Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Краткое описание

Развивающиеся процессы в мировой экономике с конца ХХ и начала ХХ1 веков (в сферах реального сектора, коммуникаций, торговли, движения потоков прямых и портфельных инвестиций и в мировой финансовой системы) обусловливают преобразование мировой хозяйственной системы в единый, целостный организм – мировое хозяйство, которое обладает способностью к саморазвитию, к самовоспроизводству, а также свойством устойчивости.

Файлы: 1 файл

мир хоз. рефер 2.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

      Проводимая  в настоящее время административная реформа преследует именно цель создания основ эффективного государства, способного обеспечить решение задач устойчивого  роста, ликвидации диспропорций уровней  жизни и территориального развития, экологической устойчивости и воспроизводства экосреды человека, а также наиболее полного развития индивидуального потенциала каждого человека на основе демократизации общественной жизни и равнодоступности всех членов общества к знаниям, качественным общественным услугам и пр. В этой связи первым шагом явилось сокращение количества органов власти, более четкая выработка их задач и механизмов реализации, а также градация полномочий в части оказания четко оговоренных функций  на условиях платности и  на безвозмездной основе. Указанные мероприятия должны поставить заслоны на пути распространения коррупции в государственном аппарате за счет выполнения платных функций специальными агентствами, с одной стороны, а с другой – повысить персональную ответственность первых лиц за выполнение ими в установленные сроки поставленных задач. Важнейшее направление в области внешнеэкономической политики - создание условий для устойчивого роста национального хозяйства при повышении уровня открытости экономики,  ее международной конкурентоспособности.  Реализация национальной политики в этой сфере основывается на использовании законодательно закрепленных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе поддержки российских производителей и экспортеров,  путем создания условий для недискриминационного доступа товаров на внешние рынки, защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей с применением общепризнанных в мировой практике правил. 

          Strategy for Russia’s Economic Development – Focus on Modernization and Innovations. 

      Выработка «стратегии инновационного прорыва» предполагает формирование комплекса условий, способных  обеспечить выход России из сегмента преимущественно минерально-сырьевой ориентации, хотя Правительственные оценки продолжают ее сохранять.( Вставка № 7). Сырьевая направленность – это инерционная парадигма развития внешней торговли еще с советских времен, это не использование прогнозирования и индикативного планирования как инструментов развития конкурентоспособных направлений и формирования потенциала экспортной  экспансии российскими производителями продукции с высокой долей добавленной стоимости.  В мировой торговле спрос на машиностроительном рынке характеризуется значительным увеличением объемов реализации наукоемких товаров и услуг. Решающим фактором жизнедеятельности машиностроительных предприятий выступает повышение конкурентоспособности и технологической новизны изделий, что позволяет в среднесрочной перспективе повысить экспорт машин, оборудования и транспортных средств из России  в страны дальнего зарубежья( увеличится к 2006 году по сравнению с 2002 годом на 20-33%). Однако ориентация все же имеет традиционность, т.е. предполагаются поставки товаров и услуг на уже ранее освоенные рынки, т.е. энергетическое оборудование, легковые и грузовые автомобили, металлорежущие станки и кузнечно-прессовое оборудование, а также вертолеты и другая авиационная техника. Традиционным для России является развитие так называемого технического сотрудничества с развивающимися странами, но принципиально отличным в этой сфере будет отсутствие государственного финансирования экспорта со стороны России, в т.ч.сооружение объектов атомной энергетики, строительство новых и реконструкция ранее построенных предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспортных и ирригационных сооружений.

      Однако  в Президентском послании 2003 г. и  «Основах политики Российской Федерации в области науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (от 30.02.02) заложены принципиально новые приоритеты развития. Задача удвоения ВВП за 10 лет может быть решена лишь на основе разработки реализации стратегии инновационно-технологического прорыва. Ее основой является максимальное содействие развитию нового знания, изобретений и их защиты. Отсюда селективность научно-технической политики характеризуется опережающим финансированием приоритетных фундаментальных и прикладных НИОКР, определяющих перспективную конкурентоспособность российских производителей на мировом рынке, дающих возможность формировать новые ниши рынков товаров и услуг. Инвестиции, особенно предоставляемые на конкурсной основе за счет региональных и федерального бюджетов должны быть подчинены исключительно инновационному принципу отбора проектов, включая инфраструктуру. В условиях глобализации инновационно-технологический  прорыв опирается на интеграционные связи, в первую очередь региональную интеграцию. К инструментам относятся как непосредственно поставки товаров и услуг на основе кооперации и специализации технологически замкнутых циклов новой продукции, торговли патентами и лицензиями и технологиями до выработки общей инновационной стратегии стран СНГ, ЕврАЗЭС, Единого экономического пространства и пр., а также использование инструментов  государственного регулирования в целях развития с участием российских инвестиций ТНК и стратегических альянсов, работающих в области инновационного производства. Характерным выступает и то обстоятельство, что выработка и реализация предлагаемой стратегии возможна лишь на базе партнерства государства, предпринимательского корпуса и общества. Государство с помощью экономических и административных регуляторов обеспечивает разработку, прогнозирование и реализацию этой стратегии.  Главным выступает то, что формируется предпринимательский климат в стране, способствующий предпринимателям разрабатывать, внедрять инновации, тем самым резко повышать свою внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность. Человеческий же ресурс будет  активно участвовать в инновационном процессе, объединясь в общественные и неправительственные организации, в т.ч.с помощью свободных СМИ. Реализация предлагаемой стратегии в настоящее время не должна исключать из сферы эффективного государства сегменты экономики России, развитие которых может в краткосрочной перспективе обеспечить рост темпов экономического развития:

    • потребительский рынок, прежде всего продовольствие, медикаменты, продукция легкой промышленности;
    • инвестиционное машиностроение;
    • энергопотребление – в частности производство технологий и оборудования для энергосберережения;
    • для традиционных товаров экспорта необходимо повысить глубину переработки природного сырья, ископаемого топлива, улучшение качества и ассортимента получаемой из них продукции, что будет способствовать формированию доходной части государственного бюджета. 
 

          Russia and Regional Cooperation. 

      Развитие  региональных интеграционных связей России связано в первую очередь с территориями бывшего советского пространства, в т.ч. и со странами Балтии, ныне – членами ЕС. Членство в ЕС не исключает участия в других экономических объединениях согласно приоритетам национальной экономической политики. Согласно прогнозам Минэкономразвития и торговли России темпы роста внешнеторгового оборота со странами СНГ прогнозируются в 2004-2006 годах в пределах 98,8-104,5%, в том числе экспорта – 99-104,6%, импорта – 98,6-104,3 процента.

      В период  до 2006 г. продолжатся работы по созданию с государствами СНГ  благоприятных условий для предпринимательской и банковской деятельности на территории друг друга, в том числе:

        по участию в процессах приватизации и акционирования,

      устранению  барьеров и ограничений во взаимной торговле,

        выработке механизма привлечения  услуг национальных страховых  компаний для обеспечения внешнеэкономической деятельности экспортеров,

        информационному обеспечению внешнеторговой деятельности субъектов хозяйствования и др.

      Необходимо  выработать  так же общие правила  по защите национальных интересов государств в случае применения отдельными из них методов недобросовестной конкуренции и обеспечить координацию действий по присоединению России и государств Содружества (не членов ВТО) к ВТО и сближение на этих условиях национального законодательства.

      В 2004-2006 гг. предусматривается создание действенного механизма контроля за перемещением товаров через таможенные границы государств-участников СНГ, имея в виду обеспечение реализации достигнутых с этими странами договоренностей по переходу во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу «страны назначения».

      Практика  подготовки и реализации инвестиционных проектов и программ по разработке и освоению на территории стран СНГ запасов минерально-сырьевых ресурсов, особенно углеводородного сырья, развитию энергосистем и другим направлениям, от реализации которых во многом зависит функционирование экономики России, является важной составной частью стратегии прорыва регионального интеграционного объединения в условиях глобальной экономики.

      Взаимодействие  в производственно-технологической  сфере будет направлено на развитие сотрудничества в ключевых отраслях экономики: в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, машиностроении, пищевой промышленности. Особое внимание будет уделяться расширению сотрудничества в области обеспечения надежности функционирования действующих топливно-энергетических, железнодорожных, водных и иных транспортных коммуникаций, проходящих через территорию России и государств СНГ в третьи страны, и строительству новых.

      Фактор  устойчивости рынка энергоресурсов, в первую очередь  России, - сохранение взаимовыгодных производственных связей  в области совместной переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях Украины и Белоруссии, производства электроэнергии на электростанциях Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и странах закавказского региона СНГ с целью покрытия собственных нужд и восстановления транзита в страны дальнего зарубежья.

      К 2006 году по оценкам Минэкономразвития  и Торговли в России ожидается  увеличение экспорта странам СНГ  нефти (на 19-22% по сравнению с 2002 годом), нефтепродуктов (на 11-27%), угля (на 13%) при  сохранении примерно на одном уровне поставок этим государствам природного газа. В российском импорте из этих стран к 2006 году прогнозируется увеличение поставок природного газа, что обусловлено масштабным вовлечением в топливно-энергетический баланс России газа, добываемого странами центрально-азиатского региона СНГ (Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном).

      Продолжит сохранять свое активное участие  на рынках стран СНГ российская металлургическая продукция.  Рост мирового спроса на готовый прокат должен стимулировать не только увеличение объемов экспорта этой продукции странам СНГ, но и улучшение его структуры экспорта в сторону более дорогих, высокотехнологичных видов (листового проката, листа с покрытиями, электротехнической стали и др.). В импорте из стран СНГ значительную долю составят поставки сырья для металлургических предприятий России (руд черных и цветных металлов, ферросплавов, редкоземельных элементов и другой продукции).

      Постепенное совершенствование структуры и  качества продукции, выпускаемой российскими предприятиями машиностроительного комплекса, должно привести к значительному росту поставок машин и оборудования в страны СНГ.

      Сотрудничество  в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) должно также приобрести более динамичный характер. Ожидается завершение формирования в полном объеме единой таможенной территории с общим рынком товаров (услуг) и создания на этой основе единого экономического пространства с согласованным проведением экономических преобразований, базирующихся на однотипных принципах хозяйствования. С основными партнерами России по ЕврАзЭС - Белоруссией и Казахстаном продолжатся работы по формированию Единого экономического пространства, создание которого совместно с Украиной определено соответствующим Заявлением глав государств этих стран, подписанным 23 февраля 2003 года. Сотрудничество с Белоруссией ориентирунтся на реализацию Договора о создании Союзного государства и Программы действий в его развитие. Необходим комплекс мер по сближению проводимых в обоих государствах экономических реформ, по завершению унификации хозяйственного законодательства, особенно в области тарифного и нетарифного регулирования, по выработке согласованных сторонами методов государственного регулирования экономики.

      Подводя итог вышеизложенному, мы можем отметить, что Россия имеет высокий совокупный потенциал  для обретения ею адекватного  ему места в мировой экономике, в т.ч. на основе формирования регионального интеграционного взаимодействия. Но предстоит активизировать этот потенциал, чтобы де факто стать устойчивым «полюсом»  развития мирового хозяйства и содействовать решению трансформированным в условиях глобализации задачам мировой экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Вставка № 1. 

     Двадцатый век, в соответствии с   конкретными  экономическими характеристиками, определяется как «золотой век» мировой экономики, поскольку характеризуется беспрецедентным  ростом  мировых связей во всех формах МЭО : торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы. Так, экспортная квота (отношения мирового экспорта к мировому валовому продукту) в 1913 г. равнялась 7,9%, при этом для стран Западной Европы, США, Японии, Австралии и Новой Зеландии экспортная квота поставляла около 13%10. В период 1870-1913 г.г. среднегодовой рост зарубежных инвестиций составлял около 4.2% и опережал рост мирового валового продукта почти вдвое (2.1%), а мировой  торговли примерно в полтора раза (3,4%)11. Экспорт капитала стран, осуществляющих его, варьировал в пределах 5% к ВВП, а доля прямых иностранных инвестиций в 1913 г. превышала 13% совокупного  мирового производства.12 В 1900 г. общий объем прямых зарубежных инвестиций (в текущих ценах) составлял 23 млрд.долл., а в 1914 г. – уже 43 млрд.долл.13 Именно этот период характеризуется исключительно благоприятным развитием рыночной системы хозяйствования при минимальном вмешательстве со стороны государства, финансовой стабильностью на базе золотого стандарта и относительной политической стабильностью.  Но при этом мировое хозяйство пока не представляло собой целостного организма, обладающего потенциалом самовоспроизводства на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов надстроечных отношений в той мере, в которой входящие в него национальные хозяйства располагают определенной совместимостью на каждом из вышеназванных уровней. Оно являло собой  совокупность национальных хозяйств стран, объединенных международным разделением труда, торгово- воспроизводственными, финансовыми и научно-техническими связями. Его единство обеспечивалось циркуляцией воспроизводимого продукта на мировых и национальных рынках с присущими им товарно-денежными отношениями и множественностью цен. Но именно  период так называемого «золотого века» существенным препятствием формирования единого мирового хозяйства являлась несогласованность экономических политик отдельных национальных государств в процессе реализации международного экономического сотрудничества. И хотя нами приведены данные быстрого роста мирового товарооборота в рассматриваемый период, начало ХХ века характеризовалось усилением политики протекционизма:  если в Англии отсутствовали импортные тарифы,  то их уровень в Германии варьировал в пределах 12-17% %,  в США – 16%, Франции и Австро-Венгрии 18-24% %, а в России достигал по отдельным позициям 74%,14   а так же резким возрастанием имперских притязаний на так называемые новые территории и желанием насильственной  их аннексии.

Информация о работе Мировое хозяйство