Мировой технологический обмен

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Международный научно-технический обмен является одним из ключевых процессов развития мировой экономики. Глобальные процессы интеграции, характерные для современной экономической модели, предполагают примерно одинаковый уровень технологического развития во всем мире. Однако из-за исторического формирования центров притяжения научных знаний, уровень технического развития мировой экономики неравномерен. Более того, даже уровень самих научных центров может кардинально различаться, что замедляет интеграционные процессы.

Файлы: 1 файл

Мировой технологический обмен.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

· использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у  клиентов, гарантирует быстрое признание  у клиентов;

· гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях  и разработках;

· бесплатная взаимная поддержка  рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении  поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.

Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах  мира по иностранным лицензиям, составляет 350-400 млрд. долл. Лидирующее положение  в качестве экспортеров лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США  приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние  годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.

Подавляющая часть лицензий импортируется также экономически развитыми странами. На развивающиеся  страны приходится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что объясняется  малой емкостью их технологического рынка.

Что касается отраслевой структуры  мирового рынка технологий, то большая  часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и  электронную промышленность - 19%, общее  машиностроение - 18%, химическую промышленность - 17,4%, транспортное машиностроение - 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован  во франчайзинге по следующим причинам:

· имидж авторитетной фирмы  гарантирует быстрое признание  у потребителей;

· уменьшается объем капиталовложений;

· возможность владеть  и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном  опыте;

· гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;

· возможность обучаться  ведению дела по схеме, эффективность  которой проверена на практике.

· заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:

· они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;

· получают возможность привлечения  доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;

· компания имеет право  на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

Однако франчайзинг имеет  и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

Возможные проблемы франчайзи:

· объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;

· помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;

· франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

 

Проблемы франчайзера:

· ошибки при выборе точек  размещения франчайзинговых предприятий;

· затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;

· проблемы получения с  франчайзи обусловленной договором роялти;

· крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

Международный лизинг - финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в  исключительное пользование на установленный  срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

В отличие от купли-продажи  аренда сохраняет за арендодателем  право собственности на сданное  внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

Наибольшее распространение  в МЭО получил лизинг, который  подразделяется на:

Оперативный - более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;

Финансовый - полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.

Международный лизинг характеризуется  тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг - арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный - сдачу в аренду через третье лицо.

Экспортный лизинг - сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы  и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг - закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.

Лизинг актуален для стран  с высоким уровнем внешней  задолженности и с ограниченными  валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней  задолженности государства, поэтому  международный лизинг находит государственную  поддержку во многих промышленно  развитых и развивающихся странах.

Международная передача технологий, как форма международных  экономических отношений.

НТП не только произвел переворот  в структуре МРТ, но и расширил сферу его развития, привел к появлению  новой формы МЭО - международного научно-технического обмена и производственного  сотрудничества.

Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые  позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Развитие международного научно-технического и производственного  сотрудничества в этих условиях - единственный и разумный выход.

Международный технологический  обмен - это совокупность экономических  отношений между иностранными контрагентами  по поводу использования результатов  научно-технической деятельности, имеющих  научную и практическую ценность.

Документы ООН трактуют понятие  «технология» как:

· набор конструкторских  решений, методов и процессов  производства товаров и оказания услуг;

· материализованную или  овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

По определению ЮНКТАД международный обмен технологиями - это сделки на основе соглашений между  сторонами, которые преследуют в  качестве своей цели уступку по лицензии или передачу прав на промышленную собственность, продажу или любой  другой вид передачи технических  услуг.

Международный обмен технологиями известен с начала ХХ в., но формирование мирового рынка технологий произошло  в 50-60-е гг. Именно к этому времени  объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел  масштабы национального обмена.

 

Международное производственное и научно-техническое сотрудничество имеет два уровня предпосылок:

· на уровне страны;

· локальные на уровне фирм, предприятий и организаций.

Предпосылки на уровне страны - это неравномерность развития стран  мирового хозяйства в научно-технической  сфере, что, прежде всего, связано с  недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран  и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах  приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся  стран - это средство преодоления  технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной  на удовлетворение внутренних потребностей. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Качественные различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.

Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.

Стратегия «переноса» заключается  в использовании зарубежного  научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в  послевоенный период Японией, которая  закупала у США, Англии и Франции  лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом. На этой основе Япония создавала собственный  потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл - от фундаментальных  исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт  японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной  наукой.

При этом Япония реализовывала  селективную научно-техническую  политику: 50-е гг. - повышение качества; 60-е гг. - снижение трудоемкости; 70-е  гг. - снижение затрат энергии, топлива  и сырья; 80-е гг. - достижение технологической  независимости.

Стратегия «заимствования»  состоит в том, что, располагая дешевой  рабочей силой и используя  собственный научно-технический  потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее  в более развитых странах, последовательно  наращивая собственное инженерно-техническое  обеспечение производства. Далее  становится возможным проводить  свои НИОКР, сочетая государственную  и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в  Китае и ряде стран Юго-Восточной  Азии. Примером служит создание конкурентоспособной  автомобильной промышленности, высокоэффективных  средств вычислительной техники, бытовой  электроники в Южной Корее.

Стратегии «наращивания»  придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. На базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения  зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и  прикладной науки эти страны постоянно  создают новый продукт, высокие  технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.

Предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций.

Повышение порога ресурсов, необходимых для решения конкретных научно-технических проблем.

Узость материально-технической  базы отдельного предприятия, института.

Неподготовленность имеющихся  производственных систем к использованию  новых технических решений.

Несоответствие полученных научно-технических результатов  стратегии развития предприятия.

Новые стратегические возможности, открывающиеся в результате участия  в международной передаче технологии.

Особенно значимыми являются международный научно-технический  обмен и сотрудничество для технологически ориентированных предприятий и  организаций, сделавших ставку на высокую  конкурентоспособность выпускаемой  продукции и предоставляемых  услуг. Они придерживаются стратегии  «выпускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать  не может».

Экономическая целесообразность экспорта технологий.

На пути международного перемещения  технологий стоит меньше барьеров и  ограничений по сравнению с движением  товаров и капиталов. Поэтому  внешнюю экспансию легче осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или с помощью иностранных инвестиций. Другими словами, передача новой технологии за рубеж выступает как форма борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и иные барьеры.

Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется  это тем, что многонациональная  компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование  новых технологий, исключается возможность  утечки производственных секретов и  превращения покупателя в серьезного конкурента.

Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными  поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить  выпуск продукции на экспорт.

Путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный  партнер. Такое встречное или  перекрестное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направления развития науки  и техники. Обычно такие фирмы  функционируют в отраслях с часто  меняющейся технологией и выпускающих  много видов продукции (например, химическая и электротехническая промышленность).

Экономическая целесообразность экспорта технологии состоит в том, что он есть:

· средство увеличения дохода: при отсутствии условий реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, ее можно реализовать в качестве самостоятельного продукта;

Информация о работе Мировой технологический обмен