Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:48, реферат
Развивающиеся процессы в мировой экономике с конца ХХ и начала ХХ1 веков (в сферах реального сектора, коммуникаций, торговли, движения потоков прямых и портфельных инвестиций и в мировой финансовой системы) обусловливают преобразование мировой хозяйственной системы в единый, целостный организм – мировое хозяйство, которое обладает способностью к саморазвитию, к самовоспроизводству, а также свойством устойчивости.
Регионализация
мирового хозяйства.
Подсистемами
мирового хозяйства выступают
Если в прошлом веке создание Организаций, Союзов, Ассоциаций различных стран и разных регионов ориентировано было на всемерность охвата все большего числа государств-членов в целях повышения значимости для мирового сообщества принимаемых решений ( т.н. политического веса), то регионализация, основанная на экономических предпосылках, позволяет вырабатывать решения, отвечающие интересам стран-участниц, упрощает процесс либерализации хозяйственного пространства, не нанося ущерба национальным экономикам и не препятствуя реализации национальных социально-экономических программ развития. Одновременно в таких региональных интегрированных группах должны быть сформированы «заслоны» усиления их влияния за счет вовлечения других стран, территориально граничащих для усиления политического влияния в регионе. При этом следует иметь в виду, что процесс региональной интеграции опирается на хозяйственный потенциал государства-лидера, имеющего влияние de facto на экономику стран своего территориального окружения. Так существуют различные подходы в оценке потенциала страны-лидера регионального образования. Можно выделить две группы так называемых лидеров- первого и второго порядка. К региональному лидеру первого порядка относятся страны, оказывающие подавляющее влияние на экономическую ситуацию в отдельном регионе. Они могут быть территориально расположены как в самом центре потенциального регионального объединения, так и быть связаны лишь каким-то участком границы. Лидера второго порядка представляет собой с одной стороны, государство, тесно связанное с лидером мирового порядка,7но оказывающее существенное влияние на экономику регионального объединения (как институционально оформленного, так и без закрепления договорных основ), но находящее всегда в внутри данного ареала. Влияние государства на другие страны, как правило, оценивается степенью экспансии его внешнеэкономического курса, который выражается в наиболее представительном виде на основании:
Региональное лидерство - с одной стороны, попытка государства- лидера влиять во все расширяющемся масштабе на экономику стран своей региональной зоны, с другой – возникновение глубинных взаимосвязей и взаимозависимостей между экономикой страны лидера и стран региона, лежащие непосредственно в воспроизводственном. интернационализируемом в рамках региона, процессе, фактически определяющие невозможность и нецелесообразность развития без взаимодействия друг с другом.(Вставка № 6)
Глобализация,
основанная на все
расширяющейся
Таким
образом, формирование региональных групп,
союзов, объединений, (где субъектами
выступают суверенные национальные
государства, территориально приближенные
друг к другу) лишенных политико-экономических
догм и идеологических пристрастий, но
преследующих цель обеспечения устойчивого
развития, сохранения экологии и раскрытия
личностного потенциала каждого человека
на основе создания условий деятельности
эффективного государства и взаимовыгодного
межгосударственного партнерства – это
будущее развития мирового хозяйства.
На основе развития региональных интеграционных
связей при институциональном содействии
происходит формирование многополюсного
мирового хозяйственного пространства,
где каждый полюс есть группа стран, решающих
сходные социально-экономические задачи
на основе усиления взаимозависимости
и взаимодополняемости национальных экономик.
Трансформирование экономики России.
Введение.
Российская Федерация являлась и является составной частью мирового хозяйства, вступившего в фазу глобализации. В период до 1991 г. мировая экономика была поляризована на два социально-экономических лагеря, формально провозглашенные цели развития которых якобы совпадали, но фактически имели разнонаправленность векторов. Соответственно цели, средства и методы были подчинены в первую очередь идеологическим приоритетам и «доказательству» того, какой из полюсов обладает большей военно-промышленной силой, чтобы реализовывать свои имеративы в мировом хозяйстве. Период 1991-1998 г.г. был периодом кризисности состояния всего общественного развития страны, включая экономику. Однако реальная, кардинальная социально-общественная трансформация невозможна без глубочайших изменений, не всегда имеющих позитивный характер для общества. Этому периоду свойственно было падение уровня производительности труда, уменьшение ВВП в 2 раза, инвестиций в реальный сектор – в 5 раз, резкое возрастание внешней и внутренней задолженности и дестабилизация правового поля хозяйствования, поскольку оно должно было быть принципиально измененным против советской действительности. В отдельных секторах экономики проявилась технологическая деградация, а невысокая до того времени в целом конкурентоспособность российского обрабатывающего комплекса (включая машинотехническую продукцию) существенно снизилась. Дерегулирование внешнеэкономического сектора при институциональной и кадровой неподготовленности к процессу либерализации привели к тому, что возрос уровень криминализации внешнеторговых операций и Россия смогла удержать лишь сырьевые сегменты мирового рынка, преимущественно углеводородного сырья.
Период
1999-2004 г.г. характеризуется развитием
тенденций оживления экономики на
принципиально отличной от прежней системе
хозяйственных отношений. Однако последствия
кризиса пока полностью не преодолены:
объем ВВП в 2003 г. составляет 79% 1990г., инвестиций
– 32%, реальных доходов населения (к 1991г.)
– 66%, среднегодовые темпы инфляции остаются
на уровне до 10-12%. Следует принять во внимание,
что оживление было достигнуто за счет
: повышения мировых цен на нефть и нефтепродукты,
падения курса рубля к доллару в 2002 г. против
1997 г. в 5,3 раза, что способствовало росту
объемов и стоимости экспорта; расширение
внутреннего спроса в результате роста
зарплаты против инфляции. Рост курса
рубля против основных мировых валют привел
к росту технологического импорта
оборудования, необходимого для ускорения
реструктуризации реального конкурентоспособного
сектора ( за 2000-2002 г.г. импорт вырос на
53% против экспорта – на 41%). Однако характерными
явлениями продолжают оставаться отток
капитала за границу и невысокая доля
экспорта высокотехнологической продукции
– всего в пределах 0.3%
Russian
Economic potential: Natural Resources, Human resources, Technology and
Innovations. Rethinking Role of State for Sustainable Development
and Competitiveness
Совокупный капитал страны или национальное богатство рассматривается как совокупность трех составляющих, определенная в стоимостном выражении: воспроизводимого человеком богатства; запасы всех видов природных ресурсов; человеческий капитал.
Конкурентоспособность
Согласно рейтинговой оценке конкурентоспособности Мирового экономического форума экономика России опережает Индию и Китай по производству ВВП на душу населения, но отстает от них по индексу инновационной способности и по эффективности инновационной политики. Для Китая также характерна тенденция технологического развития. Несомненным преимуществом России является наличие численности выскоквалифицированных научных кадров, формирование которых в других странах требует многих десятилетий и высоких инвестиционных затрат. В России созданы своего рода заделы в области НИОКР на будущее – это преимущественно сфера космических технологий, спутникостроения (РКК «Энергия», ГНПКЦ им. Хруничева, НПО «Энергомаш» и др.) Положительный баланс имеет Россия в торговле с США в области атомной энергетики, хотя сам товарооборот невелик – 400 млн.долл. Имеющийся научно-технологический потенциал России остается достаточно высоким, но его поступательному развитию препятствует ряд институциональных факторов – низкий приоритет науки и образования среди задач государственной политики, снижение социального статуса ученых и инженеров, наличие теневого сектора и коррупция государственного аппарата. Особое внимание должно быть уделено разработке правового поля, обеспечивающего интересы потребителя, права производителя, защиту авторского права инновационных продуктов (См. Приложение № 1). Предполагается, что, начиная с 2003 года, начнут сказываться последствия реструктуризации сети научных организаций, которые усилят тенденцию к снижению численности работников, выполняющих исследования и разработки, которая в 2006 году может составить 860,6 тыс. человек (на 2% меньше уровня 2002 года). При этом сокращение численности научного персонала не затронет его основной составляющей – исследователей. Вместе с тем сохранится неблагоприятная возрастная структура квалифицированных кадров. Средний возраст российского ученого в 2004 году - 52 года, кандидата наук – 54, доктора наук – 61. Ассигнования на научные исследования и разработки гражданского назначения за счет средств федерального бюджета в 2003 году составили 40,2 млрд. руб. (в 2002 году – 30 млрд. руб.); по прогнозу, в 2006 году - 43,4–44,5 млрд. руб. (в ценах 2001 года). Общая величина внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2002 году, по оценкам, составила 142,6 млрд. рублей. К 2006 году она увеличится в 1,7–1,8 раза и достигнет 214,5–221,4 млрд. рублей.
К
2006 году объем затрат за счет бюджетных
средств увеличится на 63–64% от уровня
2002 года и достигнет 111,5–111,9 млрд. рублей
(в ценах 2001 года), более 50% общего объема
внутренних затрат на исследования и разработки.
Таким образом, сохранится тенденция к
снижению доли бюджетных средств в финансировании
исследований и разработок. В 2002 году,
по оценкам, насчитывалось 4010 организаций,
выполняющих научные исследования и разработки,
из них 2860 (71,3%) – государственной формы
собственности. Предполагается, что к
2006 году их количество уменьшится до 3880-3950
(на 1,5-3,2% от уровня 2002 года).
Для российской внешней торговли характерно отрицательное сальдо по операциям с машинотехнической продукцией. Оно равняется примерно четырехкратному превышению импорта над экспортом. Причины те же, что и в советское время: низкий технический уровень, высокая себестоимость, несоответствие спросу по дизайну, экологичности и обеспечению техники безопасности, кроме того отрицательную роль играет российская практика несоблюдения договорных обязательств и слабая подготовленность кадров к реализации экспортной экспансии на мировых рынках товаров и услуг. Значительной конкурентоспособностью обладает российский оборонно-промышленный комплекс, где с 1999 г. повысился уровень инвестиций в НИОКР. Однако в силу отставания в области микроэлектроники экспортабельность ОПК зависит от импорта систем программного обеспечения и оборудования для автоматизации работы конструкторов. Отсюда повышение конкурентоспособности ОПК будет способствовать концентрация производства и разработок в рамках крупных концернов международного измерения, чему в немалой степени способствует либерализация как инструмент глобального экономического взаимодействия. Формирование в мире новой информационной экономики, определяющей конкурентные преимущества стран в будущем, обусловливает необходимость участия России в этом процессе, и в частности путем внедрения микроэлектроники в процесс воспроизводства и в непосредственно выпускаемый продукт.
Накопленный человеческий капитал определяет способность общества к качественно новому этапу развитию, а следовательно его характеристикой выступает уровень образования, качество и продолжительность жизни и трудоспобности, способность самовоспроизводства на качественно более высоком уровне. По оценкам Минэкономразвития и торговли России в стране продолжится процесс депопуляции ( 2002 г. – 143.5 млн.чел.; в 2006 г. 140,7 млн.чел, т.е. 98%), восполнение которого может быть обеспечено с одной стороны существенным улучшением качества жизни и повышения рождаемости, с другой – притоком зарубежной рабочей силы, в т.ч. в рамках стран СНГ. Согласно системы эколого-экономического учета (CЭЭУ) ООН (2000г.) и принимая во внимание рекомендации Всемирного Банка по оценке «инвестиций в человека» - человеческий и природный капитал России выше аналогов стран «большой семерки9», но по общему объему накопленного богатства Россия находится на втором после США месте. Оценка природного капитала России характеризуется тем, что 1/3 – это леса и земля, в т.ч. обрабатываемая, а 2/3 - полезные ископаемые. Экспертные оценки однако отличаются, так административный уровень (министерства, ведомства) определяют природный капитал в 7 раз превышающий накопленные материальные богатства, а независимые специалисты-ученые – что в 50 раз. Таким образом, в современной России многие специалисты выделяют две основные компоненты формирования конкурентоспособного воспроизводимого капитала – или источника роста – дешевая квалифицированная рабочая сила и более рациональное использование природных богатств, повышая их отдачу обществу в целом. В Объединенных Арабских Эмиратах в бюджет в среднем поступает от экспорта нефти до 90% прибыли компаний, в Норвегии – 80%, в России же – не более 50%. Эксперты оценивают причины в изворотливости нефтяных олигархов и несовершенстве налоговой системы. По данным Всемирного Банка около 3% ВВП ежегодно Россия теряет в виде неуплаченных налогов. Неэффективность современной концепции экспорта минерального сырья связана с тем, что во-первых, это последствия автаркии развития советской экономики, когда на экспорт поставлялось то, что требовало наименьших денежных затрат, и ориентация на наращивание объемов поставки сырой нефти при минимизации затрат на геологоразведку и более полную разработку нефтяных скважин; во- вторых, доминанта минерально-сырьевой компоненты в экспорте России повышает ее зависимость от внешней конъюнктуры мирового рынка, а следовательно делает более уязвимой с позиций экономической устойчивости. Сегодня практически все страны признают, что природные богатства –часть национальной экономики страны, а потому введение природной ренты –есть шаг по пути перераспределения бюджетом части получаемого дохода на цели экологического характера и на ликвидацию диспропорций территориального уровней развития, на поддержание наиболее незащищенных слоев народонаселения. Но для качественного исполнения этой задачи необходимо эффективное государство, способное решить эти задачи, обеспечив достаточный уровень прозрачности и поставив заслоны коррупции.