительственными учреждениями, международными организациями, частными банками) дополнительной помощи странам с низким уровнем дохода и высоким уровнем задолженности с целью сокращения бремени их внешнего долга до «приемлемого» уровня. На этом уровне долг мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступлений от экспорта, обычной иностранной помощи и притока частных капиталов. Для сокращения уровня долга в рамках «Инициативы ХИПК» страна участница должна выполнять «интенсивную программу» реформирования своей экономики.

     Инициативой ХИПК охватывается 41 страна. Первой стадией  определения соответствия критериям для облегчения бремени задолженности служит стадия принятия решения, на которой страна должна представить доказательства удовлетворительного выполнения на текущем этапе программ, поддерживаемых МВФ и МАР, Стратегии сокращения бедности (ПРСП) или промежуточной ПРСП, а также согласованный план урегулирования любой просроченной задолженности перед иностранными кредиторами. На стадии принятия решения многие кредиторы, такие как Всемирный банк, МВФ, многосторонние банки развития и двусторонние кредиторы-члены Парижского клуба начинают осуществлять облегчение бремени задолженности, хотя многие из этих учреждений сохраняют за собой право аннулировать свои решения в случае сбоев в реализации политики. Облегчение бремени задолженности зависит от проведения страной политики, которая действительно способствует сокращению бедности. Затем рассчитывается доля задолженности, которую кредиторам предлагается простить (коэффициент общего сокращения задолженности), с тем, чтобы вернуть задолженность страны к 150 процентам ее экспорта (или в некоторых случаях к 250 процентам бюджетных поступлений). Облегчение бремени задолженности участвующими кредиторами становится необратимым на стадии завершения. На стадии решения страна соглашается с перечнем триггеров стадии завершения, по достижении которой страна завершает участие в Инициативе ХИПК. В их число входят доказательства непрерывного удовлетворительного выполнения программы, согласованной с МВФ, а также реализация, по крайней мере, в течение одного года ПРСП. Некоторые триггеры могут быть связаны с прогрессом в социальных областях, таких как здравоохранении и образование, в то время как другие могут быть привязаны к улучшению управления или борьбе с коррупцией, с тем, чтобы у доноров была достаточная уверенность в том, что помощь в форме облегчения долгового бремени будет правильно использована.

     По  состоянию на 1 июля 2009 г. 35 стран  воспользовались возможностью облегчения бремени их задолженности в рамках ХИПК, причем 26 из них достигли этапа  завершения, на котором облегчение бремени задолженности становится необратимым, а 9 других получают промежуточную помощь. Еще 5 стран потенциально имеют право на облегчение бремени задолженности в рамках ХИПК, в зависимости от согласования их макроэкономических реформ, стратегий сокращения бедности и/или планов урегулирования просроченной задолженности.[15]

     Критика действий МВФ.

     МВФ (как и Всемирный банк) часто  критикуют различные учёные и  политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский  характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

     Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда  распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда  необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам.[2]

     МВФ предоставляет займы с выдвижением  ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе  естественных монополий — железнодорожный  транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п. [26]

     Спонсируемые  МВФ программы с тех пор  последовательно продолжали уничтожение  индустриального сектора и постепенно демонтировали югославское государство  «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний  долг и обеспечили мандат для девальвации югославской валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов. Этот начальный раунд реструктуризации заложил её основы. В течение 1980-х годов МВФ периодически прописывал дальнейшие дозы своей горькой «экономической терапии», тогда как югославская экономика медленно впадала в кому. Промышленное производство докатилось до 10-процентного падения к 1990 году — со всеми предсказуемыми социальными последствиями. [14]

     Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии  в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.

     В 1989 году МВФ предоставил Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.

     В 80-ые годы из-за резкого падения цен  на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.[26]

     В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью  была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику. [21]

     Предложение взять, а потом выплачивать внешний  долг в иностранной валюте ведёт  к ориентации экономики исключительно  на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как  это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.)[13] 

1.2 Структура МВФ и порядок вступления

Структура органов  управления:

     Высший  руководящий орган МВФ — Совет  управляющих (англ. Board of Governors), в котором  каждая страна-член представлена управляющим  и его заместителем. Обычно это  министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Информация о работе Мировой валютный фонд