Мировой технологический обмен

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Международный научно-технический обмен является одним из ключевых процессов развития мировой экономики. Глобальные процессы интеграции, характерные для современной экономической модели, предполагают примерно одинаковый уровень технологического развития во всем мире. Однако из-за исторического формирования центров притяжения научных знаний, уровень технического развития мировой экономики неравномерен. Более того, даже уровень самих научных центров может кардинально различаться, что замедляет интеграционные процессы.

Файлы: 1 файл

Мировой технологический обмен.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

Мировой технологический  обмен.

Введение.

Международный научно-технический  обмен является одним из ключевых процессов развития мировой экономики. Глобальные процессы интеграции, характерные  для современной экономической  модели, предполагают примерно одинаковый уровень технологического развития во всем мире. Однако из-за исторического  формирования центров притяжения научных  знаний, уровень технического развития мировой экономики неравномерен. Более того, даже уровень самих  научных центров может кардинально  различаться, что замедляет интеграционные процессы.

 Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность

Общая характеристика форм международного технологического обмена.

Международная передача технологии на практике реализуется в различных  формах и по многочисленным каналам. Различают следующие основные пути передачи технологий. Обмен технологиями осуществляется на некоммерческой и коммерческой основе.

На некоммерческой основе:

· специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.;

· конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика;

· международная миграция ученых и специалистов, в том числе  и «утечка умов».

Между сторонами не возникают  денежные обязательства. К технологическому обмену в некоммерческих формах относятся: научно-технические публикации; компьютерные базы данных, технические стандарты, справочники; проведение выставок, ярмарок, симпозиумов; обмен делегациями  и встречи ученых; миграция специалистов; обучение студентов и аспирантов; деятельность международных организаций  по сотрудничеству в области науки  и техники и др.

 На коммерческой основе:

· продажа воплощенных  технологий;

· прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий;

· продажа патентных и  «ноу-хау» лицензий;

· совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;

· координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование;

· лизинг;

· инжиниринг;

· консалтинг;

· портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.

Покупатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания. На коммерческой основе осуществляется продажа патентных и ноу-хау  лицензий; лизинг; инжиниринг; консалтинг; координирование и кооперирование НИОКР; создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком  инвестиционных товаров; продажа воплощенных  технологий и др.

Существует также нелегальная  передача технологий в форме промышленного  шпионажа и технического пиратства - массового выпуска и продажи  товаров-имитаций.

Нелегальная передача технологий:

· промышленный шпионаж - вид  недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;

· техническое пиратство - массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических  знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями, предметом которой являются патентные  и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д. Это объясняется  тем, что покупка лицензии позволяет  снизить затраты на осуществление  собственных НИОКР в 4-5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.

Лицензия - это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических  знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение  определенного срока за оговоренное  в лицензионном соглашении вознаграждение.

Виды лицензий.

Различают патентные лицензии - т.е. дающие право использования  запатентованного изобретения;

беспатентные («ноу-хау») - дающие право на использование научно-технических  достижений; «ноу-хау» - незащищенная патентами  совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков  и производственного опыта, необходимых  для организации того или иного  вида производства.

Патент - документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и  исключительное право на использование  изобретения. По оценкам экспертов  ООН, покупатели платят за приобретенные  лицензии 1-10% стоимости реализованной  продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений. Патентование способствует защите от «пиратства» и недобросовестной конкуренции. Особенно пиратство распространенно  на рынке программного обеспечения, а также в области использования  фирменных наименований и товарных знаков. В Бразилии «компании-призраки»  специализируются на регистрации общеизвестных  товарных знаков с целью вступления в переговоры с их законными владельцами  и извлечение из этого прибыли. Всего  так было зарегистрировано 6000 знаков (Судзуки, Ренаулт и др.).

Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением - договором, по которому лицензиар  выдает лицензиату разрешение на использование  собственных изобретений или  научно-технических достижений в  определенных пределах. В нем оговариваются  характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.

По объему прав, передаваемых лицензиату:

· простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает  использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);

· исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются  исключительные права на использование  изобретения в пределах, оговоренных  в соглашении, и лицензиар уже  не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет  право самостоятельного использования  лицензии (характерно для несерийных товаров);

· полную лицензию: лицензиар  уступает все права на использование  научно-технического достижения в течение  срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использования  лицензии (применяется редко).

По способу коммерческой реализации:

· чистые - купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;

· сопутствующие - сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой  для основной лицензии.

По степени производственного  освоения:

· достижения, освоенные  в производстве;

· исследовательские.

· По предмету сделки:

· научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);

· промышленные образцы;

· торговые знаки;

· услуги.

По форме выплаты лицензионного  вознаграждения:

· роялти - оговоренное участие  в прибыли, т.е. периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего  периода действия лицензионного  соглашения. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей;

· паушальный платеж - единовременный платеж, не связанный во времени  с использованием лицензии, а устанавливаемый  заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);

· комбинированные платежи - включают первоначальную сумму в  виде паушального платежа (обычно 10-15% от общей цены лицензии) и последующие  периодические отчисления (роялти).

В 90% лицензионные платежи  осуществляются в виде роялти. В  международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3-10 лет.

По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические  знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные  виды услуг.

Ноу-хау (know how) - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

Промышленный образец - художественное или художественно-конструкторское  решение, определяющее внешний вид  изделия. Промышленному образцу  предоставляется правовая охрана.

Товарный знак - это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован  или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания  в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс.

Лицензионная торговля, охватывающая сделки с ноу-хау и патентами  на изобретения, является основной формой коммерческого трансферта технологий. В современных условиях подавляющая  часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией на проведении дополнительных НИОКР и  расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение  в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие  комплексный технологический обмен  с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье - чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:

· приобретение лицензий и  сопутствующих инжиниринговых услуг  ускоряет технический прогресс предприятий  на 7-8 лет;

· покупка лицензии позволяет  снизить затраты на собственные НИОКР;

· каждый доллар, затраченный  на приобретение лицензии, дает экономический  эффект в 3-6 долларов (в зависимости  от страны и без учета фактора  времени), а в Японии - 16 долларов;

· экономический эффект от использования лицензий в течение  срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

Разновидностью международной  торговли лицензиями является франчайзинг - когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

По существу, продавец и  покупатель в этом случае действуют  как вертикально интегрированная  фирма, филиалы которой взаимосвязаны  и производят для потребителя  часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает  полное обеспечение дилера, включая  маркетинг, руководство эксплуатацией  предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

Различают три типа франчайзинга.

Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Преимущества франчайзинга:

· сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;

· возможность получения  небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);

Информация о работе Мировой технологический обмен