Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:48, реферат
Развивающиеся процессы в мировой экономике с конца ХХ и начала ХХ1 веков (в сферах реального сектора, коммуникаций, торговли, движения потоков прямых и портфельных инвестиций и в мировой финансовой системы) обусловливают преобразование мировой хозяйственной системы в единый, целостный организм – мировое хозяйство, которое обладает способностью к саморазвитию, к самовоспроизводству, а также свойством устойчивости.
Проводимая
в настоящее время
Strategy
for Russia’s Economic Development
– Focus on Modernization and Innovations.
Выработка
«стратегии инновационного прорыва» предполагает
формирование комплекса условий, способных
обеспечить выход России из сегмента
преимущественно минерально-
Однако в Президентском послании 2003 г. и «Основах политики Российской Федерации в области науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (от 30.02.02) заложены принципиально новые приоритеты развития. Задача удвоения ВВП за 10 лет может быть решена лишь на основе разработки реализации стратегии инновационно-технологического прорыва. Ее основой является максимальное содействие развитию нового знания, изобретений и их защиты. Отсюда селективность научно-технической политики характеризуется опережающим финансированием приоритетных фундаментальных и прикладных НИОКР, определяющих перспективную конкурентоспособность российских производителей на мировом рынке, дающих возможность формировать новые ниши рынков товаров и услуг. Инвестиции, особенно предоставляемые на конкурсной основе за счет региональных и федерального бюджетов должны быть подчинены исключительно инновационному принципу отбора проектов, включая инфраструктуру. В условиях глобализации инновационно-технологический прорыв опирается на интеграционные связи, в первую очередь региональную интеграцию. К инструментам относятся как непосредственно поставки товаров и услуг на основе кооперации и специализации технологически замкнутых циклов новой продукции, торговли патентами и лицензиями и технологиями до выработки общей инновационной стратегии стран СНГ, ЕврАЗЭС, Единого экономического пространства и пр., а также использование инструментов государственного регулирования в целях развития с участием российских инвестиций ТНК и стратегических альянсов, работающих в области инновационного производства. Характерным выступает и то обстоятельство, что выработка и реализация предлагаемой стратегии возможна лишь на базе партнерства государства, предпринимательского корпуса и общества. Государство с помощью экономических и административных регуляторов обеспечивает разработку, прогнозирование и реализацию этой стратегии. Главным выступает то, что формируется предпринимательский климат в стране, способствующий предпринимателям разрабатывать, внедрять инновации, тем самым резко повышать свою внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность. Человеческий же ресурс будет активно участвовать в инновационном процессе, объединясь в общественные и неправительственные организации, в т.ч.с помощью свободных СМИ. Реализация предлагаемой стратегии в настоящее время не должна исключать из сферы эффективного государства сегменты экономики России, развитие которых может в краткосрочной перспективе обеспечить рост темпов экономического развития:
Russia
and Regional Cooperation.
Развитие региональных интеграционных связей России связано в первую очередь с территориями бывшего советского пространства, в т.ч. и со странами Балтии, ныне – членами ЕС. Членство в ЕС не исключает участия в других экономических объединениях согласно приоритетам национальной экономической политики. Согласно прогнозам Минэкономразвития и торговли России темпы роста внешнеторгового оборота со странами СНГ прогнозируются в 2004-2006 годах в пределах 98,8-104,5%, в том числе экспорта – 99-104,6%, импорта – 98,6-104,3 процента.
В период до 2006 г. продолжатся работы по созданию с государствами СНГ благоприятных условий для предпринимательской и банковской деятельности на территории друг друга, в том числе:
по участию в процессах приватизации и акционирования,
устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле,
выработке механизма
информационному обеспечению
Необходимо выработать так же общие правила по защите национальных интересов государств в случае применения отдельными из них методов недобросовестной конкуренции и обеспечить координацию действий по присоединению России и государств Содружества (не членов ВТО) к ВТО и сближение на этих условиях национального законодательства.
В 2004-2006 гг. предусматривается создание действенного механизма контроля за перемещением товаров через таможенные границы государств-участников СНГ, имея в виду обеспечение реализации достигнутых с этими странами договоренностей по переходу во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу «страны назначения».
Практика подготовки и реализации инвестиционных проектов и программ по разработке и освоению на территории стран СНГ запасов минерально-сырьевых ресурсов, особенно углеводородного сырья, развитию энергосистем и другим направлениям, от реализации которых во многом зависит функционирование экономики России, является важной составной частью стратегии прорыва регионального интеграционного объединения в условиях глобальной экономики.
Взаимодействие
в производственно-
Фактор устойчивости рынка энергоресурсов, в первую очередь России, - сохранение взаимовыгодных производственных связей в области совместной переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях Украины и Белоруссии, производства электроэнергии на электростанциях Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и странах закавказского региона СНГ с целью покрытия собственных нужд и восстановления транзита в страны дальнего зарубежья.
К 2006 году по оценкам Минэкономразвития и Торговли в России ожидается увеличение экспорта странам СНГ нефти (на 19-22% по сравнению с 2002 годом), нефтепродуктов (на 11-27%), угля (на 13%) при сохранении примерно на одном уровне поставок этим государствам природного газа. В российском импорте из этих стран к 2006 году прогнозируется увеличение поставок природного газа, что обусловлено масштабным вовлечением в топливно-энергетический баланс России газа, добываемого странами центрально-азиатского региона СНГ (Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном).
Продолжит сохранять свое активное участие на рынках стран СНГ российская металлургическая продукция. Рост мирового спроса на готовый прокат должен стимулировать не только увеличение объемов экспорта этой продукции странам СНГ, но и улучшение его структуры экспорта в сторону более дорогих, высокотехнологичных видов (листового проката, листа с покрытиями, электротехнической стали и др.). В импорте из стран СНГ значительную долю составят поставки сырья для металлургических предприятий России (руд черных и цветных металлов, ферросплавов, редкоземельных элементов и другой продукции).
Постепенное совершенствование структуры и качества продукции, выпускаемой российскими предприятиями машиностроительного комплекса, должно привести к значительному росту поставок машин и оборудования в страны СНГ.
Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) должно также приобрести более динамичный характер. Ожидается завершение формирования в полном объеме единой таможенной территории с общим рынком товаров (услуг) и создания на этой основе единого экономического пространства с согласованным проведением экономических преобразований, базирующихся на однотипных принципах хозяйствования. С основными партнерами России по ЕврАзЭС - Белоруссией и Казахстаном продолжатся работы по формированию Единого экономического пространства, создание которого совместно с Украиной определено соответствующим Заявлением глав государств этих стран, подписанным 23 февраля 2003 года. Сотрудничество с Белоруссией ориентирунтся на реализацию Договора о создании Союзного государства и Программы действий в его развитие. Необходим комплекс мер по сближению проводимых в обоих государствах экономических реформ, по завершению унификации хозяйственного законодательства, особенно в области тарифного и нетарифного регулирования, по выработке согласованных сторонами методов государственного регулирования экономики.
Подводя
итог вышеизложенному, мы можем отметить,
что Россия имеет высокий совокупный
потенциал для обретения ею адекватного
ему места в мировой экономике,
в т.ч. на основе формирования регионального
интеграционного взаимодействия. Но предстоит
активизировать этот потенциал, чтобы
де факто стать устойчивым «полюсом»
развития мирового хозяйства и содействовать
решению трансформированным в условиях
глобализации задачам мировой экономики.
Вставка
№ 1.
Двадцатый
век, в соответствии с конкретными
экономическими характеристиками, определяется
как «золотой век» мировой экономики,
поскольку характеризуется