Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:48, реферат
Развивающиеся процессы в мировой экономике с конца ХХ и начала ХХ1 веков (в сферах реального сектора, коммуникаций, торговли, движения потоков прямых и портфельных инвестиций и в мировой финансовой системы) обусловливают преобразование мировой хозяйственной системы в единый, целостный организм – мировое хозяйство, которое обладает способностью к саморазвитию, к самовоспроизводству, а также свойством устойчивости.
Неотъемлемой частью экономической политики государства должно стать формирование национальной инновационной системы.
Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технического комплекса и предпринимательского сектора экономики в целях ускорения использования достижений науки и технологий для реализации стратегических национальных приоритетов страны.
В
среднесрочной перспективе
Создание благоприятной экономической и правовой среды будет способствовать:
государственному стимулированию создания информационной системы о результатах научных исследований и технологических разработок, полученных организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности;
правовой охране, защите, обеспечению доступа и использования результатов научной и научно-технической деятельности;
нормативно-правовому закреплению за государством прав собственности на результаты научной и научно-технической деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств федерального бюджета, прежде всего связанные с интересами обороны и безопасности страны;
нормативно-правовому урегулированию механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам, иным хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;
нормативно-правовому
обеспечению вовлечения в хозяйственный
оборот результатов научной и
научно-технической
формированию рынка интеллектуальной собственности;
совершенствованию патентной и лицензионной деятельности.
В прогнозный период предполагается продолжение создания инновационной инфраструктуры, в которую входят инновационно-технологические центры (ИТЦ), технопарки и т.п. Эти организационные структуры содействуют эффективной реализации имеющегося конкурентоспособного российского интеллектуального продукта, стимулируют реальное инвестирование российского частного капитала в инновационную деятельность, способствуют повышению экспортного потенциала российской высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
Предполагается дальнейшее развитие инновационно-промышленных комплексов (ИПК). Основной задачей ИПК является обеспечение полномасштабного промышленного освоения отечественной научно-технической продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью, при сокращении сроков ее разработки и освоения в производстве с максимальным использованием инфраструктурного и производственного потенциала ИТЦ и крупных промышленных предприятий.
Значительным стимулом развития малых и средних технологических инновационных предприятий может стать создание центров трансфера технологий на базе ГНЦ РФ, университетов, академических и отраслевых институтов. В 2003 году предполагается создать шесть таких центров в шести федеральных округах. Это позволит активизировать процесс трансфера технологий, образования новых технологических компаний, сократить утечку научной информации и недобросовестную конкуренцию в научно-технической сфере.
Одним
из базовых элементов национальной
инновационной системы является
высокоразвитая и эффективная информационная
инфраструктура, обеспечивающая расширенное
воспроизводство знаний и их передачу
на различных стадиях инновационного
процесса с использованием современных
информационно-
В
среднесрочной перспективе
Результаты
работ предусматривается
Широкое использование инноваций в экономике предполагает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности посредством совершенствования управления интеллектуальной собственностью – особым видом нематериальных активов.
В
этой связи предусматривается
С
2003 года учреждены 300 грантов Президента
Российской Федерации (в размере 24 тыс.
руб.) для поддержки научных
Предусматривается выплата государственной премии Российской Федерации для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники (5 премий по 70 тыс. руб. в год).
С 2003 года будут выплачиваться надбавки за звания докторов и кандидатов наук в размере 1500 рублей и 900 рублей соответственно. В 2003 году на эти цели направляется 330,4 млн. рублей. Указанные надбавки установлены только для работников, занимающих штатные должности в бюджетных учреждениях (организациях) науки и высших учебных заведениях независимо от ведомственной принадлежности.
Намечается повысить качество подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантурах (адъюнктурах) и докторантурах Высшей школы, институтов академий, имеющих государственный статус, ГНЦ РФ, а также создать условия для возвращения в страну ведущих российских ученых и специалистов, работающих за рубежом, и их трудоустройство в организациях научно-технического комплекса.
В период до 2006 года продолжится реализация федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы».
Важной задачей в реализации государственной научно-технической политики является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества (МНТС) в научной, научно-технической и инновационной сферах.
Объективное возрастание значения МНТС требует расстановки новых акцентов в тематической и географической направленности сотрудничества. В этой связи в сфере постоянного внимания Правительства Российской Федерации будут находиться вопросы проработки и реализации важных мероприятий МНТС с такими странами как США, Индия, Китай, а также Европейским Союзом и Научным комитетом НАТО.
В рамках СНГ продолжится работа по выполнению заданий Комплексного плана реализации Концепции межгосударственной инновационной политики СНГ на период до 2005 года и гармонизации и унификации правовой базы сотрудничества, включая вопросы охраны промышленной собственности, правового оформления условий использования уникального научного оборудования и установок на территории государств-участников СНГ (в том числе за счет частичного погашения государственного долга этих государств Российской Федерации).
В период 2004-2006 гг. совершенствование механизмов МНТС будет ориентировано на содействие экспорту наукоемких товаров и услуг, активизацию работы по привлечению российских организаций к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности, содействие в продвижении наукоемких товаров, услуг и капитала за рубежом, на поддержку участия российского бизнеса в перспективных международных проектах, проведение совместно с бизнесом комплексного анализа мировых рынков наукоемкой продукции.