Мировой валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение МВФ. Вследствие этого можно определить следующие задачи данной курсовой работы: структура и сущность МВФ, взаимоотношения между РФ и МВФ и тенденции развития МВФ.
Объектом исследования является деятельность МВФ. Предметом исследования- роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МВФ 4
1.1 Сущность и основные цели МВФ 4
1.2 Структура МВФ и порядок вступления 10
2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МВФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ 16
2.1 Проблемы развития МВФ в условия мирового экономического кризиса 16
2.2 Перспективы развития МВФ на современном этапе 23
3 Взаимоотношения между МВФ и РОССИЕЙ 28
3.1 Экономические реформы проводимые при участии МВФ в РФ 28
3.2 Проблемы и перспективы сотрудничества МВФ с Россией 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

курсовик МВФ - копия.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Уставный  капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

     Самым большим количеством голосов  в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

     В МВФ действует принцип «взвешенного»  количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования  определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых»  голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

     Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

     Существенную  роль в организационной структуре  МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный  комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

     Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

     Исполнительный  совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. —  около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель — Джон Липски (США).

     Глава постоянного представительства  МВФ в России — Невен Матес.

     Основные  механизмы кредитования

     1. Резервная доля. Первая порция  иностранной валюты, которую страна-член  может приобрести в МВФ в  пределах 25 % квоты, называлась до  Ямайского соглашения «золотой»,  с 1978 г. — резервной долей  (Reserve Tranche). Резервная доля определяется  как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

     2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

     3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

     4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил  резервную и кредитные доли. Он  предназначен для предоставления  кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.

     В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств. [7] 

 

     

2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МВФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ

2.1 Проблемы развития МВФ в условия мирового экономического кризиса

     В условиях глобализации мирового рынка  международные экономические организации, в том числе МВФ, интенсивно эволюционировали вместе с мировой экономикой.  В последнее десятилетие ХХ века деятельность МВФ стала существенно расширяться как по объему выделяемых средств, так и по географии и размещения. Углубилась финансовая интеграция между странами, сопровождаемая сложной сетью внешнеэкономических связей между реальной экономикой и финансовым сектором. Число задач Фонда быстро увеличивалось, поглощая ресурсы и не всегда удовлетворяя потребности стран-членов наиболее эффективным образом. МВФ все чаще подвергался критике учёных и политиков. Становилось все более очевидным, что у МВФ недостаточно инструментов для эффективной реализации своих задач, особенно  по предотвращению кризиса. Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг., оказавший крайне негативное воздействие на развитие мировой экономики,  наглядно выявил необходимость реформирования глобальной финансовой системы на новых принципах.

     С конца 1990-х осуществлялись отдельные, частичные корректировки механизмов надгосударственного валютного  и финансового регулирования, которые  вряд ли можно назвать реформой в полном смысле этого слова. Тем не менее, все производимые новации способствовали позитивным изменениям по следующим направлениям: развитие международных стандартов публичного раскрытия экономической информации; создание международных стандартов банковского надзора; расширение финансовых возможностей МВФ в рамках Нового соглашения о займах; создание в МВФ нового механизма кредитования.

     Новым и более мощным толчком к усилению процессов реформирования мировой  финансовой системы стал глобальный кризис второй половины 2000-х годов. Начавшись на рынке вторичных ипотечных обязательств в США, этот кризис распространился в той или иной мере фактически на все финансовые рынки - и развитых государств, и стран с формирующимися рыночным экономиками, и развивающихся стран. Глава МВФ Доминик Стросс-Кан, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2008 г., заявил, что срывы в осуществлении кредитной деятельности и управлении рисками и недочеты в финансовом регулировании и надзоре в США вызвали «настоящий экономический шторм» в финансовом мире». «Я полагаю, что мы должны признать провал этой системы и всего регулирования», - отметил он.[1] Глубокий и острый кризис, поразивший с 2007 г. мировую экономику, дал основание для постановки вопроса об осуществлении более кардинальной и системной реформы международных финансовых институтов.

     В ноябре 2008 года на саммите Группы 20-ти был принят «План действий по реализации принципов реформы». Декларация предусматривает ведущую роль МВФ в принятии антикризисных мер и внесении предложений о реформировании мировых финансовых рынков. Последующие саммиты «двадцатки» (Лондон, 2 апреля 2009 года; Питтсбург, 24-25 сентября 2009 года) осуществляли мониторинг хода выполнения согласованных решений, конкретизировали сформулированные ранее в общем виде положения и предпринимали дальнейшие шаги по перестройке валютно-финансовой архитектуры. Важным аспектом осуществляемой реформы является внесение изменений в организационную структуру и практику деятельности МВФ, а также всей системы институтов, принимающих участие в регулировании международных валютно-финансовых отношений. Одна из главных целей «Плана действия», состоит в том, чтобы обеспечить финансирование и реформирование международных финансовых учреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем.

     Во-первых, под давлением ряда развивающихся  стран и стран с формирующимися рынками МВФ осуществляет некоторые  изменения своей организационной  структуры, в первую очередь, так называемую реформу квот и прав голоса.  28 апреля 2008 года Совет управляющих Фонда одобрил «Резолюцию относительно реформ квот и прав голоса». Реформа направлена, прежде всего, на увеличение роли развивающихся стран в системе принятия решений МВФ.

     Во-вторых, с учетом опыта финансовых и валютных кризисов 1990-х годов стали осуществляться меры, касающиеся кредитной деятельности МВФ, то есть оказания странам финансовой помощи с целью противодействия развитию кризисных процессов. Эти меры были нацелены на расширение доступа государств-членов к финансовым ресурсам МВФ, а также повышение быстроты реакции Фонда на возникновение кризисов на валютных и финансовых рынках. МВФ пересмотрел основу кредитования, с тем, чтобы она в большей степени соответствовала нуждам стран, и рационализировал условия, предъявляемые при предоставлении займов. В рамках шагов, предпринимаемых для поддержки стран в период глобального экономического кризиса, МВФ наращивает свой потенциал кредитования и одобрил принципиальный пересмотр порядка предоставления займов, предлагая более крупные суммы и варьируя условия кредитования в зависимости от сильных сторон и обстоятельств разных стран.

     24 марта 2009г. МВФ учредил новый  кредитный механизм под названием  «Гибкая кредитная линия». - ГКЛ  (Flexible Credit  Line-FCL) - наиболее существенное изменение практики взаимоотношений МВФ со странами-членами фонда после краха Бреттонвудской системы. Это новое средство подходит не для всех стран. Для последних МВФ представил программу High Access Precautionary Arrangements.[13] Одновременно были ликвидированы два существовавших кредитных механизма, по той причине, что они достаточно длительное время не находили применения, «Механизм компенсационного финансирования» и «Механизм финансирования дополнительных резервов» Относительно большая гибкость и доступность для государств-членов ГКЛ находит обоснование в том, что данный кредит может быть получен только  странами, удовлетворяющими заранее установленным квалификационным критериям. Эти критерии предполагают наличие у страны прочных базовых показателей, проведение эффективной экономической политики, хорошие результаты предыдущего осуществления мер политики. Фактическое предоставление средств осуществляется без разделения на этапы, и не устанавливаются условия, которые страна должна была бы выполнять, когда для нее утверждена гибкая кредитная линия.

Информация о работе Мировой валютный фонд